На духовные вопросы православных верующих отвечает клирик Свято-Вознесенского архиерейского подворья города Набережные Челны иерей Евгений Ступицкий
Отец Евгений:
— Я вот хотел у вас спросить — как вы к Рождественскому посту подошли? С радостью?
— Да, с радостью! У Господа Рождество скоро, поэтому радостный пост.
— Вот! И все уже, наверное, отказались от гостей, юбилеев, дней рождения и так далее, да? Ну, у родственников же, как специально — как пост — так у них дни рождения и прочие праздники.
— И еще Новый Год!
— Вот, опять же Новый Год — базы, шашлыки....
— Батюшка, а если в семье скромная встреча Нового Года — так это каждый раз почти развод!
— Ко мне сегодня одна женщина подошла и говорит: «Батюшка, я такой грех, такой грех совершила, я столько лет, оказывается, ничего не знала и делала такой грех!» Я ей говорю — да какой грех-то? «Ну вот, — говорит, — у нас в храме есть крест в левом приделе, и возле креста подсвечник, а рядом стол канона и на нем тоже подсвечники, так вот я и ко кресту ставлю свечки за упокой и на столик ставлю свечки. А мне сказали — ты что, возле креста же не за упокой, а за здравие ставят! А я всю жизнь туда за упокой ставлю. Ой, какой грех, ой какое горе!»
Вот, что получается. Мы думаем, что Православие — это такая религия, что шаг влево шаг вправо — расстрел. И не дай Бог сделать так, а не иначе, и забываем, что наш Бог есть Бог живой и Бог живых, и мы с вами живем среди людей живых, а они, эти живые люди, живут не в монастыре, а в миру. И мы тоже живем в миру. Из-за этого у нас получается несоответствие — мы хотим прийти к Богу, а от мира как бы начинаем отдаляться. И думаем про людей — живите сами как хотите, празднуйте ваши дни рождения, хотите и Новый Год празднуйте, а мы нет — мы пойдем к Богу, нам нельзя. Ну так почему же нельзя? Только вчера читали Евангелие:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).
То есть иди в мир и постись. Не говорят же — вот, надо нацепить на себя скорбную мину — у-у-у, я пощусь, и всем показывать, что я весь в мыслях о грехах мира, как помните: «Уйди, старушка, я в печали».
Так и эта женщина! Я говорю — ведь Бог знает ваше сердце, он видит ваше сердце! Да в любом месте, где бы вы ни поставили — хоть за упокой, хоть за здравие — куда хотите, можете поставить. Просто сложилось в церкви традиция, что за упокой мы ставим свечки на канон, а за здравие — во всем храме. Но это только традиция, не более того. Это не правило, не закон.
Вот теперь она будет загонять себя мыслью, что всю жизнь ставила свечки за упокой не туда, какое она сделала страшное преступление. Да нет никакого преступления. И если у вас родственники празднуют день рождения во время поста, если у вас есть семейная традиция — праздновать вместе, кто вам запрещает? Вы только заранее побеспокойтесь о своем праздничном постном меню. У нас пост этот, слава Богу, не строгий — разрешается рыбка, даже по монастырскому уставу разрешается рыбка в субботу и воскресение. А для мирян, конечно, монастырский устав не обязателен. И, как правило, в мирских православных календарях мы можем видеть, что рыба разрешается все дни кроме среды и пятницы. То есть вполне по силам такой пост.
Вот 31 декабря — праздник. Все-таки все мы со своими греховными привычками, страстями. Мы пытаемся стать лучше, но сразу это не получается. А тут вдруг мы будем отслеживать, что именно 31 числа — это день со среды на четверг. Со среды на четверг, если нет поста, разрешается даже венчаться! Со среды на четверг, значит, разрешается и брачный пир, и, естественно, благословляется супружеское ложе. А тут мы будем сидеть перед телевизором, и не дай Бог нам поднять бокал шампанского. Ну, нет, конечно. Грехов-то больше других творим. У нас столько зла в сердце, у нас столько нелюбви к людям, а мы будем отслеживать — вот это кушать, а это нет. Конечно, это неправильно. Мы должны понимать, что Православие не отрывается от жизни, от нашего быта — нет, Православие, наоборот, очень гармонично. Вообще Православие можно назвать наукой потому, что оно бесконечно для постижения, для изучения. И это такая наука, которая вникает в область всей жизни человеческой, буквально в каждую его ситуацию, в каждый момент бытия. И ничего там нет такого, что должно нас отвергнуть от этого мира, кроме одного — грехов. Вот от грехов мы должны уходить.
А что такое грех? Грех с греческого переводится как «промах». То есть мы промахнулись мимо своей цели, где-то хотели сделать как лучше, а получилось как всегда. Опять промахнулись.
Но разве будет грехом, если мы сядем с близкими за столом — конечно не пьянки ради, а с задушевной беседой, поддержать семейные традиции, семейный уют и отпраздновать наступление Нового года. Да, у нас сейчас светское государство, а не религиозное, поэтому Новый год встречается по светскому календарю, а не по церковному.
