Татьяна Сушенцова: «Стихи в моей жизни присутствовали всегда…»

10715
Фото

У каждого свой путь к Богу. Одни идут к Нему прямой и широкой дорогой, а другие — узкой извилистой тропой, часто не замечая явных знаков и Промысла Божиего. Но рано или поздно ко Господу приходят все.

Кого-то привела в храм бабушка, навсегда наполнив жизнь радостью, покоем и ощущением присутствия величайшего заступника в каждый из дней. А кто-то пришел к Нему за мгновение до смерти, сожалея о том, что многое в своей жизни он сделал неправильно. Но для Бога мы все равны — как делатели из притчи о винограднике. Только от нас самих зависит, на каком этапе своего жизненного пути мы сделаем первый шаг к покаянию, которое продлится до последнего вздоха.

О своей дороге к Богу порталу «Православие в Татарстане» рассказала известная казанская поэтесса, член Российского союза профессиональных литераторов и Союза российских писателей, руководитель духовного литературного объединения «Златоуст» Татьяна Сушенцова.

— Татьяна Ивановна, я назвал очень краткий список ваших регалий, но я знаю, что круг Вашей деятельности значительно шире…

— Да, я по профессии врач, работаю в Центре реабилитации детей — инвалидов с ДЦП, занимаюсь общественной деятельностью, кроме того, имею еще одно призвание — это поэзия. Я выпустила четыре сборника стихов и, по благословению владыки Феофана, являюсь руководителем духовного литературного объединения «Златоуст», которое сегодня благополучно работает, объединяя православных поэтов нашего города. Среди нас и профессионалы, и победители всероссийских и международных конкурсов поэзии, но главное не это. Главное, что мы верующие, воцерковленные люди, единомышленники.

— Кажется, несмотря на разнообразие вашей деятельности, в них есть объединяющая обращенность к человеку. Вы себя разделяете как врача, поэта и общественного деятеля?

— Человеческая сущность многогранна в самых разных направлениях деятельности. Одно без другого, наверное, невозможно, в этом и есть суть личности — одно помогает другому. Главное, что во всех случаях работаю с человеком: с человеком больным, с человеком, нуждающимся, с человеком, которому требуется помощь. Это очень важно.

— Мне кажется, что такая обращенность к человеку лежит в воспитании и детских впечатлениях. Например, Пушкину в детстве его няня Арина Родионовна читала сказки, были и народные сказания, тем самым во многом повлияв на его творчество. Кто был вашей Ариной Родионовной?

— Для меня это была мама. Насколько я помню, с самого рождения она постоянно читала мне стихи, очень любила классиков, наизусть знала Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маршака. Я просыпалась и засыпала под эти стихи. Даже если что-то мама делала по хозяйству, она постоянно читала их наизусть. И вот, так как-то само собой получилось, что эта любовь к поэзии перешла и ко мне.

— Насколько я знаю ваш мама тоже врач…

— Да, она всю жизнь проработала врачом, причем оперирующим.

— Наверное, это также повлияло на Ваш выбор профессии?

— Да, конечно. В доме всегда были врачи, мамины коллеги, подруги и знакомые. Я выросла во врачебной среде, и однажды мне самой захотелось стать врачом, и я нисколько об этом не жалею. Специальность врача в чем-то схожа со служением священника. И те, и другие помогают страждущим и нуждающимся в помощи. Господь определил меня работать с детьми — инвалидами. Возможность помогать таким людям — это милость Божья. Ты врачуешь их, а они врачуют твою душу, от них учишься смирению, терпению, умению жить со своей бедой.

— Готовясь к этому интервью, я перечитывал ваши сборники, и в одном из них "В печали светлой покаянья" я увидел стихотворение, которое как раз отражает Ваше понимание своего пути в профессии.

Я врач людских недугов,
Врачую, как могу
И каждый день по кругу,
И вечно на бегу.
Телесные болезни —
Привычная среда,
А было бы полезней
Припомнить иногда,
Что древний врачеватель,
Ученый Гиппократ,
Коллегам всем на память
Оставил свой трактат,
В котором очень строго
Предписывает нам:
«Когда ты врач от Бога,
То первым делом сам,
Свои неустроенья
И тела, и души,
Другим на удивленье,
Исправить поспеши».

