Рождественский пост. Празднование Нового года приходится как раз на этот период церковного календаря. У некоторых людей по отношению к тем, кто есть и пьет в свое удовольствие, вызывает порой скрытую зависть, что отнюдь не способствует возрастанию любви к ближнему...
Об этом наш разговор с иеромонахом Марком (Гоголашвили).
— Отец Марк, мы с детства привыкли воспринимать декабрь как предвкушение праздников — что само по себе уже праздник. Предновогоднее настроение отовсюду — как же этого не замечать? В городах яркие огни на елках с самого начала декабря... А ведь идет пост...
— Нельзя не согласиться с утверждением, что предвкушение праздника — это уже праздник. И у верующего человека, мирянина, обязательно должно быть и предпраздничное и праздничное настроение. Господь наш Иисус Христос сказал: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». (Матф.6:16). Первые христиане приветствовали друг друга словом «Радуйся!», потому что для всех верующих в Господа Воскресение Христово было огромной радостью, потому что Воскресший Господь сказал: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Матф.18:20). И мы, подражая древним христианам, радуемся, потому что верим, что Христос посреди нас и никогда не оставляет. Хотя приветствие «Радуйся!» мы заменили на «Мир тебе!», или «Мира вам!». И Новый год надо отметить. Если церковное новолетие Господнее начинается с первого сентября, то для мира он начинается первого января.
— Но все-таки — как быть с Новым годом? Без праздничного стола? Заткнуть уши от новогодних салютов? А дети? Они же ждут на новогодние каникулы подарков и развлечений …
— И обязательно нужен праздничный стол. Православные христиане свою жизнь исчисляют по юлианскому календарю: дни рождения, день свадьбы, дни рождения детей. Была бы великая путаница, если бы весь мир жил по юлианскому календарю, а мы, православные христиане, по григорианскому. И обязательно надо радовать детей и новогодними подарками и рождественскими. Разве можно детей лишать радости общения с Дедом Морозом, со Снегурочкой, с новогодней елкой и со всем, что связано с новогодними замечательными праздниками? Детей обижать нельзя.
— Если близкие люди, несоблюдающие пост, пригласили в гости, как человеку, который держит пост, не выглядеть белой вороной?..
— Святые отцы говорят, что: «Любовь к ближнему выше поста и молитвы» и приводят в доказательство своих слов следующую притчу: «В пост один старец со своим послушником вышел из-за стен монастыря в мир по делам. Монахи в пост не покидают монастырей. Но, видимо, срочность и важность дела заставила их это сделать. По дороге они вошли в один дом. Жители того дома отмечали свой какой-то домашний праздник и было застолье. Пригласили к столу и старца с послушником. А на столе почти все скоромное. Послушник растерялся и вопросительно посмотрел на старца. Тот кивнул головой, тем самым дав ему разрешение есть все. И сам старец поел немного. Посидели они немного, поблагодарили хозяев дома за хлеб и соль и продолжили свой путь. Через некоторое время, когда они уже возвращались в свой монастырь, послушник обратился к старцу: «Отче! Проголодался я. Благослови мне съесть куриную ножку». «А откуда у тебя куриная ножка?» — спросил старец. «А я ее со стола взял, про запас, и в карман положил, там она так и лежит». «Мало того, что ты оказался вором, без спроса взял со стола, так еще и пост нарушаешь?!» — возмутился старец. «Отче! — изумился послушник, — так мы в доме том ели скоромное, разве этим не нарушили пост?». «То мы ели по любви к ближнему, потому, что любовь к ближнему выше поста и молитв. А теперь пост, выкинь ножку и на исповеди покайся в грехе воровства».
А теперь представьте, что вас пригласили в компанию близких вам людей, а там на столе, как в том доме из притчи, все скоромное. И вы говорите хозяевам дома: «Я не буду есть ваше скоромное, потому что соблюдаю пост». Разве не обидно будет людям, ведь они с такой тщательностью готовились к празднику, потратили немалую сумму и физические силы, для того, чтобы из любви и уважения вам угодить.
Но если есть возможность воздержаться от увеселительных мероприятий и вечеринок, лучше это сделать.
— С конца ноября до 6 января — тяжелый для организма период. Холодно, световой день минимальный, вялость во всем организме, а тут еще Рождественский пост.
— Пост необходим для усугубления молитвы. Для того, чтобы ваша молитва была более проникновенной и искренней. А не для разгрузки организма, и не для подражания, потому, что все постятся и я должен. Человек должен жить по вере. Если ты веришь, что пост тебе необходим, как великому грешнику, для того чтобы принести Богу свою покаянную и благодарственную молитвы, тогда постись. А если не веришь, тогда пост твой может быть лечебным только для тела, но не для души.
— Во многих храмах, да и у нас в монастыре, Рождественским постом прихожан соборуют, однако существует устойчивое предубеждение, будто собороваться необходимо только безнадежно больным, умирающим людям...
— Соборуются не только перед смертью. Соборование освобождает нас от грехов тайных, неосмысленных, забытых; от тех наших деяний, которые мы не считали грехом и сотворили. Собороваться каждому христианину необходимо один раз в год, в любой пост, а лучше всего в Рождественский или в Великий пост.
— Благодарим Вас за полезную беседу, отец Марк!
— Храни вас Бог! Поздравляю всех наших читателей с наступающим новолетием и Рождеством Христовым!