После курсов церковной флористики, которые прошли накануне рождественских праздников в Духосошественском храме Казани, мы встретились с их ведущей — Ириной Мурзовой, чтобы узнать, какое духовное значение имеет это искусство и как начался ее путь к Богу.
— Ирина Анатольевна, я случайно услышала о курсах церковной флористики и очень обрадовалась, ведь верующие должны знать, как правильно украшать дом Божий. Я знаю, с какой любовью Вы относитесь к растениям, да и Раифский монастырь Вам не чужой…
— Да, Раифский монастырь мне не чужой. Я — обыкновенный ботаник, а украшать храм живой красотой меня научила матушка София, Царство ей Небесное. «Оазис» появился не так давно…
— Что это такое?
— Это флористическая пена. Она очень часто используется при работе с живыми цветами. Материал похож на губку, в которую вставляют цветочки, чтобы они подольше не вяли. Но матушка София и без него все ловко устраивала: в полиэтилен укладывала вату — валиком вдоль иконы, и делала отверстия для цветов. Она это дело начала, а я продолжила.
В Раифу я сначала ездила из дома. Года четыре, наверное, а потом еще год жила в гостинице, пока не надумала остаться.
— Вы тогда подарили редакции книгу Сокольского «Прекрасные растения Библии». А еще мне запомнилась цветочная композиция в виде креста.
— В тот момент я только прикоснулась к молитве… Помните выражение из псалма «окропиши мя иссопом, и очищуся»? Решила узнать, что это за иссоп такой, а затем в Библии стала встречать упоминания о некоторых известных растениях, которые находятся рядом с нами с библейских времен. Размышляла обо всем этом часто, и однажды в книжном магазине увидела книгу о библейских растениях — наверное, Господь послал.
— Затем Вас пригласили в Свияжский монастырь…
— Я навсегда запомнила свое первое послушание, касающееся украшения храма цветами. Иеромонах отец Иоанн тогда сказал мне: «Ирина Анатольевна, скоро Пасха, на Страстной седмице — вынос Плащаницы, поэтому надо все украсить, как положено». Меня страх охватил… Но Бог помог! Где-то случайно увидела фотоснимок украшенной Плащаницы, правда, понятия не имела, как это технически воплотить. Придумывала на ходу и иногда ошибалась: вместо «оазиса» для живых цветов однажды купила пену для сухоцветов, которая не намокает, а просто держит цветы. Очень переживала, что цветы повянут! Славу Богу, Плащаница быстро уносится, и цветы не успели завять. Помню, что украшала эту Плащаницу около пяти часов, а сейчас мне требуется на это всего один.
— Поэтому Вы решили научиться искусству церковной флористики в Москве?
— Да, потому что я понимала, что украшала все неправильно, хотя наместник игумен Силуан всегда меня хвалил и поддерживал. Я сейчас смотрю иногда на старые фотографии украшенных икон и думаю: «Господи, помилуй! Как это я так могла делать?!».
Мне повезло: курсы в Москве вела Екатерина Щербакова, окончившая Тимирязевку. Тема ее диплома — украшение храмов. Она считает, что храм надо украшать только живыми цветами. Растения — творения Божии, и их красота помогает воспевать живое в молитвах. Естественная красота живых цветов подчеркивает красоту икон и благоговение верующих.
Строгая и величественная красота храма не нуждается в дополнительном украшении, но в особо торжественных случаях это вполне уместно.
— Как давно храмы украшают цветами? Давно ли появилась церковная флористика?
— Точно сказать не могу, но в 19-м веке храмы цветами уже украшали, судя по фотографиям. Украшали тогда только иконостас и еще размещали букеты на подставках. Неизвестно, что они использовали для увлажнения цветов. Возможно, мох или солому…
Нужно отметить, что церковная флористика подразумевает знание церковных законов. Украшения должны соответствовать канонам Церкви. В настольной книге священнослужителя есть целая глава, посвященная символике цветов.
— Вас сейчас можно встретить не только в Свияжском монастыре. Украшение ландшафта около Казанского епархиального управления — тоже Ваших рук дело. Теперь вот Духосошественский храм… Возвращайтесь в Раифу!
— Я борюсь со своим тщеславием и стараюсь делать все во славу Божию. Если Бог даст потрудиться в Раифе, то, конечно, потружусь. Прошу Господа только об одном — чтобы Он избавил меня от самоуверенности и самодовольствия.