— Удивительные стихи. Они наводят меня вот на какой вопрос. Люди получают помощь от врачей, и часто не просто медицинскую, а куда же идти за помощью самому врачу? Где они ищут себе утешение и лечение?

— Это очень интересный вопрос. Да, несмотря на то, что мы врачи и врачуем тело, у нас тоже есть свои проблемы. И, в первую очередь, нужно думать о проблемах духовного характера. Это намного важнее, сложнее и страшнее. Их надо увидеть, их надо ощутить, понять и исцелить с помощью Божьей в православной среде, в храме. Это моя жизненная концепция.

— Это понимание пришло с самого начала пути врача?

— Конечно, нет, это пришло гораздо позднее, в начале 90-х, когда мне было уже за 30.

Неисповедимы пути Господни, и человек приходит к Богу не всегда просто — вот так вот зашел в храм и сразу стал верующим. К Богу приходят совершенно разными дорогами разные люди, в том числе те, которые, как наше поколение, выросли на идеях марксизма-ленинизма и верили только в материализм.

И меня Бог вел своим путем. В то время я была руководителем одной городской структуры, и меня направили на конференцию в Набережные Челны, где в свое время был такой центр нетрадиционной медицины «Росинка». Это была совершенно обычная конференция, но в перерывах с нами работали нетрадиционные специалисты. Кого там только не было — и экстрасенсы, и знахари, и травники, и йоги; в общем, всех туда пригласили и все показывали свои способности. И, как это ни странно, я почувствовала влияние этих людей и осознала, что материализм — это не истина в первой инстанции. Конечно, потом я всё это разложила по полочкам, поняла, что воздействие этих людей совсем не со знаком плюс, но, тем не менее, именно таким образом мое материальное восприятия мира изменилось. Оттуда я уже ехала с пониманием того, что надо искать Истину. И в последствии для поиска этой Истины Господь посылал мне много очень хороших, православных, истинно верующих людей.

Скоро я познакомилась со своей будущей подругой, которая была глубоко верующим человеком, читала много православной литературы и благодаря нашим с ней беседам и чтению книг, которыми она со мной делилась, началось моё воцерковление. В августе 1992 года я уже была в храме. Недавно я написала стихотворение-воспоминание об этих временах, об ощущениях человека, который впервые пришел на Пасхальную службу.

Первая Пасха

Они ушли, лихие девяностые,
На прошлое обиды не таю,
Не помню, может было и не просто мне,
Но помню Пасху первую мою.
Колоколов призывное звучание,
Людской толпы медлительный поток,
И я, еще совсем новоначальная,
В платочке красном, в драповом пальто.
Жизнь расцветала истиною новую,
В ладони воск подтаявшей свечи,
И пахло краской, ладаном и сдобою -
Светили где-то рядом куличи.
Врата души, к познанию открытые,
И как легко входил туда Христос,
И что-то очень давнее, забытое
Тревожило и трогало до слез.
Казалось, что Ему навек я предана,
И крепок дух, и не бунтует плоть,
И было мне тогда ещё неведомо,
Что этот дар на время дал Господь.
Ещё грядут и раны, и падения,
И первые, неловкие шаги,
Когда душа проходит через тернии,
А звезды, как и прежде, далеки.
Что было там в лихие девяностые?!
Когда-нибудь, наверное, пойму
К концу те испытания ниспосланы,
А может быть, к началу моему.

— Скажите, пожалуйста, а ваша семья, родители разделяли с Вами эту тягу к поиску Истины?

Моего папы к тому времени уже не было, а мама очень помогала. Она сейчас является верующим человеком, ходит в церковь, причащается. Но в тот момент я была первой из нашего семейства, кто пришел к Богу, потом уже моя дочь, сестра, муж, мама, племянники,— все мы потянулись в Церковь. Нам было, конечно, не просто. Ведь наши предки были верующими, а мы столкнулись с ситуацией глубокого разрыва между поколениями, когда мы оставались один на один с проблемой бездуховности того времени.

