17 августа 2018 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан стал гостем программы «Главные новости» на телеканале «Татарстан 24», где ответил на вопросы ведущего Тимура Рагги.
— Что можно и что нельзя делать в Успенский пост?
— Обычно пост начинают обсуждать с его внешней стороны. Успенский пост почти приравнивается в Великому. Также, как и в Великий пост, в Успенский не разрешается вкушать мясную, молочную пищу и всё производное от них. Даже рыбу! Единственный день, когда разрешается рыба — это праздник Преображения Господня.
Но суть поста — это не внешнее воздержание, а внутренняя собранность, углубленный анализ своей жизни. Листая от поста до поста книгу своего бытия, человек находит много помарок. И здесь важно, чтобы, соблюдая внешний пост, человек обязательно смотрел на сущность своей души.
Есть такая старая побасенка. Подходит человек к женщине, которая молится, и старается что-то у неё спросить. А та с озлоблением говорит: «Ты что, не видишь, я молюсь!» Вот именно этого нужно избегать. Молитва — это мирный дух, пост — это состояние внутреннего раскаяния. Нужно поститься так, чтобы никто не знал, что ты постишься, чтобы никто и не думал говорить о тебе: «Ах, какой постник!»
— А как достичь этого внутреннего состояния, когда на улице жара, когда в еде ограничения?
— Пост — это работа человека над своим совершенствованием. Этому процессу нет предела. И святые отцы Церкви, являющиеся примером духовного подвижничества, всегда призывали: даже если на смертном одре вам скажут, что вы достигли высот духовного совершенствования, не соглашайтесь с этим. Это постоянный путь. Спросите любого мастера или ученого, можно ли достичь совершенства в науке или ремесле, и он ответит, что нет. Вспомните Калашникова: человеку шел девятый десяток лет, а он совершенствовал то, что изобрел много лет тому назад.
Но начинать надо с малого. Наступает пост — сделай волевое решение и ограничь себя. Не можешь полностью держать пост — вкушай только рыбу, откажись от мяса. Нагрузки в духовной жизни нужно увеличивать постепенно, как у спортсменов. Проблема, что люди берут на себя нагрузку, которую не в состоянии нести, и потом у них опускаются руки. Этого делать не нужно, во всем требуется рассудительность, умеренность и постепенность.
— О реставрации Петропавловского собора. Какие работы там планируются?
— Во-первых, это первая масштабная реставрация храма за многие годы. Только леса, которые сейчас окружают Петропавловский собор — это отдельное архитектурное сооружение, которое стоит миллионы. Такие капитальные леса мне посоветовал соорудить один очень хозяйственный и мудрый человек — Рустам Нургалиевич Минниханов. Дело в том, что по планам работ леса сначала должны были быть возведены в этом году, потом в рамках контракта — разобраны, а в следующем году вновь собраны. Это же безумие! Я обратился с просьбой к Рустаму Нургалиевичу, и он сделал так, что эти леса, собранные один раз, будут стоять все время проведения реконструкции и их никто разбирать не будет.
Во-вторых, в Петропавловском храме ведутся уникальные работы. Всё, что там было, наносной слой, результат не вполне качественной реставрации в предыдущие годы — всё это удаляется до камня и начинается настоящая полноценная реставрация. А в тех местах, где есть потери и выбоины, будут сделаны компенсирующие фрагменты, точно в размер утраченных. То же касается и колеровки, которая будет максимально приближена к историческому виду. Будут перекрыт купол храма, отреставрированы кресты. Работы впереди очень много.
Финансирование этих работ идет по федеральной программе сохранения культурных памятников. Чтобы мы приняли участие в этой программе, была проделана большая организационная работа во взаимодействии Казанской епархии и депутатского корпуса Государственной Думы. В частности, большую помощь нам оказал Ильдар Ирекович Гильмутдинов, за что ему большая благодарность. У нас сегодня есть надежда, что в Петропавловском храме реставрационный процесс будет проведен полностью, а не коснется лишь только стен, фасадов и куполов. Это очень важно, потому что несколько лет тому назад мы начали совсем с другого — с укрепления фундамента. Фундаменты ослабли, и в них шприцевали при помощи специальных технологий особый бетон. В этом году мы уже работаем с фасадом, кровлей, куполом и строим планы на полную реконструкцию в ближайшем будущем. Отмечу, что после реставрации Петропавловский собор не только обновится, но и приблизится к своему историческому облику.
Ещё более важно, что в течение всего периода работ храм будет открыт для прихожан, паломников и туристов. Это не только памятник архитектуры, это, прежде всего, дом молитвы. Ведь мы не закрываем больницу, когда в ней начинается ремонт, люди должны получать помощь. Так и здесь. Люди десятилетиями ходили в этот храм и его закрытие недопустимо. Молитва в храме прекращаться не будет!
— Как сделать, чтобы росло число людей, помогающих возрождению храмов?
— Бог в долгу никогда не бывает, это нужно помнить. Небольшая копейка — через купленную свечу или трудническую помощь — это соучастие общему делу. Помните, был такой философ Николай Федоров? У него было понятие «философии общего дела», которой так не хватает в наше разобщенное время. Я призываю всех и каждого принимать участие в воссоздании наших уникальных архитектурных и исторических памятников. Именно люди являются тем цементирующим началом, которое помогает сохранить бесценное достояние нашего Отечества и города Казани.
— Сегодня много говорится об идее внесения воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как Вы к ней относитесь?
— Эта идея не имеет основания. Как бы мы тщательно ни воссоздавали собор, как бы он ни аффилировался с тем храмом, который был на этом месте изначально, это будет вновь созданный объект. А главным условием включения в список ЮНЕСКО является, чтобы памятник был первозданным.
— Как Вы относитесь к новому пакету санкций, которые Запад вводит сегодня в отношении России?
— Главная цель санкций — не задавить Россию экономически, это невозможно, а пустить волну разделения в наше общество. И главный инструмент для противодействия этому — консолидация. Нам нужно помнить, что заграница нас не спасёт, не защитит и не накормит. Значит, надо делать всё, чтобы мы были сильны и политически, и экономически, и как единое общество.