8 апреля 2018 года, в день праздника Пасхи Христовой, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан выступил в программе «Тема» на телеканале «Эфир».
— Добрый вечер. Сегодня главный церковный праздник — Пасха, Воскресение Христово. Он знаменует окончание Великого поста, самого продолжительного и строгого в году. И сегодня в нашей студии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Добрый вечер, владыка!
— Добрый вечер, дорогие мои. Поздравляю вас с самым великим праздником, торжеством из торжеств — праздником Воскресения Христова. И произношу традиционное приветствие: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
— Владыка, почему Пасха является величайшим праздником? Ведь есть еще другие — например, Рождество?
— Конечно, и Рождество Христово — великий праздник. Но для чего произошло Рождество? Для того, чтобы Сын Божий, Сам Бог воплотился, сошел на землю, приняв и обожив человеческую плоть. А затем через крестную смерть искупил человека от проклятия, которое мы нанесли себе нарушением заповедей. Он принял смерть, на которую грех обрёк человека, и вернул право на жизнь вечную. Он первый из мертвых, кто воскрес Своей собственной властью. Как Бог Он не умирал, Он умер плотью и воскрес, соединённый с божеством. Это — кульминация Воскресения Христова.
— Если Христос умер на кресте за грехи человеческие, можно ли сказать, что после этого человечество стало хотя бы на время безгрешным?
— Безгрешного человечества не бывает, хотя в личности Иисуса Христа человечество стало безгрешным. Но суть в том, что каждый человек — личность. Безгрешен человек, когда он принимает крещение, входит в Церковь Христову — здесь душа его бела как снег. В дальнейшем всё будет зависеть от человека: у него есть возможность эту святость сохранить, но есть и соблазн нарушить. Всё как у Адама, которому была дана вечная, блаженная жизнь при условии не нарушать данную Богом заповедь. Христос повторил этот дар — через Своё Крещение очистил человеческую плоть, дал нам возможность вновь стать чистыми и безгрешными. Но человек слаб и часто вечностью жертвует ради временного.
— Завтра начинается Светлая седмица, отменяется пост. Службы проходят при открытых Царских вратах. В чём смысл этого?
— Это великий праздник, торжество веры! Христос воскрес с нашей человеческой природой, он обожил ее, и это празднование продолжается 40 дней, до Троицы. Открытые Царские врата символизирует, что рай пришел к человеку через Воскресение Христово. Есть такое песнопение: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Вот какая великая тайна!
Люди, которые умирали до Христа, находились как бы вне Божественного пространства. И Господь спускается в ад, выводит оттуда всех. При этом как Бог Он не оставляет небесного престола. Это великая тайна, но и факт, в который мы твёрдо верим. Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1Кор. 15:14). Именно в этом сила веры: воскрес Христос, истинный Бог.
— Хотелось бы вспомнить события Страстной седмицы, самые трагичные для верующих. В Гефсиманском саду Христос просил Отца пронести мимо чашу испытаний. Многим кажется, что это слова, извините, малодушного человека…
— В периоды ересей одни говорили, что Христос «призрачно» воспринял плоть человеческую; другие говорили, что Он только человек, а не Бог. Но правда в том, что Христос воспринял полностью всю человеческую природу: Он хотел есть; узнав, что умер друг Его Лазарь, Он прослезился. Как единая личность, Богочеловек, Он знал, что Его ожидает тягчайшая крестная смерть и ужасался этому. И как Сын Божий, Он обращался к Своему Отцу: «Я помогал людям, исцелял и воскрешал. За что же такая несправедливость?» Это свидетельство, что Он — истинный человек, которого страшила казнь, поскольку Он понимал: человеческая плоть будет страдать.
Но одно дело, когда страдает человек за свои грехи — как разбойники, один из которых сказал: достойное по делам нашим приняли (Лк.23:41). Другое дело — страдания безгрешного Сына Бога. Помимо физических страданий, это ещё и нравственные, и психологические мучения. И в какой-то момент Христос услышал ответ Бога Отца, что Он — жертва любви к людям. И как послушный сын, жертвенно любящий человечество, ответил: не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42). В этом и есть тайна гефсиманской молитвы: Господь понял, что нет иного пути спасения человечества, как только через смерть на кресте.
— За неделю до Пасхи, в праздник Входа в Иерусалим, толпа приветствует Христа, Ему воздаются почести. И та же толпа потом будет кричать: «Распни, распни Его». Что это, суть природы человеческой?
— В этом противоречие человеческой природы. Разве мы не встречаем это в нашей жизни? Давайте обратимся к недавней трагедии в Кемерово. Народ действительно любил Тулеева, на выборах он всегда набирал почти 90% голосов, все признавали его как одного из самых честных руководителей. Случилась беда — не берусь сейчас разбирать, кто виноват в том, что случилось — и вот уже начали раздаваться голоса: «Это Тулеев виноват, убрать его!» Это дела сегодняшнего дня. А наша страна? Вспомните дореволюционный период: сначала почитание царя как высшего руководителя, а потом его зверски убили и начали рушить всё святое… Вот это и есть противоречия человека. Я постоянно привожу слова Достоевского: дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое. Есть замечательное выражение апостола Павла: Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7:21-24). Это и есть ответ: «осанна» и «распни» на протяжении всей истории человечества шагают бок о бок.
— Вспоминая двух разбойников, распятых вместе со Христом, и один из которых, покаявшись, попал в рай, можно ли сказать, что каждый грех может быть прощен?
— Здесь нужно помнить две вещи. Крестная смерть в Римской империи и у иудеев считалась самой позорной. При этом, чтобы подчеркнуть отношение ко Христу, Его распяли с разбойниками, известными своими злодеяниями. Второе. Благоразумный разбойник обратился к своему собрату: мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк. 23:41), — и ко Христу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк.23:42)! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Великая истина в том, что нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.
Но грех прощается не «автоматом», а лишь когда человек раскаивается в нем и, что очень важно, принимает решение с помощью Божией не повторять этого греха. Раскаявшийся человек должен взять курс к исправлению. Если же иногда и упадет, должен вставать и каяться. И Господь его доведёт. Для помощи человеку установлен некий порядок. Господь создал Церковь, установил таинство священства и дал священником власть. Он сказал апостолам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18).
Раскаяние — это не просто посидеть и погоревать. Человек должен пройти свой путь к покаянию. Да, страшно и стыдно прийти и рассказать о своих грехах постороннему человеку, но важно помнить о ложном стыде. Иногда человек сознается в таких пакостях, что невольно содрогаешься, но в этом и состоит сила покаяния — переступить через греховный барьер и даже через свою самость. И тогда Господь говорит через священника: «Сын мой, прощаются тебе грехи». Но, повторю еще раз, покаяние, по-гречески μετάνοια, это прежде всего изменение отношения к жизни.
Дорогие братья и сестры!
Я от всей души поздравляю вас со светлым праздником Пасхи Христовой! Говорю «Христос Воскресе!» и напоминаю: в обязательном порядке в эти Пасхальные дни посмотрите детишек заброшенных, поделитесь от своих щедрот с неимущими, невзирая на принадлежность к вере или народности. Именно в этом и состоит сила нашей веры и любви. И не забывайте в храм заходить!
С праздником! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Пусть Христос Воскресший принесет в ваши дома, в ваши сердца, в ваши семьи в наш замечательный Татарстан мир, спокойствие, согласие и благополучие!