Моя прабабушка была глубоко верующим человеком, настоящая православная христианка. Я с удовольствием вспоминаю ее, хотя ее не стало, когда я училась в четвертом классе. Она была образцом истинного смирения русской женщины, которая никогда никого не осуждала, не попрекала и не принуждала к вере в Бога и только собственным примером прививала эту Веру. Я всегда вспоминаю, как она молилась, как она тихо ходила в храм, и еще помню спор с ней моей мамы, когда та доказывала, что Бога нет, а прабабушка лишь гладила ее по руке и говорила: «А ты верь и никого не слушай, верь и все….»

— Я читал ваши стихи, посвященные внуку. Вы пример своей прабабушки передаете дальше, в своей жизни?

— Ну что вы… Мне очень далеко до того образа, который я имела перед собой. Я другая бабушка — деловая, работающая по разным направлениям — это совсем другое дело. Понимаю, бабушка всегда должны быть с внуками, создавать уют и мир в доме, и я стараюсь, но не всегда это получается.

Как же вы успеваете?

— Я считаю, что это милость Божья. Господь может дать человеку время, устроить все так, чтобы он успел сделать то, что ему назначено. Впрочем, я не всегда и не все успеваю.

— В своих интервью и в своих стихах Вы часто говорите о себе, как об исполнителе Воли Божией. Как Вы ее осознаете и как ее чувствуете?

— Если внимательно почитаете, в стихах больше стремление к исполнению этой Воли, сожаление, что не всегда это получается, тема покаяния и своего недостоинства. Конечно, за какими-то суетными делами и занятостью, вдруг внезапно остановишься и начинаешь вникать в то, что происходит с тобой в этом мире и, несомненно, приходишь к мысли, что во всем есть промысел Божий. И человеку очень важно понимать, насколько он этот промысел исполняет, имеет ли те христианские добродетели, которые для этого необходимы.

— Можно ли сказать, что к Вам пришло понимание того, как Вы можете служить Богу?

— Вы знаете, не раньше и не позже, именно в это время и в этом месте я живу на земле и занимаюсь тем, чем занимаюсь. Очень важно понимать, что раз ты оказался в этот период времени на этой площадке, в этом пространстве, воспринимай всё, что происходит вокруг тебя как определенную данность, как условия, которые создает для тебя Господь для твоей реализации, для твоего спасения. Не надо лишних поисков, мятежей, споров, диспутов и вражды — воспринимай всё, как есть. И постарайся выполнять в этих условиях Заповеди Божьи — вот этого, наверное, достаточно. Все просто: живи честно, по Божьим законам, а уж если Господь дал способности, реализуй их со смирением, без гордыни и высокомерия.

У меня есть даже стихотворение посвященное этому...

Когда Господь дает свой дар,
Как нам принять его без страха,
Весь для чего-то выбор пал
На тех, кто горсть земли и праха.
В великой щедрости открыл
Для нас источник вдохновенья,
Чтобы дух над плотью воспарил
В живой строке стихотворенья,
Чтоб чистым звуком родника
Звенели рифмы истин вечных,
Где небо, звезды, облака,
и благодать, и бесконечность,
Где, не спеша слагая стих,Слова струятся понемногу,
И, может быть, услышав их,
Кому-то стать чуть ближе к Богу,
Чтоб тихо вдруг была душа,
Надеждой сердце стало биться,
И захотелось вдруг дышать,
И жить, и плакать, и молиться.

— Откуда вы черпаете вдохновение?

— Всегда вдохновляет Любовь. Любовь к ближним, к семье, к родным местам, а когда приходишь к вере, то, конечно, любовь к Богу.

Как ни странно, иногда вдохновляет и зло. Порой хочется написать стихи по поводу какой-то несправедливости или когда тебе сделали больно. Для поэта конфликт выражается не в форме противодействия другим людям, а в форме стихотворения, в котором ты даешь выход своим чувствам. Люди, с которыми мы конфликтуем, тоже посланы нам Богом, чтобы смирить нашу гордыню, поэтому духовное стихотворение всегда должно завершаться пониманием промысла Божьего.