Так что, мои хорошие, со спокойной совестью приходите на дни рождения, только заранее предупреждайте — вы уж меня простите, можно я для себя куплю рыбку или кальмаров, каких-нибудь креветок, и буду их кушать. Пускай готовят, что они кушают. Готовят они барашка — да ради Бога. Во славу Божью, пускай кушают барашка, если они не постятся, а вы уж заранее позаботьтесь для себя о постном меню и всё, а постное меню у нас в этот пост так сказать разнообразное.
— Батюшка, по поводу семейных праздников, вроде, решили. А как же корпоративные праздники?
— Абсолютно такая же ситуация. Единственное, что корпоративный праздник подразумевает, что после определенной дозы горячительного напитка следует безудержное веселье — то есть различные конкурсы, а конкурсов сейчас тьма, почти все они достаточно непристойные, все они начинаются ниже пояса. И приколы все — чем дальше, тем хуже. И конечно дальше танцы, пляски — кто с кем. Тут надо ситуацию контролировать. Как начинается разгул — со всеми обнялись, поздравили и откланялись. Самое главное — чтобы вы не были для коллектива белой вороной — что вот, собираемся все вместе, вместе работаем, трудимся, и я вот не приду, я тут пощусь, нет.
— То есть если тебе тяжело, но ты ради любви, ради Господа это делаешь, то можно пойти?
— Конечно. Вот об этом то и говорится в Православии. Ведь Иисус Христос как говорит — только по любви между вами узнают, что вы христиане. А где же моя любовь, если я отворачиваюсь от семьи, не прихожу на их праздники, на дни рождения. На похороны я, конечно, приду, чтоб проводить в последний путь. А вот порадоваться с ними — это я не могу себе позволить.
Но мы ведь живем среди людей. Мы должны так проявлять любовь к своим близким, чтобы люди заражались от нас этой любовью.
— А если ты сам еще слабый, тебя самого еще не на ту дорогу тянет?
— Ну, на какую дорогу? Среди нас никого нет сильных-то. Вы найдите среди нас сильного! Мы все здесь слабенькие. Мы все постоянно куда-то да попадаем, спотыкаемся. Но, опять же, надо через исповедь, через покаяние, через Причастие снова вставать и идти дальше. Здесь нет ни одного святого человека. Поэтому Бог для этого и создал Церковь. Он же дал Церковь не для того, чтобы только праведники туда ходили, а наоборот — для того чтоб спасались люди, которые ищут спасения, чтобы именно грешники излечивали в Церкви свои грехи.
Даже в молитве при исповеди батюшка читает — чадо, Иисус Христос пред тобой! Поэтому ты не оглядываясь назад расскажи о всех своих грехах и «да не неисцелен отыдеши». То есть неисцеленным не уйдешь. Церковь как лечебница от грехов. Поэтому надо исповедаться обязательно, для этого она и существует. Для этого существуют эти Таинства. А после того, как мы исповедались — тут еще одно Таинство нам разрешается — причаститься. А уж по Причастию сам Господь начинает нас изменять. Я Его принимаю внутрь себя — поэтому и называется «причастие». Я сопричастен Богу, а Бог сопричастен мне. Мы соединяемся с Богом, с Божеством внутри себя. Это, конечно, самое великое Таинство, самое страшное и самое сладкое, которое есть в мире, которое нас изменяет и защищает от нападений бесовских. Можно, конечно, и с языческой стороны подойти — то есть мы будем причащаться, чтобы защищаться от бесов как от сглаза. Это тоже неправильно, нет, Таинство Причастия оно для нас и для Бога как таинство соединения, воссоединения друг с другом. Бог через Причастие соединяется с нами, а мы — с Ним, это самое главное. А последствия этого соединения могут быть различные. Кто-то через Таинство Причастия избавляется от рака, кто-то избавляется от пагубных страстей, таких как блудные грехи или сквернословие. Кто-то через Причастие решает другие свои проблемы, Бог всем помогает исходя из их сердечных нужд и просьб. Но это нам надо делать всегда.
Поэтому не бойтесь, так сказать, жить в миру! Не убегайте из мира. Бог поселил нас здесь, а не в монастыре. Но необходимо прибегать к Церкви как к очистительной помощи.
─ Батюшка, у меня ребенок в пятом классе и в школе они касаются вопроса Библии. Недавно они писали самостоятельную работу, в которой надо было распределить факты в графы «правда» или «вымысел». В графе «правда» дочь записала: «Бог сотворил весь мир», на что преподаватель сказала ей: «Ты что пишешь? Это нужно в графу «вымысел». То же самое и с тем, что Адам и Ева жили в райском саду, что Бог устроил всемирный потоп, что Бог раздвинул перед евреями воды и так далее. Как к этому относиться? Протоиерей Дмитрий Смирнов говорит, что надо к этому относиться как к теореме Пифагора: выучил — рассказал. Но ребенку дома объяснить, что на самом деле Бог есть, что вымысел и что правда на самом деле. Но мне говорят: «У тебя ребенок может внутренне раздвоиться, она так и будет жить — в церкви она такая, в другой ситуации она другая». Как ребенку справиться в таких ситуациях?
