Ежегодно 14 июня интернет-сообщество отмечает Международный день блогера. В 2016 году в помещении комплекса «Казань Арена» прошел пятый «НеФорум блогеров», ставший заметным событием в медийной жизни не только республики Татарстан, но и всей России. Не секрет, что в наше время именно блоги и социальные сети зачастую формируют общественное мнение, а профессия «блогер» вошла в список профессий будущего.
В «НеФоруме» приняли участие более трехсот известных блогеров и журналистов. Также в его работе принял участие известный православный блогер, посол «Живого журнала» по Амурской области священник Святослав Шевченко. С отцом Святославом побеседовал редактор раздела «Церковь и общество» журнала Татарстанской митрополии «Православный собеседник» священник Александр Ермолин.
— Отец Святослав, Вы являетесь послом, то есть представителем «Живого журнала» в Амурской области. Расскажите о своей деятельности. Как восприняли другие пользователи ЖЖ назначение послом священника?
— Да есть такая общественная нагрузка по координации блогеров региона, но пока у меня это дело не шибко получается. Мое назначение прошло тихо, без громких сенсаций. А вот мое участие в «Нефоруме блогеров» вызвало определенный интерес. Ко мне подходили, спрашивали, дескать, а это правда, что вы православный блогер, казанская пресса охотно брала у меня интервью и комментарии для своих СМИ. В общем, я старался быть «с эллинами, как эллин, с иудеями, как иудей», с блогерами, как блогер. И многим понравилось, что я был открыт для общения, и даже позволял себе шутить. Очень душевно я пообщался и с местным священством.
Надо сказать, что «НеФорум» был проведен на очень хорошем уровне, одно то что для его проведения была задействована такая престижная площадка много говорит об отношении местных властей к блогосфере и ее деятелям. Сама Казань мне тоже очень понравилась, показалась мне молодежным, динамичным по хорошему современным городом.
О проблеме нравственности в Интернете
— Чем для вас является Интернет: средством миссии, площадкой для общения? Как вообще, по Вашему мнению Церковь должна использовать интернет-пространство?
— Интернет является для меня и первым, и вторым. Также как во дворе: можно отдохнуть, поиграть в футбол, полузгать семечки за непринужденной беседой, а также можно здесь и помочь человеку, объяснить ему какие-то важные вещи. Интернет по своей природе виртуален, но главную роль в нем играют люди и люди густо населяют его, поэтому Церковь не только может, но и должна иметь в нем свое место, что мы и наблюдаем все последние годы. Интернет вполне пригодное место для того, чтобы говорить в нем о едином на потребу: о Боге, заповедях, добродетелях, грехе и святости и т.д.
— Как вести себя православному человеку в современном мире социальных медиа?
— Точно также как и везде, то есть оставаться, прежде всего, христианином. Это касается общения, комментирования и прочих действий в сети. Проблема в том, что общение не лицом к лицу, а дистанционно — создает иллюзию безнаказанности. Дескать, все эти пользователи от меня далеко — могу делать даже то, за что в других условиях мог бы «получить». Кроме того, общение в интернете по большей части происходит в письменном виде, что приводит к определенным сложностям, не всегда по набранному в торопях тексту можно ощутить тон высказывания, те эмоции, которые на самом деле испытывал пишущий, широко распространенные смайлики, которые многие добавляют в текст, тоже далеко не панацея для решения этого вопроса, они также могут быть восприняты неправильно. Именно поэтому общение в блогосфере должно быть крайне деликатным.
В сетях иллюзии
— Недавно обсуждалось громкое дело о доведении до самоубийства детей через социальные сети. Как вы считаете, что должны делать родители в таких случаях и должна ли быть какая-то система интернет-безопасности?
— Считаю, что минимизировать подобные риски может только одно. Родители должны пытаться стать друзьями своим детям, чтобы они делились с ними самыми сокровенными секретами. Больше времени проводить с ними рядом, читать им добрые книги, показывать добрые мультики и фильмы. Ну, и собственным примером мотивировать. На мой субъективный взгляд, трагедии происходят тогда, когда родители совсем не знают, чем живут их дети, о чем они переживают, чем интересуются. Ну и, пожалуй, самое главное — это молитва за своих детей.
— Интернет создает иллюзию общения для многих. Отсюда проистекает вопрос, можно ли просить прощения в социальных сетях? И как вы относитесь к современной практике подачи «записок» через интернет?
— Не думаю, что это иллюзия, например, для людей с ограниченными возможностями или для каких-то очень стеснительных людей — это единственное место общения. И потом, возможность быстрого обмена сообщениями на любых расстояниях действительно сближает нас. Например, православные христиане из разных уголков России могут общаться, затевать совместные проекты. Да что там говорить — вечно занятых батюшек в соцсетях легче застать, чем в храме. Но это уже другая проблема (смеется). А если говорить серьезно, то ко мне, как к священнику, в социальных медиа очень часто обращаются люди, которые стесняются подойти к батюшке в церкви. Получается, что в сети я становлюсь доступнее. И это очень важно.
В молодежном клубе «Азбука» обсудили влияние социальных сетей
— Ваши пожелания нашему изданию и православным жителя Казани.
— Редакции «Православного собеседника» хочу пожелать освещения актуальных вопросов, которые волнуют современных верующих. Если будут материалы про интересных людей, события и прочее — то благодарность читателей не заставит себя ждать.
А православным жителям Казани — проявлять активную жизненную позицию и заражать верой окружающих через совершение добрых дел. Потому что общеизвестно, что вера без дел мертва.