— Когда вы приходите в больницу к детям-инвалидам, не хочется ли написать стихи о них, чье положение по отношению к другим незаслуженно и несправедливо?

— Одно стихотворение на эту тему у меня есть, оно посвящено девочке которая родилась, как говорят врачи «бесперспективной». Но потом Господь помог ей. В своей работе я часто встречаюсь с трудными обстоятельствами в жизни маленьких пациентов и их родителей. Помню такой случай.

Пришла мамочка с ребенком, который был несовершенный безнадежный. Мама мучилась, каждую ночь вызывали скорую. У девочки был тяжелый церебральный паралич и очень сильные головные боли. Мама потеряла всякую надежду.

Я спросила ее: «Вы верите в Бога?»

«Нет»

«А вы пробовали ходить в храм?»

«Нет»

Я говорю: «А вы попробуйте»

Это была одна из немногих мамочек, которая вдруг услышала, пошла в храм, на молебны, обратилась к священнику. Они воцерковились всей семьей и очень скоро у девочки прекратились боли, ей стало лучше, что вызвало искреннее удивление врачей. И сейчас я часто вижу их в храме. Конечно, проблемы есть, но это уже не та безрадостная картина, которую рисовали специалисты.

Меня, конечно, этот случай воодушевил и укрепил в Вере.

— Татьяна Ивановна, у Вас очень много стихотворений о Вере, о Боге, о смысле Бытия. А есть ли у Вас стихи которые вы пишите просто ради улыбки?

— Да, у меня есть целый раздел, который сродни, наверное, басням. Я его называю «Моя фауна». Я прочту вам одно стихотворение из этого раздела, оно называется «Заяц».

Он перед Волком спину гнул,
исе полезным быть старался,
И вдруг решил, что все — примкнул,
Прилип, притерся, присосался.

Почти родня, и здесь он свой,
К тому усердствовал немало,
Уже с их трапезы порой
Ему чуток перепадало.

Да, несъедобно, ну и что ж,
Он съест, и даже не заметит,
Пусть видят Суслик, Крот и Еж
ак близок к хищникам он этим.

Он им последует во всем,
За их любовь заложит душу,
Вот только Волк с Лисой вдвоем
Решали: с чем его бы скушать?

Держали видно про запас,
И в грош не ставили косого,
Зато готовы съесть сейчас;
С горчицей, в соусе — любого.

Что светит, что грядет ему,
Не жди от хищника награды,
Мир с Волком Зайцу ни к чему,
И другом быть Лисе не надо.

А жизнь нас учит вновь и вновь,
И все, что понял ты в науку:
Дарите радость и любовь
Своим по плоти и по духу.

— Замечательно, спасибо Татьяна Ивановна, за эту замечательную встречу.

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)
Интервью 18 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)

Съемочная группа Информационного отдела Казанской епархии работает над созданием документального фильма «Но мы остаёмся здесь». Фильм посвящён жизни и подвигу епископа Феофана (Еланского).

«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем
Интервью 16 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем

В эфире радио «Вера — Казань» (95,5 FM) состоялся выпуск программы «Светлый вечер в Казани». Гостем студии стал актёр, режиссёр, президент Королевского ордена витязей, учредитель фестиваля «Витязь Фест — Дух Славян» Зоран Мрдженович.

«Архипастырь»: Беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом
Интервью 12 ноября 2024
«Архипастырь»: Беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом

На православном телеканале «Союз» вышла программа «Архипастырь» с участием митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. Глава Татарстанской митрополии ответил на вопросы ведущей передачи Светланы Ладиной.

Что нужно знать о церковной свече?
Интервью 23 октября 2024
Что нужно знать о церковной свече?

Зачем покупать и зажигать в храме свечи? Куда ставить свечу за здравие, а куда — за упокой? Можно ли гадать с церковными свечами? Можно ли купить свечу в одном храме, а зажечь в другом?