Как духовные традиции Оптиной пустыни развиваются в Свияжском монастыре
1 февраля 2019 года в Казани состоялось торжественное мероприятие, посвященное завершению масштабного историко-культурного проекта «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар». Работы по воссозданию уникального исторического комплекса зданий в Свияжске ведутся с 2010 года республиканским фондом «Возрождение». Среди прочих объектов был реконструирован Успенский собор Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Самая активная фаза работ пришлась на последние два года. Это удивительным образом совпало с назначением наместником монастыря 27 декабря 2016 года игумена Симеона (Кулагина).
— Отец Симеон, недавно исполнилось два года с момента Вашего вступления в должность наместника обители. Какой Вы ее нашли в свой приезд, что знали о ней, что удалось сделать за два года? Что пришлось менять?
— Всю свою жизнь я интересуюсь историей России, и когда-то занимался этим профессионально, поэтому я, конечно же, знал о Свияжске и его древних святынях. Главное преимущество монастыря, на мой взгляд, — это то, что он заботами республиканского руководства был полностью отреставрирован. Это позволяет заниматься больше не строительными хлопотами, а устроением монашеской жизни и богослужением. Со мною пришло несколько человек из Оптиной пустыни, они стали костяком нового братства, принесли традиции одной из лучших православных обителей.
Монастырь древний, основан в XVI веке, ансамбль монастыря полностью сохранился. Расположен в удивительном по красоте месте, на острове при слиянии трех рек: Волги, Свияги и Щуки.
Главные изменения — это именно восстановление монастырского устава во всех сферах жизни обители. Например, богослужение у нас ежедневно совершается по монастырскому уставу, что, как ни странно, большая редкость в русских монастырях. Вечером мы служим вечерню и повечерие с каноном Богородице.
А утром, в 6 часов, мы совершаем полунощницу, утреню, часы и литургию (иногда две Литургии). Канон на утрене у нас читается с библейскими песнями — это древняя уставная традиция, которая почти забыта в России и поддерживается в монастырях Афона. В планах — еще более приближать богослужение к уставу. Вообще, из-за того, что в монастыре почти отсутствует подсобное хозяйство — так как мы расположены на небольшом острове, — богослужение, келейная молитва и поддержание благолепия в храмах — основные наши послушания. За эти два года мы подготовили к освящению два отреставрированных храма, в которых сейчас постоянно идет богослужение. Состоялись первые постриги в монастыре. В планах на уже начавшийся год — освящение Успенского и Никольского храмов XVI века, а также Германовского храма, который расположен в братском корпусе. Именно подготовкой этих древних храмов к освящению мы сейчас преимущественно и занимаемся.
— В чем Вы видите свою главную миссию и задачу как наместника? Какие векторы развития монастыря Вы считаете наиболее важными и приоритетными?
— Я родился и вырос в Сибири. Еще в детском возрасте появился интерес к вере и Церкви, по собственному желанию был крещен, хотя семья была нерелигиозная. Окончил университет и занимался преподаванием истории России. В 27 лет отправился в паломническую поездку по монастырям, в том числе три дня должен был провести в Оптиной пустыни. Когда эти дни прошли, я понял, что не хочу уезжать оттуда. Подошел к духовнику обители отцу Илию, и он благословил остаться. Так я остался в Оптиной на 12 лет, принял постриг. Проходил самые разные послушания — на коровнике, в экскурсионной службе, в гостинице для трудников, по благочинию, практически ежедневно приходилось принимать исповедь у многочисленных богомольцев. Последние годы заведовал монастырскими трапезными, в которых ежедневно питалось в среднем 600 человек.
Свияжский монастырь меня привлек своей древностью и удаленным расположением на острове, так как я считаю, что монашескую жизнь в городе либо вблизи мегаполиса устроить крайне сложно.
Главную свою задачу вижу в том, чтобы возродить монашеские традиции в древнем монастыре, собрать братию, действительно любящую монашескую жизнь и молитву, и поддерживать уставное богослужение.
— Обители уделяется большое внимание со стороны властей республики и правящего архиерея. Что удалось сделать благодаря их поддержке?
— В 2018 году закончилась реализация комплексного проекта по возрождению острова-града Свияжска, в рамках которого были отреставрированы все объекты Свияжского монастыря. На самом деле — это уникальный для России проект.
За несколько лет были полностью восстановлены два свияжских монастырских комплекса.
В 2017 году наш Успенский собор был признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО — таких памятников в России менее 30-ти. Это, конечно, было бы невозможно без особого внимания к возрождению Свияжска со стороны властей республики, особенно Государственного Советника Минтимера Шаймиева и возглавляемого им фонда «Возрождение». Искренняя им благодарность от братии обители и паломников! Именно благодаря этой работе монастырь теперь полностью обустроен и удобен для монашеской жизни.
Наш правящий архиерей митрополит Феофан лично вникает во все детали строительных и реставрационных работ, участвует в рабочих совещаниях. Но главная, на мой взгляд, забота владыки — это восстановление уставных и духовных монастырских традиций.
— Как проходит возрождение исторического облика обители? Какие работы ведутся сейчас, какие — в ближайших планах?
