Еще несколько месяцев назад двор Казанского Богородицкого мужского монастыря представлял собой один большой археологический раскоп, в котором работали ученые, историки и краеведы, осторожно и бережно открывая сокрытые в земле фундаменты прежнего собора. Сегодня же прихожане и многочисленные туристы с восхищение рассматривают величественные очертания нового пристанища великой казанской святыни.
Ни один реставрационный проект, которых в республике реализуется немало, не вызывал такого неподдельного интереса и искреннего желания помочь ему. Средства на воссоздания дома для небесной Заступницы Казанского края жертвуют люди самых разных вероисповеданий, происхождения и места жительства. Огромное внимание уделяют будущему храму руководство Татарстана и федеральные власти. Место строительства регулярно посещают высокие гости из числа государственных и общественных деятелей. На возведении собора задействована команда лучших архитекторов, инженеров и строителей, которые ясно понимают, что это не просто очередной культовый объект. Это символ покаяния ныне живущих за варварство времен лютой ненависти к вере, мост в будущее, в котором есть свет и надежда, которая так требуется каждому из нас. Поэтому до глубокой темноты на площадке будущего храма работают подъёмные краны, подъезжают грузовики и слышны голоса рабочих. К зиме планируется подойти с тепловым контуром, что позволит продолжить внутренние и отделочные работы в холодное время года.
О самых интересных деталях проекта и особенностях его реализации мы поговорили с главным инженером Казанского епархиального управления Михаилом Федотовым.
— Михаил Михайлович, насколько сложен проект возводимого собора с точки зрения архитектурных и технологических решений? С каким архитектурными объектом его можно сравнить по сложности и масштабам?
— Самой важной особенностью этого проекта является то, что собор воссоздается, то есть будет таким, каким был до разрушения. Внешний вид, размеры и облицовочные материалы будут полностью соответствовать историческому облику здания. На каждом этапе работ мы скрупулёзно сверяемся с архивными и историческими материалами, и в этом нам помогают специалисты республиканского Министерства культуры. Вместе с этим, в строительстве используются самые современные технологии и оборудование, благодаря которым будущий собор будет служить многим и многим поколениям верующих. Поэтому главная особенность этого проекта — объединение архитектурного стиля начала XIX века и современных технологии строительства. Такой же принцип был применен при воссоздании храма Христа Спасителя в Москве. Вообще, в судьбе этих святынь много общего: оба создавались всем миром, оба во все времена являлись крупнейшими духовными центрами России, оба были разрушены в начале 30-х годов прошлого века и воссоздание каждого из них является важнейшим историческим событием на пути духовного возрождения нашей страны.
— В чем конструктивные особенности и уникальность собора?
— Для сокращения сроков строительства было решено большинство конструктивных элементов сделать в монолите. Это колонны собора, арки, полуарки, фронтоны, паруса, своды, барабаны и внутренние части куполов. Аналогов таким видам монолитных высотных работ мало. Для их осуществления используется уникальная высокоточная опалубка, которая изготавливается в России по немецкой технологии. И только стены и четверики выкладываются из кирпича.
— Кто разрабатывал проект и техническую документацию храма?
— Проектированием собора занимается профильный республиканский проектный институт «Татинвестгражданпроект», одно из самых крупных и авторитетных учреждений своей сферы не только в республике, но и за ее пределами. Оно имеет разрешения на ведение всех видов проектных работ и инженерных изысканий, экспертно-консультативную деятельность, инжиниринговые услуги, обследование зданий и сооружений, а также лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Кроме того, в активе «Татинвестгражданпроекта» многолетний опыт проектирования масштабных объектов разной сложности и штат из 750 высококвалифицированных специалистов. Каждый раздел проекта собора разрабатывался экспертами этого института, которые также использовали в работе все документальные и археологические материалы, в том числе сохранившиеся фрагменты эскизного проекта 1802 года. Постоянно проводятся консультации с историками, специалистами национального музея Республики Татарстан, краеведами и экспертами Министерства культуры.
«Заложен вновь, в 1798 году маия 30 числа, на память преподобного отца Исакия далматского…»
— Используется ли при строительстве опыт возведения подобных объектов в других странах и городах?
— Похожих объектов, воссоздаваемых заново, в нашей стране очень мало, но, например, сохранились соборы, построенные по похожим проектам в XIX веке. Это, например, Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге и Воскресенский собор в Арзамасе. Вместе со специалистами проектного института и Министерства культуры мы выезжали на изучение и обследование этих храмов. Кроме того, на каждом этапе строительства постоянно привлекаются профильные специалисты из других городов и даже зарубежья. Мы советуемся по всем сложным решениям, таким как температурно-влажностный режим, используем консультации специалистов по росписи, изготовлению иконостаса и другим аспектам.
— Как проходили исследования исторического фундамента храма? Кто делал экспертизу его состояния?
