Журналисты газеты «Монастырского вестника» города Елабуги познакомились с игуменом Гавриилом (Лепихиным), первым настоятелем Спасского собора после протоиерея Павела (Дернова), который был расстрелян в годы революции. Долгое время храм не слышал святых возгласов Божественной литургии, лики подвижников не глядели на входящих в церковь людей, а стены были исписаны бессмысленными каракулями...
К счастью, колокольный звон снова плывёт над Россией. А игумен Гавриил трудится над восстановлением одного из крупнейших в Поволжье храмов — Спасского собора. Недавно священнослужитель отметил 25-летие служения в священном сане.
— Отец Гавриил, чем Вам запомнился первый выпуск нашего обновлённого «Монастырского вестника»?
— Запомнилась статья про православный внешний вид. Как раз недавно мы провели заседание на эту тему, было выдвинуто много предложений. К примеру, хочется организовать телемосты с другими молодёжными движениями, провести где-нибудь показ одежды, альбомы с фотографиями сделать, может, даже премию придумать для молодых модельеров... Надо этот вопрос развивать, и мы активно работаем. Планируем сделать большие стенды у входов в храмы, где будет наглядно рассказано о дресс-коде для верующих.
— Получается, вы связаны с елабужским молодёжным движением «Аксиос»?
— Мы постоянно встречаемся. Молодёжь мне активно помогает в нелёгком деле окормления детского дома. Помимо этого, у нас много совместных мероприятий. К примеру, недавно выезжали в Лекарево на уборку территории заброшенного храма. И пообщались, и поработали, и плов поели!
— А как проходило Ваше детство? Какими были первые Ваши шаги в вере?
— В моё время мало кто задумывался о Боге. Нам просто не давали об этом думать. Был запрет, и если комсорг или парторг видел, к примеру, у молодого человека крестик на шее, то запросто могли заставить снять его. Говорить о Боге было вроде как «не модно». Но мне повезло: моим крёстным отцом был священник в четвёртом поколении, и я часто находился в их семье. Хотя меня самого в священство никто не готовил, я не думал, и не подозревал, что стану священнослужителем. Наверное, огромную роль в моём приходе к вере сыграла бабушка: водила меня в церковь на исповедь, Причастие. Во всяком случае, до семи лет я ходил в храм достаточно регулярно. Это я до сих пор хорошо помню.
Думаю, молитвы моего крёстного протоиерея Вячеслава и бабушки помогли мне впоследствии осознанно прийти к вере. И хотя в юности я не был воцерковлён, всё равно моя жизнь отличалась от жизни моих сверстников: я не курил, не пил, не ругался матом, — всё это было мне как-то не по душе, неприятно. Теперь я понимаю, что это меня Господь вёл к Себе и готовил к тому, что я стану священником.
Если говорить о том, как люди приходят к вере, то ответ один: каждый по-своему. Дорога у всех своя. К примеру, мне помогло даже не чтение Библии, как бывает у многих. Мне, вообще, казалось, что всё это сказки. Только потом, когда стал появляться жизненный опыт, я понял всю истинность Священного Писания. Прийти к вере мне помогло чтение писем людей, рассказывающих о своём опыте Богопознания. Например, помню историю человека, у которого сильно болела мама, и он обращался со своей бедой к врачам, одноклассникам своим... И все эти люди посоветовали ему попросить помощи у Бога. Сначала этот человек возмущался, но потом всё же пришёл в церковь. И мама его исцелилась. Конечно, такие явные дела Промысла Божьего помогают людям поверить в Пресвятую Троицу. И я уже после чтения вот таких житейских историй и Евангелие перестал принимать за сказку, начал вникать, и до сих пор каждый раз открываю в Святом Писании что-то новое.
Можно такое привести сравнение: посадишь рассаду помидоров, и вот растения болеют сначала, не растут, но под неусыпной заботой садовника всё-таки пускаются в рост, зацветают и приносят плоды. Так и жизнь человека, его приход к Богу.
А вот после встречи с ветеранами войны в Афганистане я понял, что люди, претерпевшие какие-то страдания, лишения очень часто приходят к вере. Многие солдаты Афганистана стали священниками, монахами, и, разговаривая с ними, я понял, что когда встречаешься лицом к лицу со смертью, становишься ближе к Богу. То есть иногда человеку нужно что-то пережить страшное, чтобы оглянуться вокруг себя, задуматься о Боге. Ведь мы, к сожалению, перестаём видеть во всём Господа.
У меня был случай: в один из сельских храмов весенним солнечным деньком зашла молодёжь и спросила у меня: «Батюшка, а покажите нам Бога!» Я говорю: запросто, но только сможете ли вы увидеть? Вот оглянитесь вокруг, видите? Они отвечают, что нет. А на деревьях листва шумит, птички поют, солнышко светит. Во всем этом и есть Бог. Вот так, то есть иногда сердце человека настолько бывает окаменелым, что он присутствия Бога в мире увидеть не может. И такие люди только споткнувшись, почувствовав боль или пережив сострадание, приходят к вере, приходят к осознанию того, что Бог — рядом.