— Реставрационные работы заканчиваются. Летом этого года планируется освящение нашей главной святыни — Успенского собора. Также будет установлен иконостас в Никольском храме и открыта новая паломническая трапезная на территории Иоанно-Предтеченского подворья нашего монастыря. Мы надеемся, будут проведены работы по благоустройству территории Успенского монастыря, так как без этого сложно будет обеспечить доступность собора с его уникальными фресками XVI века для массового посещения.
— Свияжск — один из важнейших туристических центров Татарстана с огромным трафиком посетителей, зачастую не вполне воцерковленных. Как насельникам обители удается сохранить в этой ситуации молитвенный настрой?
— Эта проблема большинства современных монастырей, особенно имеющих определенную известность. Но надо отметить, что и в прошлом монастыри принимали не меньший поток паломников. Например, Оптина пустынь в дореволюционные годы была центром духовного окормления, принимала многотысячный поток посетителей со всей России, и это не мешало братии сохранять строгий строй монастырской жизни. В Свияжске поток туристов и паломников имеет ярко выраженную сезонность — это лето и новогодние праздники. Большую часть года жизнь в монастыре уединенная. Это преимущество островного и отдаленного от городов расположения Свияжска. Но и в летние месяцы посетители бывают только в дневные часы, утром и вечером — когда мы совершаем богослужение — в стенах монастырского комплекса практически нет туристов или паломников. Ворота обители открываются в 9 часов утра, а закрываемся мы для посетителей в летний период в 18 часов, в зимний — в 17. Сейчас наиболее важная задача — создание братской территории, то есть ограждение территории, примыкающей к братским корпусам, от посетителей. Это совершенно необходимо для дальнейшего развития обители, и правящий архиерей нас здесь полностью поддерживает.
Вообще, наш владыка говорит, что апостолы ходили по всей земле и искали кому бы проповедовать Слово Божие, а к нам сами в обитель приезжают люди, многие из которых, видя благолепие древних храмов, посещая уставные службы, получают духовную пользу. Как писал современный учитель монашества, старец Иосиф Ватопедский: «Когда мы трудимся ради нашего спасения со страхом и прилежанием, соблюдая свои монашеские установления, мы становимся и миссионерами для нашего народа, не выходя за ограду монастыря».
— Свияжский монастырь — особое место в истории Поволжья, форпост в распространении православной веры среди народов региона. В его истории много страниц как радостных, так и трагических. Какие из них, по Вашему мнению, недостаточно хорошо известны и нуждаются в более тщательном изучении и освещении?
— Сейчас я занимаюсь исследованием истории монастырей Свияжска в начале XX века, то есть перед революцией 1917 года, а также после революции и вплоть до закрытия монастырей. Это время святых новомучеников и исповедников, которые явили подвиг веры, но также и эпоха отречений, предательств. Мне кажется, знакомство с этой страницей истории нашей страны весьма актуально для современного христианина.
— Кто сегодня приходит в монастырь и как происходит формирование и воспитание насельников?
— В монастырь приходят самые разные люди. Кого-то приводят жизненные проблемы, кто-то сознательно интересуется монашеской жизнью. Часть братии и трудников связаны с Оптиной пустынью и приходят к нам по совету оптинских духовников. Для всех приходящих в монастырь обязательно посещение богослужебного суточного круга.
В течение дня между богослужениями — трудовые послушания, которых хватает в большом монастыре с семью храмами. В нашем монастыре принята практика частой исповеди и причащения — обычно раз в неделю. Также мы стараемся, чтобы все получали духовное образование на заочном отделении Казанской духовной семинарии. Причем наши студенты отличаются очень хорошей успеваемостью. Периодически проводим беседы с братией и трудниками по вопросам духовной жизни. Сейчас в монастыре семь монахов. Есть послушники и трудники из разных регионов России, которые имеют серьезное расположение к монашеству. Монастырь большой и полностью восстановленный, так что мы готовы принять всех, кто серьезно задумывается о спасении души.
— Каков порядок жизни в монастыре? Насколько он строг и имеет ли историческую традицию?
— Утреннее богослужение, которое продолжается в среднем три с половиной часа и посещение которого обязательно. После этого всем назначаются послушания. С двенадцати до двух перерыв, во время которого совершается трапеза и можно отдохнуть. С двух до четырех братия и трудники вновь на послушании. В пять начинается служба, которая на этот раз занимает около полутора часов, после службы — ужин. В половине девятого собираемся в храме для вечернего правила. Накануне праздничных дней совершается всенощное бдение. Этот распорядок во многом похож на тот, который действует в Оптиной пустыни, и соблюдение его обязательно. Конечно же, стоит отметить, что в прошлом распорядок жизни в монастырях был более строгим и подвижническим. Обязательность посещения монастырских служб — главная сложность нашего устава. Для многих современных людей гораздо проще тяжелый труд, чем многочасовая молитва.
— Если ли у Вашей обители связь с другими монастырями?
— Мы, конечно, имеем связи с монастырями Казанской земли, приглашаем на все наши монастырские праздники братию других монастырей, некоторые монастыри также приглашают нас на свои торжества. Наиболее тесная духовная связь лично у меня и у других наших монахов поддерживается с Оптиной пустынью. Нас часто навещают оптинские братья, оптинские трудники также приходят в нашу обитель. Мы всегда рады тем, кто ищет монашеского жития, любит молитву и богослужение. Монастырь сейчас полностью восстановлен, налажена богослужебная жизнь, создан костяк братии — и мы молимся и надеемся, что со временем обитель наполнится ищущими духовной жизни.