— Фундаменты обнажили археологи в 2016 году. Для оценки их состояния были осуществлены самые подробные обследования и инженерные изыскания по всем современным требованиям. В массив старинного фундамента инъецированы специальные сложные растворы и сделаны забутовки для обеспечения необходимой прочности. Последующая экспертиза, которую делали сразу несколько профильных республиканских организаций, позволила принять решение о сохранении многовекового фундамента в качестве основы нового здания храма. Согласно экспертизе, этот фундамент выдержит всю нагрузку огромного собора, причем со значительным запасом. А ведь его масса будет составлять примерно 130 тысяч тонн.
— Что будет сделано для сохранения старинных элементов пещерного храма?
— Сохранившиеся фрагменты законсервированы и являются предметом музефикации. Это особое требование ЮНЕСКО и Министерства культуры. Воссоздаваемый собор находится в охранной зоне Казанского кремля и все его исторические элементы должны быть обеспечены особыми условиями содержания, в соответствии с требованиями по охране объектов всемирного культурного наследия. Мы эти нормы строго выполняем. Совсем недавно строящийся собор посетила генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова которая осталась довольна ходом строительства, а также выполнением всех требований и рекомендаций по обеспечению сохранности исторических элементов храма.
— Как повлияли на ход строительных работ археологические раскопки?
— Были небольшие неудобства для подрядчика, но он их воспринял с пониманием. Особых задержек строительства археологические исследования не вызвали. Работа археологов очень важна и все это понимают.
Андрей Старков: фундамент Казанского собора сохранился удивительно хорошо
— Используются ли при строительстве собора старинные технологии, которые традиционно применялись в России?
— Да, древние, почти утраченные приемы будут использованы при возведении сводов пещерного храма. Они будут изготовлены из кирпича по старинной технологии. Для этого привлекаются уникальные специалисты из другого региона.
— Существуют ли сохранившиеся элементы старого храма, которые будут использованы в строительстве нового?
— Непосредственно на месте строительства остались только руинированные стены пещерного храма. Но, слава Богу, сохранились иконы утраченного Казанского собора, которые сегодня находятся в распоряжении Национального музея РТ. Вопрос их возвращения на законное место еще пока не решен, но, надеюсь, это лишь вопрос времени.
— Какие сложности и нестандартные ситуации возникают при строительстве собора?
— Сложности есть всегда, когда возводится такой уникальный объект. Главная задача в нашем случае — нужно применить современные требования строительства культовых сооружений для архитектурных решений 19 века. Но для решений этих вопросов на объекте создана действительно уникальная команда специалистов, которые отчетливо понимают степень своей ответственности и важности этого проекта. Большое внимание и содействие строительству уделяет президент Р.Н. Минниханов, регулярно инспектирует строительство государственный советник Татарстана М.Ш. Шаймиев, все руководители республиканских и городских органов власти оказывают самую деятельную и оперативную помощь. Это действительно народный проект и все это ясно понимают. Для его реализации привлечены лучшие силы республики и страны.
Кроме того, мы всегда можем рассчитывать на колоссальный опыт нашего Владыки, который не только принимает самые ответственные решения, касающиеся строительства, но и уже сейчас заботится о том, как храм будет жить дальше. И здесь очень важно состыковать сегодняшние технические или финансовые возможности с будущими условиями эксплуатации.
— Происходили ли по ходу строительства коррективы относительно первоначального плана? Какие цели преследуют эти изменения и не вызывает ли это замедление работ?
— В конструктивных решениях проекта изменений не происходит, а вот в архитектурных решениях и материалах отделки — постоянно. Тут учитываются пожелания будущего собственника и пользователя собора, т.е. пожелания Казанской епархии в лице владыки митрополита. По его настоянию появился отдельный вход в алтарь для удобства деятельности духовенства. Также архипастырь предложил изменить цвет куполов с золотого на традиционный для храмов, посвященных Богородице, голубой. Владыке также принадлежит идея изготовления из смальтовой мозаики фасадных икон, хотя изначально они должны быть выполнены краской на металле. Митрополит рекомендовал одних из лучших московских мастеров, они создадут на наружных фасадных поверхностях храма 28 уникальных икон размером два на два метра.
Во всех случаях эти изменения не влияют на график работ, который выполняется предельно точно, а где-то даже с опережением. Подтверждением тому стал запуск тепла в помещения пещерного храма в начале октября — обещали 10 октября и выполнили день в день. В этом заслуга генерального подрядчика, который располагает высококвалифицированной командой строителей и инженеров.
— Кстати, расскажите о том, кто является подрядчиком выполняемых работ?
— Генеральным подрядчиком строительства воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери является известная во всей России компания «Евростройхолдинг», которую возглавляет Владимир Александрович Казилов.
Это профессиональная команда строителей, инженеров, технического персонала и управленцев — настоящие мастера своего дела. «Евростройхолдинг» до этого уже реализовала множество масштабных объектов как на территории республики, так и за ее пределами. Это и жилые комплексы, социальные объекты и культовые объекты, и многое другое. Компания успешно ведет строительство и реставрацию в исторической части Казани, в том числе на территории Казанского Кремля. Качество выполняемых работ и темпы строительства свидетельствуют о том, что выбор пал на эту компанию не зря.
