Беседа со священником о празднике Крещения Господня
Завершился праздник Рождества Христова, закончились Святки, наступает Крещение Господне. Сегодня об этом празднике мы будем беседовать с клириком Петропавловского собора города Казани, кандидатом исторических наук иереем Антонием Ермошиным.
— Отец Антоний, праздник Крещения всегда ожидается как праздник очищения, праздник омовения. Он неразрывно связан с покаянием, с изменением жизни человека. Расскажите, пожалуйста, об истории этого праздника.
— Праздник Крещения относится к праздникам новозаветным, и о событиях Крещения мы можем прочитать в Евангелии. Евангелисты, может быть, с разными подробностями, но в целом представляют одинаковую картину Крещения — Спаситель в начале Своей открытой проповеди, будучи возрастом около тридцати лет, приходит на берега Иордана, где к этому времени свою проповедь покаяния осуществляет пророк Иоанн Предтеча. Она заключается не просто в призыве изменить свою жизнь. В качестве видимого знака изменения пророк предлагает людям совершить обряд Крещения, погрузившись в воды Иордана. Этот обряд является знаком очищения от прежней греховной жизни. Выйдя из нее, человек может начать новую жизнь. Многие жители этой местности приходили к нему, как говорят евангелисты, исповедовали свои грехи и принимали от него Крещение. В начале Своей проповеди Господь примерно также приходит к Иоанну Крестителю, чтобы поучаствовать в этом действии.
Здесь, наверное, мы задаемся вопросом, зачем Ему это нужно, ведь в отличие от других людей Он не нуждался в очищении от грехов, Он не нуждался в изменении Своей жизни и в перемене какой-то прежней жизни на новую, ибо Он и так безгрешен. Этот же вопрос задаёт Ему сам Иоанн Креститель, когда останавливает Христа и говорит с Ним: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14)
Тем не менее Господь убеждает его отложить всякие сомнения и совершить над ним Крещение. Почему? На этот вопрос традиция и учение Церкви отвечают, что Господь принимает участие в Крещении не потому, что нуждается в очищении. Во-первых, чтобы подать пример верующим в Него. Во-вторых, чтобы освятить через это действие мир, во грехе лежащий.
Мы с вами знаем, что грехопадение первых людей повлекло за собой не только искажение человеческой природы, но и искажение тварного мира в целом. За тот грех, который совершили наши прародители, Он не только их отстранил от Божественной благодати, но за них и вся природа, как говорит Священное Писание, «стенает и мучается доныне».
И Господь погружается в воду, а вода — это не просто какая-то частная стихия. Это стихия, фактически объемлющая собой весь наш тварный мир. Она, как элемент, присутствует и в воздухе, и в растениях, и в животных, и в почве, и даже в камнях и минералах, охватывая весь тварный космос. Поэтому Господь, соприкасаясь с этими водами (так же, как Он принял на себя человеческую природу, чтобы ее исцелить) осуществляет исцеление падшей природы этого мира.
— А с какого времени совершается празднование Крещения Господня?
— Что касается праздника, то он, как событие евангельское, празднуется христианами уже с апостольских времен. Также довольно рано возникла традиция праздновать его именно 6 января (19 января по новому стилю). Изначально этот праздник, во всяком случае на православном Востоке, был един с праздником Рождества.
Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день, под общим наименованием — Богоявление, и лишь в последующем Рождество было отделено и перенесено на другую дату — 25 декабря. А вот Крещение Господне, Богоявление осталось 6-го числа, и этот почти двухнедельный промежуток между ними получил название Святки, то есть в Святые дни, постепенно переводящие нас от одного праздника к другому.
— Каков духовный смысл праздника Крещения Господня?
— Символизм этого праздника в первую очередь состоит из воспоминания начала проповеди Спасителя. В этот день мы вспоминаем в том числе и проповедь Иоанна Предтечи, которая раздавалась над водами Иордана и была обращена к тем, кто шел к нему креститься: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»
Этот праздник связан с идеей покаяния, идеей переосмысления своей жизни, хотя, конечно, каяться в своих грехах мы должны не только в этот день, но и ежедневно. Всем православным христианам нужно постараться провести его в храме, поучаствовать в праздничном богослужении, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.
В этот день мы должны поставить себя на место тех людей, которые, придя к Иоанну Крестителю, увидели, что пришёл некий Человек, которого еще никто не знал как Мессию, и тоже принял Крещение. И вот разверзлись небеса, и Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и раздался глас Бога Отца: «Это есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение».
В эти дни надо вспомнить, ради чего пришёл Спаситель, вспомнить о том великом даре спасения, которым Он пожертвовал ради нас, вспомнить о тех обетах, которые мы давали в Таинстве Крещения, и понять, насколько наша жизнь соответствует им. Получить эту освещающую благодать, которую Церковь предлагает нам в эти дни в виде освящения святой воды. В Церкви нас ею окропляют, мы пьём святую воду в этот день и в последующие.
— В Ветхом Завете вода чаще всего считалась символом смерти. Меняется ли это значение с появлением праздника Крещения?
