Предстоящий 2017 год станет годом особой юбилейной даты: 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Однозначно определить уходящую эпоху невозможно. Беспрецедентные гонения на верующих и первый полет в Космос, сотни тысяч репрессированных политзаключенных и героическая победа над фашизмом, — всё это знала наша Родина. Для того чтобы извлечь уроки из проходящего столетия Русская Православная Церковь обращается к опыту жизни и трудам новомучеников.
О том, по каким причинам гнали христиан в XX веке, нужна ли России идея и каким путем мы идем, рассказывает профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории, магистр богословия протоиерей Владислав Цыпин, посетивший Казань для участия в региональном этапе Международных Рождественских образовательных чтений.
— Здравствуйте, отец Владислав! Как, на Ваш взгляд, можно объяснить гонения на сотни тысяч христиан, множество из которых были совершенно безобидными гражданами? За что расстреливали почтенных старцев и беззащитных женщин?
— Они были носителями не просто иного, а радикально иного мировоззрения. Они не просто придерживались каких-то нематериалистических идей, но были людьми религиозными. А религия — это полный антипод материалистическому мировоззрению. Они были идейными и духовными противниками господствующей идеологии. Однако были, может быть более поверхностные, и вместе с тем более острые причины. С Церковью новая власть отождествляла старый дореволюционный режим. В Церкви виделся осколок, остаток старой Царской России. До известной степени такие настроения были и при Временном правительстве. Однако в тот период власти действовали более мягко, а некоторые министры, может быть, и вовсе не ставили своей целью притеснить Церковь, однако те либеральные идеи, приверженцами которых они были, резко контрастировали с традиционным церковным видением вещей. К тому же у Временного правительства не было той решимости в действиях, какая была у большевиков.
Ещё одной причиной является социалистический интернационализм. Конечно, в сознании христианина пред Господом нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни раба, ни свободного, но, тем не менее, история церковная связана с историей отдельных христианских народов. Так история Русской Церкви тесно связана с историей Руси. Можно сказать, что Православие для Руси было национальной религией, а большевики, как, впрочем, и социалисты и коммунисты разных направлений, стремились к Интернационалу, преодолению национальных различий. Поэтому причины гонений могли быть совершенно разные.
— И если при коммунизме был отказ от национальной идеи, то сейчас идет процесс её реставрации?
— Да, правда, после падения коммунистического строя мы также пережили период антинационального нигилизма. Тогда, в 1990-е годы, либеральные и прозападные настроения обрели очень широкий характер. Так что помимо того антинационального нигилизма, который был в 1920-х, 1930-х годах, мы знаем и времена, когда также велось наступление на традиционные ценности, правда уже на новой базе. Надо сказать, что и Россия Императорская начинала с подчеркнутого европеизма. Петр тогда превозносился также, как и Ленин в Советской России. Славянофилы и почвенники появились только в XIX веке. Так что такие волны европеизации мы уже переживали много раз. Конечно, это связано с тем, что у нас с Западом общие христианские корни, и в то же время мы идем и своим путем, отличным как от католичества, так и от протестантизма.
— Если мы идем своим путем, то какая нужна России идеология? И нужна ли вообще?
— Тут надо сказать, что под идеологией могут подразумеваться разные вещи. Официальная доктрина, которая излагается в сотнях книг, как это было с марксизмом в Советское время, причем всё, что излагается в этих книгах, принимается за почти Библейскую абсолютную истину — в этом мы не нуждаемся. Это однозначно ложный подход. Однако если под идеологией подразумевать некоторые основные фундаментальные ценности, тогда в этом как раз есть необходимость. Тщательно разработанной концепции, которая охватывала бы область историческую и философскую, и в этом виде рассматривалась бы как обязательное или почти обязательное мировоззрение граждан — быть не должно. Но сформулировать основные государственные ценности на сегодняшний день очень важно.
— Спасибо, отец Владислав за интересную беседу!