28 апреля православные христиане отмечают Светлое Христово Воскресение. В преддверии праздника в студии портала «Православия в Татарстане» состоялась беседа с руководителем отдела по канонизации святых Казанской епархии, клириком Петропавловского собора города Казани иереем Антонием Ермошиным.
— Расскажите, пожалуйста, об истории возникновения Пасхи.
— Этот праздник имеет ветхозаветное происхождение. Светлое Христово Воскресение — важнейший христианский праздник, установленный в честь Воскресения Господа Иисуса Христа.
А в ветхозаветные времена пасха совершалась в память исхода евреев из египетского плена. Об установлении этого праздника написано в Книге Исход.
Слово «песах» означает «прошел мимо». Праздник напоминает о последней казни египетской. Мы помним, что перед исходом в Египте погибли все первенцы, кроме еврейских. Ангел, посланный Богом, прошел по земле Египетской, после чего произошла эта страшная трагедия.
В память об этих событиях евреям предписывалось приносить в жертву агнца, после чего помазывать его кровью дверные косяки. Впоследствии христиане назвали это прообразом крестных страданий Спасителя, проводя параллели между ягненком и Спасителем.
Кровь Христа, как Агнца Божия, служит нам во спасение.
В эпоху царств праздник был предан забвению, но впоследствии возродился. Во времена Спасителя он стал одним из главнейших иудейских праздников.
Крестные страдания Спасителя и Его воскресение из мертвых пришлись на этот иудейский праздник, но христиане наполнили его другим смыслом. Благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа верующие смогли избавиться от рабства греха.
— Во время службы Великой Субботы вспоминаются ветхозаветные пророчества, посвященные Спасителю. Почему современники не приняли Христа?
— Сложно сказать. Мы не можем проникнуть в умы и сердца людей того времени, но мы можем посмотреть на себя.
Мы, верующие, хорошо знаем послания апостолов и евангельские заповеди. Но соблюдаем ли мы их? Думаю, что заповеди соблюдают немногие. Жизнь большинства верующих ничем не отличается от жизни тех, кто не интересуется религией, и тех, кто не принимает ее.
Это, конечно, особенность человеческой природы, порабощенной грехом, от которого Господь и пришел нас освободить. Но Он не может освободить нас в принудительном порядке — мы должны сами этого захотеть. То есть жертва принесена, искупление даровано, поэтому для каждого верующего человека потенциально открыта дорога в жизнь вечную. Но духовная жизнь интересна не всем. Как и в давние времена, сейчас есть те, кто это принимает, и те, кто это отвергает. Также есть верующие, которые на словах это принимают, а на деле совершенно равнодушны. Люди не меняются.
— Но Пасха все равно стоит особняком. В этот праздник в храмах много верующих, а в любые другие дни церкви могут быть полупустыми. Почему так происходит?
— Я думаю, что этот праздник понятен многим верующим. Пасха — светлый праздник, дающий надежду на вечную жизнь. Никакой другой праздник не может дать столько света, надежды и радости.
Для многих верующих Пасха не проходит бесследно. Если человек искренне стремится к Богу, то рано или поздно он почувствует спасительную благодать этого праздника. Через некоторое время он начнет жить церковной жизнью. Он станет чаще посещать храм и будет вспоминать о Боге не только в Пасху.
— Отче, расскажите о Воскресении Христа.
— История Воскресения Христа излагается в последней главе каждого Евангелия. В Евангелии от Иоанна этому посвящены две главы, сильно отличающиеся от остальных.
Если заметили, евангельские повествования носят конкретный характер: Иисус отправился в такой-то город, зашел в такую-то синагогу, проповедовал то-то, исцелил того-то и так далее. Так же подробно описаны и последние дни Спасителя: Тайная вечеря, Гефсимания, молитва, арест, суд, встреча с Пилатом… Когда читаешь Евангелия, эти события предстают перед глазами.
Мы можем представить, как человека бичуют, распинают или прибивают гвоздями к кресту. Но нам трудно представить, как оживает мертвое тело, поэтому описание Воскресения у евангелистов отсутствует.
Евангелисты сообщают, что утром следующего за субботой дня Петр и Иоанн, войдя во гроб, обнаружили только погребальные ризы. Женщины-мироносицы увидели Ангелов, которые сказали им, что те напрасно ищут здесь Христа.
В Евангелии есть еще кое-какие интересные подробности. Например, там говорится, что Мария Магдалина не узнала Спасителя, приняв его за садовника. Она говорит Христу: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его». Она узнает Иисуса только тогда, когда Он обращается к ней по имени. После этого она бросается к Его ногам, пытается прикоснуться, и Он произносит странные на первый взгляд слова: «Не касайся Меня, Я еще не взошел к Отцу Моему». Через некоторое время Спаситель Сам попросит Фому это сделать.
Затем Он присоединяется к двум ученикам, идущим в Эммаус. Христос беседует с ними, но Они тоже не узнают Его. Лишь когда они вместе преломляют хлеб, ученики догадываются, Кто перед ними, но в этот момент Он становится невидимым.
Евангелист Иоанн пишет, что когда Иисус стоял на берегу Тевириадского моря, ученики, ловившие рыбу, не узнали Его. Он спросил: «Дети! Есть ли у вас какая пища?» Только после того, как ученики по Его совету удачно закинули сеть с правой стороны лодки, они догадались, что перед ними Господь.
Вот насколько удивительна воскресшая человеческая природа. Христос проходит через закрытые двери и становится посреди учеников, говоря: «Мир вам». Нужно отметить, что Иисус не был призраком: Он показывал следы от гвоздей на руках и ногах, вкушал рыбу вместе с ними.
Некоторые спрашивают, почему Спаситель не показался Пилату, приговорившим Его к казни первосвященникам и тем, кто кричал: «Распни!». А потому что нужно просто уверовать в Воскресение Христа.
Господь является только ученикам, показывая Свои смирение и нежелание навязываться. Иисус мог бы сказать: «Я воскрес, Я жив». Но Он является только тем, кто переживал о Нем.
Христос сказал Фоме: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Вот об этом верующим стоит подумать в пасхальные дни.
Беседовал священник Алексий ПАВЛОВ