— Предусматривает ли проект строительство вспомогательных зданий и помещений? Проводятся ли сейчас работы по подготовке к строительству этих объектов?
— Строительство Казанского собора — это первый этап восстановления Казанского Богородицкого монастыря. Мы имеем целый комплекс сохранившихся зданий монастыря, которые требуют ремонтно-восстановительных работ. Это здания сестриченского и настоятельского корпусов общей площадью 3600 квадратных метров, здание церковно-приходской школы, теплый собор Николы Тульского, который находился между сестриченским и настоятельским корпусами монастыря и утраченная 60-метровая колокольня. Перед поиском источника финансирования необходимо разработать проектно-сметную документацию. Это второй этап восстановления Казанского Богородицкого монастыря, и мы, по благословению Владыки, планируем к нему приступить в самом ближайшем будущем.
— Как будет организована прилегающая территория? Появятся ли новые парковки, дороги, коммуникации?
— Проект благоустройства предполагает значительные работы по организации территории, прилегающей к собору — будет выполнено мощение, озеленение, наружное освещение и установка малых архитектурных форм. За алтарной частью собора, как и было исторически, разместится огороженный сад. Сейчас ведется работа с республиканским Министерством строительства и исполкомом города Казани по поводу реконструкции прилегающих улиц. Планируется строительство парковки для туристических автобусов, а также всей необходимой инфраструктуры для работы паломнического центра, который, по планам владыки Феофана, будет организован в сестриченском корпусе монастыря. Это будет современная гостиница с разнообразным номерным фондом и большой трапезной. Настоятельский корпус будет использоваться для проживания и деятельности монашествующих. Также в планах владыки митрополита установка памятника святому Патриарху Гермогену, который еще будучи священником Ермолаем принял найденный на этом месте образ Богородицы из рук юной отроковицы Матроны.
— Не мешает ли стройка жителям соседних домов?
— Все относятся к этому процессу с пониманием. С жильцами ведется постоянная разъяснительная работа в связи с неудобствами во время строительства. Большая заслуга в этом диалоге Исполнительного Комитета города Казани, который всегда умело находит компромиссные решения.
— Как идет работа по подключению нового здания к городским коммуникациям? Насколько это сложно?
— В процессе реализации воссоздания собора задействованы все профильные службы республики и города. Благодаря умелой координации фонда «Возрождение» все согласования, технические условия и вся разрешительная документация выдается в срок. Энергетики уже смонтировали блоковую трансформаторную подстанцию. собор уже подключен к отдельно стоящей газовой котельной, ведется работа с Комитетом по внешнему благоустройству Казани. Нет проблем ни с «Водоканалом», ни с сетевой компанией, ни с газовиками. Работа эта не сложная, но требует прохождения необходимых процедур и согласований. Благодаря личному участию Президента Татарстана, Государственного советника республики и Татарстанского митрополита с большими препятствиями мы не сталкиваемся.
— Для каждого из них воссоздание святыни стало делом чести….
— Вне всякого сомнения! Именно трое этих людей являются ключевыми фигурами в деле восстановления Казанского собора. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан инициировал воссоздание всемирной святыни, Президент Р.Н. Минниханов поддержал эту идею и подписал указ о начале проекта в день празднования Казанской иконы Богородицы 4 ноября 2015 года, а Государственный советник М. Ш. Шаймиев и возглавляемый им республиканский фонд «Возрождение» взяли на себя финансирование и координацию работ. В финансировании проекта участвуют многие компании республики и России, а также огромное количество простых граждан. С Божией помощью сбор средств идет очень неплохо и это положительно сказывается на темпах строительства. Владыка Феофан и Минтимер Шарипович неизменно участвуют в решении всех ключевых задач и обсуждении всех злободневных вопросов. Вникают в каждую деталь, в каждый элемент. Координируют всю работу. Владыка, находясь в Казани, любой рабочий и выходной день начинает с посещения строительной площадки собора. Видно, как он радуется всякий раз, когда видит результаты работы строителей на объекте. Также хочется отметить колоссальную роль исполнительного директора фонда «Возрождение» Татьяны Петровны Ларионовой — талантливого руководителя и замечательного человека. В целом, нужно высказать огромную благодарность за профессионализм всей команде специалистов, участвующих в воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери.
— Расскажите о необычайных, чудесных случаях, которые имели место в ходе строительства.
— Сам факт того, что этот собор строится в наше время, да еще и такими темпами, является чудом. Мы строим дом для Богородицы, для Ее чудесного образа и Она не оставляет всех нас без Своего покровительства. Решение реализовать этот проект, невероятные темпы строительства и слаженная работа его участников являют нам чудо Божие, свидетелями которого мы все являемся. Слава Богу за все!