─ Здесь надо сначала самим усвоить, а потом ребенку сказать самую страшную истину — абсолютно все науки основывают свое учение на вымысле, на предположении, на гипотезе. То есть, к примеру, физика сначала основывалась на том, что Земля плоская и не крутится. И кто говорил нечто другое — тот считался еретиком, так сказать, был противником науки. Потом оказалось, что этот вымысел был неправильным — оказывается, все было наоборот. Потом стали говорить, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Затем оказалось, что и это неправда! Что это Солнце несется по своей какой-то орбите, и Земля кружится, исполняя свою спираль, то есть Солнце в данный момент не является центром существования нашей солнечной системы. Просто так получилось, что оно крутится, а все планеты идут по спирали. Опять уже новая теория. И чем дальше вглубь — тем больше дров. Поэтому любая наука исходит из предположений, а любые предположения могут быть ошибочными.
Это касается любой науки — медицины, генетики, химии и так далее. Ведь никто не жил миллиарды лет, просто предположили методом углеродного радиоанализа, что период распада плутония, каких-то там ядер составляет столько-то лет. И из этого предположения можно выдвинуть гипотезу, что наша Земля существует около 8 миллиардов лет. Но это ведь предположение, это не есть истина, это вымысел! И так с каждой наукой.
Поэтому своему ребенку скажите — вот, на данном этапе их материальная наука — история, к примеру, или археология, базируется на таких предположениях, которые завтра могут оказаться ошибочными. Найдутся новые факты, которые докажут, что вот тут, оказывается, существовали еще другие эры! Или другие цивилизации или еще что-то откроют.
То есть понимаете — нет предела для познания. И всегда мы познаем как бы тень от свечки — от истины, и к самой истине мы никак не можем добраться. Поэтому наука отвергает религию. Религия как бы в стороне, наука не верит в Бога, она пытается познать мир своим способом, в котором Бога нет. Естественно, что наука пытается построить свои предположения развития вселенной исходя из того, что мы видим, чувствуем или знаем на сегодняшний момент. И Бога там нет. Так и складывается ошибочное мнение. И, естественно, наука говорит о Боге, о религии, о Библии, как о предании, вымысле. Потому что на данный момент наука не может подтвердить фактами существование чудес. Наука не верит в чудо. То есть пока я не попробую — как я могу поверить в чудо?
Естественно, создание мира — это чудо. Об этом говорит Библия — что Бог чудесным образом создал мир. А наука говорит — да нет, чуда не может быть — значит, это вымысел. Поэтому возникает такое несоответствие. Придет завтра, послезавтра, пройдет лет десять, и наука переменит свое мнение. Может быть, какие-то факты изменят представление о создании мира. А, может, Бог откроет Себя видимым образом докторам, профессорам. И они поймут, что существует другая сила, которая на самом деле может сотворить чудо в этом мире. Тогда они признают существование Бога. То есть мы не знаем, что будет. Но да — вы отвечайте так, как вам говорят. Если человек глубоко изучает Библию — он будет находить следы Библии в остальных науках. Библия всегда будет касаться любой науки.
— Батюшка, и вот что было дальше. Моя дочь подошла к учителю и сказала — вы знаете, вот мы верующие, мы в храм ходим, я в воскресной школе учусь. А учитель говорит — да я сам верующий, но здесь надо отвечать так. Но что же нам скажут потом на мытарствах за такое раздвоение?
— Вот вы опять начинаете какое-то язычество. Бог не спросит нас за то, что мы сделали, Он спросит нас за наше сердце. Богу не важен грех, Богу важно, что перед этим вы в своем сердце выносили эту мысль, вы в своем сердце уже создали это преступление, от бесов приняли мысль сделать плохой поступок — вот за это Бог с вас спросит на мытарствах. Но даже тот поступок, что вы совершили, Он обратит в спасение для того, с кем вы это сделали. Понимаете, Бог любой грех всегда применяет во спасение кому-либо, это однозначно.
Мы же не должны сказать ребенку — ну-ка давай не слушайся этих учителей, не ходи в эту школу, всё, что они там говорят — это ложь и вообще давай сейчас бойкот объявим. Нет, конечно — мы должны научить ребенка жить в мире. А мир всегда ошибается. И у мира всегда есть свои представления. Мы должны научить ребенка жить в этом мире, имея духовный стержень. Чтобы ребенок как можно меньше ошибался. Поэтому нужны воскресные школы, поэтому важны для ребенка исповедь и причастие. Вот мы с вами взрослые — мы ведь уже не раздваиваемся в своем сознании. Мы осознаем, что наука говорит одно, вера другое — мы осознаем это и внутренне не раздваиваемся. Этому мы и должны научить ребенка. И как раз за свое бездействие мы ответим перед Богом.
─ Спаси Господи, батюшка!