Протоиерей Александр Павлов: «Милосердие должно быть не теорией, а практикой»

4415
Фото

«А здесь у нас будет большой актовый зал для воскресной школы», — говорит отец Александр, широким взмахом руки показывая на строящееся здание. Для воскресной школы он готов копать вглубь — лишь бы у ребят была возможность заниматься в комфортных условиях. Небольшой кабинет есть даже под лестницей храма, это тем более интересно, что и сама воскресная школа носит название «Лествица» — ведущая в Церковь и к Богу.

О том, как увлекательно организовать процесс преподавания, чем заниматься с подростками на приходе и какова цель воскресной школы, рассказывает настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани, директор воскресной школы «Лествица» протоиерей Александр Павлов.

— Батюшка, если строится новое здание для воскресной школы, значит есть такая необходимость?

— Необходимость в постройке нового здания назрела уже давно. У нас обучается порядка 50 взрослых и 150 детей. Поэтому классы мы организовали практически в каждом свободном помещении: в трапезной, в ризнице, обустроили бывшие складские помещения во дворе храма. Однако главное, чего нам не хватало, — это актового зала, где мы могли бы проводить собрания, хореографические кружки, киноклуб и много других полезных мероприятий. Также у нас очень большие группы дошкольного возраста. Для них необходимо особенное помещение. Где было бы мягко, удобно, комфортно, царила домашняя атмосфера. Такой класс для самых маленьких нам жизненно необходим. Очень надеемся, что уже на следующий год такое помещение будет.

— Вы говорите, что детей дошкольного возраста у вас больше. Получается, воскресная школа ориентирована в основном на дошкольников?

— Наша воскресная школа ориентирована на всех. У нас нет ограничений в возрасте. Поэтому программа весьма обширная, более 24 предметов. Это если не считать, что некоторые предметы с одинаковым наименованием проходят у разных возрастных групп. Мы стараемся, чтобы возрастная граница таких занятий пересекалась. Например, возраст 5 лет является возрастом пограничным. Тогда возникают трудности: в младшей группе ребенку уже не интересно, а в старшей ещё сложно, поэтому мы делаем наложение, чтобы не было никаких пробелов.

— Действительно, у каждого возраста свои особенности. Как организовать процесс так, чтобы интересно было всем?

— Что касается самых младших — занятия должны быть в основном игровыми. Как говорится, минимум теории — максимум практики. Помимо рассказа, обязательной составляющей должно быть прикладное творчество. Чем старше — тем дети усидчивее, тогда мы ориентируем занятие по-другому. Для молодежи сухая теория тоже не интересна — им нужна жизнь, им нужно развитие. Для этого мы проводим с молодежью различные социальные проекты. Социальный работник нашего храма Ольга Сергеевна Степаненко, практикующий врач, является также и преподавателем воскресной школы, поэтому все социальные проекты реализуются воспитанниками воскресной школы, молодежью.

Православный ансамбль «Надежда» выступил в казанском детском хосписе

— Можете рассказать про социальные проекты, реализуемые с подростками, подробнее?

— В первые годы мы водили в хоспис только самых старших, с прошлого года стали водить детей 10-13 лет. Для них это очень важно. Когда-то для ребенка каждая игрушка, приобретенная родителями, была огромным счастьем, в наше же время дети просто завалены заботой и подарками. И отношение у таких детей часто становится потребительским — они перестают ценить то, что у них есть. А когда в таком благополучии наши ученики приходят в хоспис, то перед ними дети, которые лишены многого. Это дети в колясках, дети больные раком. И тогда, конечно, отношение к жизни меняется. И это очень важно, потому что милосердие должно быть не теорией, а практикой. К каждому такому походу мы, конечно, готовимся. Делаем открытки, устраиваем концерты, и ребята знают, что эта их открытка будет подарена бабушке или больному малышу. В этом воплощается тот смысл, который мы вкладываем в детей через Заповеди Божии. Социальная деятельность — это плоды тех занятий, которые получают воспитанники в воскресной школе.

— Батюшка, если посмотреть на то, как оформлена территория прихода, можно предположить, что немаловажную роль в деле воспитания играет эстетическая составляющая?

— Основная цель воскресной школы — воцерковление ребенка, других целей быть не может. Однако, человек должен развиваться всесторонне. Меня часто спрашивают, как с Православием соотносятся шахматы или английский язык, который у нас в этом году преподается. Это действительно хороший вопрос. И, как настоятель прихода, я спрашиваю себя, какое я имею право тратить средства прихода на организацию занятий по английскому языку или на занятия по рисованию. Эти вопросы я задаю себе постоянно и постоянно на них отвечаю. Наша миссия — это приобщение детей к Церкви. Говорить о Боге и о Церкви можно и на английском языке и на языке живописи. Более того, всестороннее развитие человека происходит на территории храма. Даже молитва перед занятием — это духовная атмосфера, которая проникает в душу ребенка. По традиции раз в месяц мы призываем всех учащихся ко Причастию. Вместе с ними читаем правило, причащаемся, а затем спускаемся вниз на чаепитие, где каждого ждут небольшие подарочки. Потому что, как мне кажется, Причастие всегда должно ассоциироваться с праздником. И в этом Празднике нет разделения. И те, кто ходят на шахматы, и те, кто ходят на различные занятия — все объединяются.

— И последний вопрос касается расписания. Судя по плану, занятия в воскресной школе проходят каждый день?

— Действительно занятия у нас проходят каждый день. Причем не только для подростков, но и для всех возрастных групп. Связано это с тем, что я никогда не ограничиваю педагогов в их творческой деятельности. Конечно, мы проводим беседы с преподавателями, обсуждаем планы, однако всегда поддерживаю творческие инициативы. Поэтому расписание получается весьма солидным и ознакомиться с ним будет удобнее в группе в социальной сети «ВКонтакте».

— Спасибо, отец Александр, за интересную беседу!

Новости по теме

Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2023—2024 учебном году
Интервью 21 ноября 2024
Основные этапы развития Казанской духовной семинарии в 2023—2024 учебном году

21 ноября 2024 года в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день. На торжественном мероприятии ректор КазПДС иерей Никита Кузнецов представил отчёт о деятельности семинарии за 2023—2024 учебный год.

В Казанской духовной семинарии прошёл Актовый день
Интервью 21 ноября 2024
В Казанской духовной семинарии прошёл Актовый день

21 ноября в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день, приуроченный к престольному празднику домового Михаило-Архангельского храма Казанской духовной академии, действовавшей в 1797–1818 и 1842–1921 годах.

В Казани открылась XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»
Интервью 20 ноября 2024
В Казани открылась XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи»

20 ноября 2024 года в Казанской православной духовной семинарии стартовала XXII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)
Интервью 18 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)

Съемочная группа Информационного отдела Казанской епархии работает над созданием документального фильма «Но мы остаёмся здесь». Фильм посвящён жизни и подвигу епископа Феофана (Еланского).