— Вообще, вера в Бога — она делает жизнь легче или труднее?
— С Богом всё возможно. Господь утешает, помогает, укрепляет — конечно, с Богом гораздо легче! Но кто это может понять? Только верующий человек. А со стороны может иногда показаться, что если много испытаний у христианина, значит, ему жить тяжелее. Но это не так.
— Иногда испытанием для верующего становится то, что близкие рядом с ним к Богу ещё не пришли. Что посоветуете в таком случае? Например, жена в храм ходит, а муж — ну никак...
— Посоветую запастись терпением. Я сегодня уже приводил в пример рассаду помидоров: ей ведь нужно какое-то время, какая-то почва, какое-то удобрение, чтобы начать расти. Поэтому важно научиться ждать, но не просто сидеть, сложа руки — надо потихоньку приобщать ближнего к вере. Но чтобы это получилось, надо сначала утвердиться в Боге самому — только тогда получится помочь другому.
— В деле укрепления веры огромную роль занимает общение с такими же, как и ты, христианами. Расскажите про Вашу паству: это приход, куда люди приходят, или община, в которой общаются?
— Могу сказать так: у нас дружная православная семья. Помимо встреч на богослужениях, мы видимся и за территорией храма — это совместный отдых: рыбалка, сбор грибов, поездки. Вот совсем недавно ездили с ребятишками в зоопарк, теперь собираемся в Мамадыш на поющие фонтаны. У нас уже было проведено несколько православных свадеб, мы празднуем дни ангела — печём каравай, освящаем его, поём имениннику «Многая лета». Ведь самое главное — внимание, взаимопомощь. Я знаю, что прихожане поддерживают друг друга, молодёжь может пойти и какой-нибудь бабушке с ремонтом помочь, посидеть, поговорить, до храма довести.
Наверное, какой-то отличительной особенностью нашей православной семьи является то, что мы пропагандируем здоровый образ жизни — во всех отношениях, не только в плане пьянства и курения. Хотя именно борьба с этими пагубными страстями является для нас одной из главных задач: я являюсь руководителем отдела благочиния по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением. Поэтому прихожане Спасского собора не только сами ведут трезвый образ жизни, но и стараются нести это в народ: проводить разные акции, беседы, встречи на эту тему.
В-общем, у нас очень дружная православная община!
— Расскажите о необыкновенном музее, над созданием которого Вы работаете...
— Потихоньку мы собираем коллекцию Православного музея. Зайдя в Спасский собор, вы можете увидеть нашу экспозицию. Её смысл — донести до людей исторические факты жизни православных людей.
— Что Вы посоветуете тем, кто только пришёл к вере?
Набраться терпения. И духовно насыщаться. Без знаний, без желания, ничего само собой не происходит. Поэтому нужно читать, беседовать с верующими людьми, со священниками. Не стесняйтесь, приходите в храм, задавайте батюшкам вопросы. Посещайте воскресные школы для взрослых, мероприятия, проводимые церковью. Не будьте посторонними! Церковь сравнивают с кораблём спасения, и если человек находится за бортом, то с ним может случиться всё, что угодно. А на борту есть надежда на спасение. Повторюсь, надо набраться терпения, потому что мгновенно ничего не получается, нужно время, а Господь обязательно будет укреплять и являть Себя на пути искренне верующего.
— Какие книги порекомендуете новоначальным?
— Важно помнить: насколько надо больше читать, настолько же надо и серьёзней относиться к подбору литературы. Чтобы не ошибиться, рекомендую сходить в храм, где есть библиотека и посоветоваться с человеком, которого священник благословил на это дело. Кому-то нужно читать одно, кому-то другое... Врач ведь тоже каждому прописывает разные лекарства. Могу лишь посоветовать, если трудно сразу читать саму Библию, то возьмите сначала пересказ Священного Писания для детей. И обязательно нужно прочесть Закон Божий, так же очень поучительно читать жития святых.
— В жизни каждого человека ежедневно происходят чудеса, только не все могут их увидеть. Расскажите о Вашем личном опыте созерцания Божьего Промысла.
— Меня Господь поддерживал и вёл через Пресвятую Богородицу. Рукополагали меня в храме Успения Божией Матери, причём в престольный праздник этого храма. Практику перед этим я проходил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Первым местом, в котором я служил, был храм опять же в честь Успения Божией Матери, и в дальнейшем всё у меня было связано с Пресвятой Владычицей. Даже сейчас я служу в Спасском соборе, где есть придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Разве это не чудо? Хотя, конечно, главное — это понимать, что вся твоя жизнь — это уже чудо, возможность молиться — тоже чудо.
— Ваши пожелания нашим читателям.
— Больше интересуйтесь духовной жизнью, не оставайтесь равнодушными — в этом и заключается спасение. Помните, что человек, спасающийся через Бога, спасает и людей вокруг себя!