— Без воды нет жизни. Можно погибнуть в воде точно так же, как можно погибнуть без воды, поэтому для великого таинства Крещения, которое вводит нас в новую жизнь во Христе, Господь избрал веществом именно воду. Мы в ней погребаемся, умираем в ней для греховной жизни и в ней же рождаемся для жизни вечной. Таким образом, вода в наиболее своем очевидном проявлении является символом жизни как временной, так и вечной. Неслучайно Господь сравнивает себя с водой живой. Он призывает прийти к Нему как к Источнику живой воды, пить из этого Источника и через это иметь жизнь вечную.
— Чем крещение, которое совершал пророк Иоанн Предтеча, отличается от того Крещения, которое затем совершали апостолы?
— Иоанн Предтеча как бы предшествует Христу. Крещение, которое совершал он, еще не то Таинство Крещения, которое сегодня существует в Православной Церкви. Это был именно символический обряд, связанный с покаянием, очищением от грехов и стремлением начать новую жизнь. Во многом этот обряд базировался на проповеди пророков, предшествующих Иоанну Предтече. В частности, пророк Исаия говорит от имени Господа: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1:16-18).
Мы же, принимая Крещение, получаем освобождение от грехов, но в нашем Крещении мы не просто изображаем начало новой жизни — мы действительно получаем дар этой новой жизни, становимся причастными ко Христу. Апостол Павел говорил: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27).
То есть мы не просто заявляем о решении начать новую жизнь, мы получаем благодать, чтобы начать эту новую жизнь во Христе, мы выходим из купели Крещения новым человеком, наследником жизни вечной. С этого момента нам открыт путь для спасения, для усвоения спасающей благодати, которую дает нам Господь. Главное для нас — не растерять эту благодать, данную в Крещении.
— Принятие благодати в народе проявляется через купание в иордани. Как Церковь относится к этой уже древней традиции?
— Да, этой традиции действительно много лет, хотя сложно сказать, насколько она древняя. Возможно, одним из источников этой традиции является обычай паломников, совершающих путешествие на Святую Землю. Они погружаются в воду реки Иордан, исходя из евангельских событий. Причём паломники делают это не только в день празднования Крещения, но и в течение всего года. Мы понимаем, что это лишь благочестивая традиция, подобная традиции приложиться к тому месту в Вифлееме, где родился Спаситель. Но это не аналогично Таинству Крещения, которое совершается однажды и не может повторяться. Я специально говорю об этом, потому что иногда традиция погружения в прорубь некоторыми неверно воспринимается как средство очищения от грехов. Всё-таки для каждого человека, ещё не принявшего Крещение, очищение от грехов состоит в покаянии в предыдущих грехах и принятии Таинства Крещения. А для тех, кто крещен, существует Таинство Исповеди, запечатлеваемое Таинством Причащения Тела и Крови Христовых. Иным путем, путем ныряния в прорубь, получить прощение грехов, конечно, невозможно, и я полагаю своим долгом об этом напомнить.
— Что же такое Агиасма?
— Агиасма — это вода, освященная в праздник Крещения Господня, в переводе с греческого означает «великая святыня», к которой мы призваны относиться с величайшим благоговением. Освящение этой воды осуществляется не для того, чтобы в нее погружаться, а для того, чтобы эту воду пить, окроплять наши жилища или те предметы, которые мы приносим в храм с просьбой освятить.
Мы должны понимать, что освящает воду благодать Святого Духа, которую мы призываем в этих молитвах на воду. В праздник Крещения Господня вода освящается особенным чином, хотя освящение может осуществляться в любой день. Для этого существует малое освящение воды, так называемый водосвятный молебен, который проводится по необходимости прихода или по просьбе отдельных верующих. Освящение в праздник Крещения отличается тем, что оно происходит в воспоминание того события, которое мы празднуем. Во время чина священник погружает крест с изображением Спасителя в воду, наверное, в первую очередь вспоминая о том, как Сам Господь, воплотившийся в телесном образе, погружался в воды Иордана и через это освятил все водное естество. И, как и в любом церковном празднике, мы не просто вспоминаем давно прошедшие события. Мы вновь и вновь переживаем их, становимся участниками и свидетелями памяти об этом великом событии в истории нашего спасения и через соприкосновение с крещенской водой также приобщаемся к божественной благодати.
— Сколько освященной воды нужно набирать?
— Ну как мы уже сказали, традиция почерпать эту воду — это, конечно, традиция, идущая из первых христианских времен. И мы с вами с величайшим благоговением относимся к этой воде, поскольку она называется великой святыней, поэтому очень печально видеть, что в эти дни у нас храмы наполняются не только верующими людьми, которые действительно стремятся ее набрать, но и суматохой, очередями, иногда с руганью и с оскорблениями, по принципу «как можно быстрее вперёд пролезть» и «как можно больше себе воды зачерпнуть». Каждый год Церковь напоминает о том, что к святой воде необходимо подходить с благоговением не только когда собираешь пить, но и тогда, когда собираешься ее брать.
Что касается объемов воды, то мы с вами понимаем, что священнодействие и погружение креста совершается с определённым объемом воды, но благодать распространяется на всю воду в природе. Небольшого количества воды будет вполне достаточно, чтобы хранить ее дома и по мере необходимости пить, подливать в другую, тем самым освещая и ее. Так что этот источник неиссякаем, если мы относимся к нему с верой и благоговением. Поэтому устраивать драки и ссоры за большие объемы воды совершенно не соответствует духу праздника и его значению.
— Спасибо за беседу, отец Антоний!
— Поздравляю вас с праздником и желаю благодати от Господа нашего Иисуса Христа!