Интервью редакции «Раифского Вестника» с наместником Раифского Богородицкого мужского монастыря игуменом Гавриилом (Рожновым).
— Отец Гавриил, поздравляем Вас с назначением наместником Раифского монастыря, и первый вопрос к Вам: как Вы восприняли новость о своем назначении?
— До назначения наместником Раифского монастыря я уже около года был исполняющим обязанности, и сказать, что это было для меня неожиданностью, нельзя. Но в какой-то мере неожиданностью это является; в том смысле, что последнее слово в этом вопросе ставят Синод и лично Святейший Патриарх. Поэтому до утверждения Синодом окончательной ясности относительно моего назначения не было. Воспринимаю это, как данный Богом крест; сам не напрашивался на него, а доверие и решение Синода и Святейшего Патриарха воспринимаю, как волю Божию, и по мере сил постараюсь исполнить.
— Что такое быть наместником такого известного монастыря?
— В первую очередь, это огромная ответственность — перед Богом, прежде всего, и перед людьми. Или, говоря церковным языком, это крест. Игуменский крест — один из самых тяжелых. Почему? Потому что связан с судьбами людей. Посему для меня это перво-наперво большая ответственность… И этот крест можно понести только по любви к Богу и с Божией помощью. Как читаем часто в воскресном Евангелии от Иоанна, когда Господь вопрошал Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?.. Паси овцы Моя» (Ин. 21:16), так что пасти Божие стадо можно только по любви к Богу. Иной высшей цели, которая могла бы удержать на этом пути, нет.
— Как Раифский монастырь хранит духовную традицию?
— Традиция у всех православных монастырей — и она же задача монастыря — одна: это внутренняя духовная жизнь. Для монахов — это связь с Богом. Отсюда самая первая задача монастыря — это молитвенное, духовное делание его насельников. В этом отношении Раифский монастырь мало чем отличается от других мужских монастырей Русской Православной Церкви; устав монастыря схож с таковыми во многих других обителях. И во главе угла здесь стоят богослужебная жизнь, келейная жизнь, правила чтения святых отцов и исполнение заповедей Божиих. Паче того, если говорить конкретно о Раифской обители, монастырь изначально создавался как миссионерский, с миссионерскими целями по просвещению края, вошедшего в состав Российской империи. Вследствие этого Раифский монастырь до сих пор выполняет свое миссионерское предназначение, принимает множество паломников и туристов, которые хотят соприкоснуться с традицией Православия. И выполняет монастырь эту задачу, я думаю, как и раньше, успешно. Об этом свидетельствуют многие положительные отзывы людей, которые приезжают в монастырь.
— Какие работы ведутся сейчас в обители? Каковы планы по её духовному развитию?
— После восстановления монастыря в 1990-х годах многие работы велись из подручных материалов, которые удалось достать в тех простых условиях; по этой причине многие здания к сегодняшнему дню подверглись износу. Вот почему в последнее время провели ремонт кровли и крыш наших храмов: Преподобных отцов, Троицкого и Софийского. Уже более полугода ведется очень большая работа по созданию собственной газовой котельной и замене теплотрассы монастыря. После этого монастырь будет автономно снабжать себя теплом.
Помимо внешних строительных работ, продолжается работа и по духовному развитию монастыря. Это, конечно, остается приоритетным направлением, поскольку монастырь — это первым делом братство, а не стены. Поэтому первостепенное внимание направлено именно на духовное развитие обители. Это надстройка богослужебной жизни.
Духовная жизнь в Раифе будет продолжать созидаться, как она созидалась после возрождения монастыря. Это, прежде всего, улучшение богослужения, развитие келейного пребывания, изучение святоотеческой литературы, регулирование практики исповеди и причастия насельников монастыря. К этому обязательно следует прибавить собственно духовное образование — через обучение в Казанской духовной семинарии, а также развитие богословских курсов на базе Раифского монастыря. Два человека у нас уже закончили первый курс семинарии; в этом году предполагаем еще четыре—пять человек из монастыря отправить обучаться в духовной школе.
С сентября текущего года планируем создать при самом монастыре богословские курсы. По благословению Святейшего Патриарха и решению Священного Синода с 2019 года все готовящиеся к постригу кандидаты из насельников монастыря в обязательном порядке должны пройти трехгодичные богословские курсы. Ввиду этого сейчас готовим базу для проведения таких курсов в нашем монастыре.
К тому же с недавнего момента в монастыре введена практика еженедельных собраний всей братии, во время которых проходит обсуждение духовных вопросов, фрагментов из творений святых отцов, обсуждение текущих проблем и вопросов внутренней жизни монастыря. Кроме того, с трудниками и послушниками обители несколько раз в неделю проводятся катехизические беседы, лекции по Священному Писанию, истории Русской Православной Церкви и общецерковной истории, по основному богословию, литургике и др.
В монастыре организована библиотека духовной литературы — и на бумажных носителях, и в электронном виде. Создан учебный класс, где каждый насельник может прийти, поработать, написать реферат, прочитать книгу, выполнить какую-то другую работу. Все условия для этого созданы, и двери открыты.
Сейчас отладили клирос; несколько составов певчих, периодически сменяя друг друга, поют в монастыре. При этом за короткий период нам удалось выучить несколько человек из числа братии церковному пению.
— Сколько сейчас в монастыре монашествующих?
— На данный момент в Раифском монастыре десять монашествующих в постриге и семь послушников. То есть монашествующих с послушниками — 17 человек.
— Что главное, на Ваш взгляд, для монаха?
— Главное для монаха — это живая связь с живым Богом. Как говорил святитель Феофан Затворник, «один Бог да душа — вот монах». То есть для монаха архиважно поддерживать живую связь с Богом. Когда это есть, все остальное прикладывается. Как мы читаем в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Так и для монаха: если существует эта живая нить, то все остальное, как фон, вокруг этой оси созидается.
— Как монашеский опыт борьбы со страстями приложить к мирянам?
Борьба со страстями — это задача и ответственность не только монашествующих, но и мирян. Примеры этой борьбы подробно расписаны в святоотеческих творениях. Основные из них — пост и молитва. Но в монашеской жизни в большей мере созданы условия для такой борьбы, и на это нацелен весь распорядок и уклад монашеской жизни. Мирянам в этом отношении сложней — в том плане, что они обременены мирскими попечениями, суетой, и часто не хватает времени, сил и внимания для борьбы со страстями, не хватает внимания к своему духовному миру. А способы борьбы одинаковы как у мирян, так и у монахов. Монашеская жизнь отличается лишь тем, что эта борьба ведется более тщательно, более внимательно.
— Благодарим Вас, отец Гавриил, за Ваши ответы и желаем в этом помощи Божией.
Источник: сайт Раифского монастыря