28 декабря 2016 года гостем программы «Тема» был митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. С главой Татарстанской митрополии беседовал Алексей Кулешов.
— Владыка, добрый вечер! Сегодня мы встретились, чтобы подвести итоги года, который, к сожалению, заканчивается на нерадостной ноте. Утром 25 декабря потерпел крушение самолет Ту-154, принадлежащий Минобороны РФ. Девяносто два человека погибли, двое из погибших — казанцы. В мечетях и православных храмах прошли поминальные службы. Можно ли найти какие-то слова утешения для родственников погибших?
— Можно. Хочу сказать, что для верующих людей не существует смерти как таковой. Человеческая жизнь продолжается, но уже в другом мире. Родственникам погибших и вообще всем нужно знать, что они обязательно встретятся после смерти со своими близкими. А пока они еще живы, они должны молиться об упокоении душ близких людей, которые у престола Божьего молятся о них.
Кроме того, мы можем творить добрые дела, которые погибшие, может быть, не успели сделать; молиться о них; верить за них, если их вера в Бога была слаба. Это будет им помогать. А встреча в будущем с умершими близкими обязательно состоится.
— К смерти невозможно никак подготовиться. Здесь все произошло внезапно. Некоторые созванивались со своими близкими за несколько часов до трагедии, а утром из новостей узнали о катастрофе.
— Подготовиться ко многому невозможно. Например, к землетрясению. Люди гибнут сотнями, а иногда и тысячами, поэтому мы всегда должны быть готовы к смерти. А куда летели погибшие? Они летели помогать ближним. Они хотели морально поддержать военных, находящихся на авиабазе. Люди знали, что это небезопасно, потому что там идет война. И это очень важный аспект. Ведь Бог что говорит? «В чем застану, в том и буду судить». В чем Господь их застал? В стремлении оказать поддержку соотечественникам, которое выразилось в конкретном действии. Они летели туда, где были очень нужны.
— После смерти близких жизнь для некоторых теряет смысл.
— Это как раз неправильно. Отчаяние говорит об отсутствии веры. Верующие люди должны поступать так, как я сказал выше. Им надо обратить свой взор к Богу, обратить внимание на свою личную жизнь. Я не знаю, кто был православным, кто — мусульманином, но это и не имеет значения, так и те, и другие — верующие люди. Благодаря общению с Богом человек может постепенно успокоиться. Отчаяние пройдет, боль стихнет, а трагедия со временем забудется. Таково свойство человеческой памяти. Если бы память хранила все, то мы бы не смогли пережить этот ужас. Конечно, родственники погибших тяжело переживают трагедию, но я еще раз хочу им сказать: други мои, ваши близкие живы! Да, Господь их забрал, но Он не кровожаден. Не надо на Бога пенять — здесь совершенно другие факторы. Бог сохранит их в вечной жизни за их страдания.
— Еще одна декабрьская трагедия — массовое отравление спиртосодержащим средством «Боярышник», который не предназначался для употребления внутрь. Почему это произошло?
— Тут две основных причины. Первая — это нравственная деградация нашего общества, о которой мы постоянно говорим. В данном случае люди сами выбрали свою участь, решив одурманить себя спиртосодержащим средством, которое не предназначено для приема внутрь. Здесь смерть наступила быстро, а иногда люди годами убивают себя, постоянно употребляя алкоголь. Это, можно сказать, месседж правительству, местным властям и обществу в целом. Мы перешли опасную черту, и надо уже что-то с этим делать. Нет, не подумайте, что я предлагаю все запретить, как Горбачев. Этого как раз делать не надо. Нужна профилактика. Речь в первую очередь о вере и ответственности перед Богом, ведь лучшего нравственного фундамента, чем вера, никто не придумал. Вера предохраняет человека от этого страшного недуга — алкоголизма.
Вторая причина — это право. Разве в Роспотребнадзоре не знали, что данное спиртосодержащее средство, являющееся ядом, будут покупать для одурманивания? Знали, конечно. Но не стали запрещать — побоялись, что бизнес пострадает и что будут нарушены права потребителей. Но ведь самое главное — это сохранить людям жизнь.
