21 мая отмечает день рождения митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. По этому случаю автор программы «Путь» побеседовала с главой Татарстанской митрополии.
— Владыка, был ли в Вашей жизни совет, который Вам сильно помог?
— Да, причем не один. Это были советы моего отца, и я их запомнил навсегда. Всегда говори только правду. Никогда не предавай Христа. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
— Но это сложно.
— А что в жизни просто?!
— Скажите, что для Вас значит свобода? Что Вы вкладываете в это понятие?
— Хочу сказать, что современные люди часто путают свободу со вседозволенностью. Погружаясь в распутство, они говорят: «Мы свободны, поэтому что хотим, то и делаем». Но с христианской точки зрения любая страсть — это рабство, а не свобода, и распутство не является исключением. А однополые браки? Неужели это свобода? Это же рабство. А наркомания? Это тяжелейшее рабство. Свободный человек — это тот, кто борется со своими страстями. Только сильные люди могут быть свободными, потому что страсти победить непросто. Для этого требуется воля.
— Вам часто говорят комплементарные слова?
— Что такое комплимент? Меня часто благодарят, если мне удается кому-то помочь. Говорят добрые слова. Но я — христианин, поэтому не придаю этому особого значения. Если есть возможность помочь, то помогаю, и комплименты тут ни при чем. Они только развращают. Будет лучше, если правая рука не будет знать о том, что делает левая. Добрые дела не нужно афишировать — Бог Сам за них отблагодарит, если посчитает нужным.
Бог участвует в жизни людей, но делает это незаметно. Люди обладают свободной волей, и их судьба зависит только от них самих, от их выбора. На каждом этапе нашей жизни Господь создает такие условия, чтобы мы могли сделать выбор в пользу добра, правды и справедливости, и через это войти в Царствие Небесное. Впрочем, Промысл Божий непостижим для человеческого разума.
— А кем Вы мечтали быть в детстве?
— Я мечтал быть литератором. Меня в школе так и называли — «литератор».
— Наверное, Вы много читали?
— Да. Я и писателем хотел стать…
— Какое послание потомкам Вы бы заложили в капсулу времени?
— Я храм заложил… Когда я служил в Магадане, я приложил много усилий для того, чтобы построить собор в память о тех, кого уничтожил ГУЛАГ. Я хотел возвести храм на месте, где планировалось построить здание обкома, чтобы показать, что Россия жива. Там уже было 14 этажей. Мне удалось реализовать задуманное. Это одна из красивейших северных церквей, свидетельствующая о торжестве Православия.
— Когда это было?
— Это было в 2000 году.
— Скажите, Владыка, у Вас есть какие-нибудь неизвестные широкой публике таланты? Чем Вы увлекаетесь? Может, Вы марки коллекционируете?
— Я не думаю, что человек может объективно оценивать свои способности. Этим должны заниматься специалисты или окружающие. Давайте лучше поговорим о мечтах… У меня одна мечта — стать настоящим монахом. Мне исполнилось 70 лет, а монашеский путь я выбрал почти полвека назад. Тогда это сделать было намного сложнее, чем сейчас. Это было непростое решение, грозившее опасностью. Получилось так, что я стал «администратором» довольно высокого уровня. Мне хочется пожить в тишине, уделяя больше времени общению с Богом. Я говорю это не ради красного словца. Времени действительно не хватает, поскольку очень много разных забот. Я нахожусь у порога вечности, поэтому о ней мне и надо думать в первую очередь.
— Владыка, у Вас есть домашние животные?
— У меня живут кот и собака. Кота я еще в Ульяновске завел. В одном храме большие коты обижали черного пушистого котенка, и я забрал его себе. Сейчас он большой и вальяжный.
— А собака какой породы?
— Немецкая овчарка. Животные довольно дружно живут — разнимать их редко приходится.
— А если бы Вы не стали священником, то какую стезю бы выбрали?
— История не терпит сослагательного наклонения. Я не вижу смысла фантазировать, потому что изменить все равно уже ничего нельзя. Самое главное — стать человеком. Но хочу сказать, что я никогда не жалел о том, что избрал такой путь.
— Спасибо, Владыка, за беседу!