«Милосердие есть признак Божества». Эти слова святителя Иоанна Златоуста как нельзя лучше характеризуют деятельность сестёр милосердия. Они служат людям в те минуты, когда приходит беда — болезнь, страдания и нищета. Не каждому человеку под силу выслушать немощного человека, оказать ему безвозмездную помощь. В годы войны ценой собственной жизни сёстры милосердия спасали солдат, погибающих на поле боя. Только человеку с большой чистой душой удаётся быть рядом с болью и страданием. Женщин, которые избрали своей жизненной стезёй служение милосердию, можно встретить в любой точке мира, поэтому движение сестёр милосердия имеет богатый опыт и традиции. Одна из таких общин расположена в Казани в Никольском кафедральном соборе, по благословению настоятеля храма протоиерея Иоанна Барсукова. Дела милосердия — это неотъемлемая часть православной жизни, благодаря этому сестричество на приходе с каждым годом возрастает и даёт немалые плоды в делах заботы и любви к ближнему. Руководит движением Аида (Анастасия) Широкова. Вот уже четвёртый год она помогает страждущим и носит это высокое звание — сестра милосердия.
— Аида Радиковна, к вам в сестричество за помощью может обратиться любой человек?
— Да, обратиться может каждый. Но мы оказываем помощь, исходя из их состояния и потребностей. Потому что есть люди просто одинокие, физически больные, а есть болящие психоневрологическими заболеваниями, с ними у нас немного другой аспект служения. Если к лежачим людям мы ходим помогать приготовить еду, помыть полы, поменять памперсы, то вторая категория людей нуждается просто в общении, мы помогаем им больше в моральном плане.
— Кроме помощи болящим на дому, какие виды служения вы несёте?
— Мы оказываем разовый уход в больнице, когда нам звонят родственники прооперированных больных и просят помочь. Помогаем больным в свободное от своей постоянной работы время, по два-три часа в неделю. Кроме того, наши сёстры несут свое служение в хосписе — фонде имени Анжелы Вавиловой. Для болящих людей там проводятся молебны, Божественная литургия, Исповедь, Причастие, а также Соборование. Мы помогаем там всем желающим подготовиться к церковным таинствам. Также сёстры организуют при нашем соборе кормление бездомных людей. Каждую субботу мы готовим горячие обеды от 70 до 100 порций, в зависимости от сезона, зимой их больше, так как холоднее на улице. Кроме того у нас есть благодетели, это отдел Казанской епархии по работе с молодежью, который помогает с тёплой одеждой для людей без определённого места жительства, а также готовят им подарки к Рождеству и на Пасху. Недавно мы также писали прошение директору чулочно-носочной фабрики и он пожертвовал нам почти десять коробок тёплых носков, мы их раздавали бездомным. Ещё наши сёстры служат в ДРКБ. Но наши труды не ограничиваются физической помощью. Например, мы регулярно организуем акцию «Белый цветок». Это ежегодное мероприятие, которое проводим на Вербное воскресение, в этом году оно прошло в двух храмах — Никольском соборе и в Ново-Иерусалимском подворье. Суть данного мероприятия в том, что участники делают пожертвования, а взамен получают символы акции — цветы, сделанные из бумаги нашими сёстрами. Все собранные средства в этом году пойдут на строительство хосписа. Стоит также отметить, что стараниями наших девочек организован кукольный театр «Отрада», который готовит спектакли на духовные темы. Мы показываем их в нашем храме и гастролируем по другим приходам и больницам.
— Какой, по-вашему мнению, должна быть сестра милосердия? По каким критериям вы принимаете желающих в сестричество?
— Прежде всего, женщина должна быть православной, регулярно исповедоваться, причащаться. У нас в месяц раз проходит сестринская Литургия, наш духовник иеромонах Роман (Модин) исповедует и причащает сестёр. Сначала женщина служит в сестричестве в качестве добровольца, там мы смотрим на неё, как она выполняет свои обязанности. Потом она подаёт заявку о том, что желает стать сестрой милосердия и тут уже каждый человек рассматривается индивидуально. А вообще критерии у нас чисто человеческие — сестра милосердия должна быть честной, добропорядочной, скромной, чтобы и работа вне храма у неё была достойной.
— А что лично Вас сподвигло стать сестрой милосердия?
— Во-первых, я всю жизнь работала операционной медсестрой, так что деятельность сестричества близка мне по духу. Сейчас я на пенсии, у меня обычная семья, дети, внуки. Сначала, придя в сестричество, я помогала как доброволец, а потом, пройдя обучение, была посвящена в сёстры милосердия.
— А какое обучение Вы проходили?
— Это специальные курсы в течение трёх месяцев. Занятия проводят дипломированные врачи. В конце обучения необходимо сдать экзамены, после этого пройти практику, которая включает в себя работу в хосписе, помощь больным на дому и кормление бездомных людей при храме. Далее наши курсанты получают диплом, подписанный митрополитом.
— Есть ли у сестёр ограничения по возрасту?
— У нас разные женщины — есть и молодые, есть и преклонного возраста. Например, матушка Евдокия, ей уже за 70 лет. Она везде всё успевает и очень энергичная, справляется с обязанностями порой лучше, чем все мы вместе взятые. А так у нас есть и молодые сёстры, но все они быстро выходят замуж, уходят в декрет и пока числятся заштатными. У нас какое-то счастливое сестричество — тот, кто вступает на этот путь, мигом выходит замуж.
— Ваша работа непростая, требует много сил как физических, так и эмоциональных, вы сильно устаёте?
— Нет. Да и как можно устать помогать Богу? Бывает такой момент, как выгорание, это случается со всеми. Недавно я была на православном съезде и там выступал владыка Пантелеимон, вот он отвечал на этот вопрос так: «Я не понимаю понятия «усталость». Как это вы устали? Служить Богу устали? Ну пойди поспи. Если не помогает — ещё поспи. Не помогло? Ну в отпуск сходи. А если и после отпуска не хочешь служить — тогда тебе в психиатрию». Поэтому я теперь живу по словам владыки Пантелеимона: устал — поспи.
— Какие планы у вашего сестричества? Есть ли у вас новые идеи и проекты?
— Мы собираемся открыть социальную парикмахерскую. А в далёких планах и мечтах — создать богадельню. Мы надеемся, что нам выделят на это хотя бы маленькую избушку.
— Спасибо за беседу, Аида Радиковна. Успехов Вам в Ваших делах благотворительности.
— Спаси Господи!