— А как нужно было поступить?
— Алкоголизм — страшнейшая болезнь, поэтому людей надо предостерегать. Надзирающие органы должны предотвращать подобные трагедии. Необходим строгий контроль в тех же аптеках. А то приходит, извините, человек с красным носом и покупает десять пузырьков. Аптеки теперь частные, и их владельцев интересует только прибыль, поэтому нужен контроль. Особенно это касается розничной торговли.
— Владыка, давайте обсудим другие темы, не менее горячие. Недавно Вы принимали участие в праздновании дня памяти святителя Николая в итальянском городе Бари. Вы там молились о воцарении мира на Украине, где ситуация по-прежнему тяжелая.
— Бывает, человек преодолевает долгий путь. Он проходит пять, десять, двадцать, тридцать, сто километров, а дороге не видно конца. «Господи, ну когда же конец-то?!» — восклицает он в отчаянии. Знаете, в Евангелие сказано: «Просите, и дастся вам; стучите, и отверзется вам». Мы не знаем, когда Бог скажет: «Хватит». Поэтому нам надо молиться и делать все от нас зависящее для прекращения этой братоубийственной войны.
— Но ведь, кажется, все уже поняли, что пора остановиться.
— Подождите, Алексей! Здесь есть один важный момент. Всем понятно, что нельзя делать зло. Всем понятно, что нельзя продавать спиртосодержащую продукцию, опасную для жизни. Но борьба добра со злом продолжается, и главная проблема безрелигиозного общества заключается в том, что оно думает, что для регулирования процессов в обществе достаточно законов. Люди забывают о том, что в борьбе добра со злом участвует не только земля, но и Небо. У Достоевского об этом замечательно сказано: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое». Мы не должны об этом забывать.
Проблема не в Боге, а в свободе воле человека. Сначала дьявол согрешил против Бога, а теперь он оказывает влияние на людей. Нам же нужно понять, на чьей мы стороне. Человечеству надо было прислушаться к поющим Ангелам, когда рождался Христос. «Слава в вышних Богу, и на земле мир». Тогда мы бы выбрали сторону Бога, олицетворяющего мир, добро и человеколюбие, и войны бы на земле прекратились. А мы, к сожалению, часто выбираем противоположную сторону.
— Но мы все в одночасье вряд ли поверим в Бога…
— Бывает, что кругом мгла, тучи и нет никакого просвета. Вы наверняка видели такую картину. Но вдруг мы видим солнечный лучик, и постепенно начинает проясняться, тучи рассеиваются. Так и семя добра дает свои плоды, которые постепенно вытесняют зло. Разум и вера — хорошие помощники в борьбе со злом.
— Вы обсуждали также непростую ситуацию на Ближнем Востоке.
— Ближний Восток — это особый регион, особая страница истории человечества. После Италии я посетил Святую Землю, то есть побывал на Ближнем Востоке. Участвовал там в различных встречах. Но мне и так ясно, что противостояние на Ближнем Востоке началось еще в библейские времена. Помните, как один из праотцев продал первородство за чечевичную похлебку? И борьба будет продолжаться до тех пор, пока стороны не поймут, что так жить нельзя.
В чем заключается проблема на Ближнем Востоке, особенно в случае с ИГИЛ? В подмене истинной веры. Никогда не поставлю знак равенства между исламом и терроризмом. Потому что знаю, что на Ближнем Востоке глубоко верующие мусульмане — добрые, мирные и порядочные люди. Мой опыт работы на Кавказе и здесь, в Татарстане, подтверждает это. А вот подмена традиционного ислама фанатичным исламизмом — это очень опасная вещь. Террористы ведь не дорожат жизнью — ни своей, ни чужой.
— Но у них же вроде имеются какие-то идеалы.
— А ради каких идеалов большевики погубили миллионы людей в Советском Союзе после революции? У них ведь тоже были идеалы. Но ложные идеалы, особенно религиозные, — очень опасная вещь.
— Владыка, спасибо Вам за беседу.