19 августа свой день рождения празднует настоятель храма Воскресения Христова города Нижнекамска протоиерей Александр Колчерин. Вместе с матушкой Анной они воспитывают 8 детей! Это, конечно, не считая духовных чад, посещающих один из самых многочисленных приходов Нижнекамска. В честь праздника публикуем интервью с отцом Александром, которое вышло в газете «Мы — нижнекамцы».
— Отец Александр, пожалуйста, расскажите о себе.
— Мои родители, точнее сказать, моя бабушка в 1961 году приехала в город на Каму, тогда он ещё только строился. Жили в соседних деревнях — Ахтуба и Чабья. Мама и папа учились в одном классе в школе №1. После окончания поженились, а вскоре родился и я. Учился в школе №17 (сейчас это лицей №35). После поступил в «КамПИ», ныне это Челнинский филиал КФУ. Там получил профессию электромеханика. Помнится, тогда на заводе «КамАЗ» сгорел целый завод двигателей и с трудоустройством возникли проблемы. Женился я в 22 года и уехал в Алексеевский район к родственникам супруги. Через год мы переехали в Билярск. В Алексеевске я был дьяконом, помощником священника, а уже в Билярске — священником (целых 19 лет).
— Кто или что на вас так повлияли, что вы стали священнослужителем?
— В первую очередь мои родители и бабушки. Они верующие люди. Даже когда ещё жили в Нижнекамске, практически каждый месяц ездили в Елабужский район, в село Костенеево. Местный храм был самым близким из действующих в то время. Ездили туда с пересадками через Набережные Челны и Елабугу — это был достаточно долгий путь. Летом добирались на речном трамвайчике, а потом шли пешком. После окончания школы я хотел поступить в православный институт, но родители порекомендовали сначала получить светское образование. Выучившись, я поступил на заочное отделение в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве.
— В чём заключается Ваша служба?
— Священники служат Богу, и они должны стараться приводить людей к духовному, к познанию истины. Стараемся сделать все, чтобы наши горожане нашли свою дорогу к Господу. Она нелёгкая, иногда и нам бывает тяжело. Храм — это место, где человек выстраивает свои отношения с Богом. Каждое воскресенье храм полон людей. Общение с Богом — это потребность души человека. Вера помогает жить, к чему-то стремиться.
Священнослужение — непростое бремя. Это определённый крест, который каждый священник носит на себе. Ведь он отвечает не только за себя и за свои поступки, но и за тех, кто приходит в церковь. Я должен стать примером для наших прихожан.
Человек должен к чему-то стремиться, что-то искать. Иногда в жизни получается все совсем не так, как мы хотим, но проходит время, и люди понимают, что получилось даже лучше, чем они планировали. Никогда нельзя навязывать то, чем ты занимаешься. Для священников существуют свои запреты. Например, он не имеет права развестись или жениться второй раз. Бывают случаи, когда священник теряет своего близкого человека, по законам Церкви после этого он должен выбрать монашеский путь, стать монахом.
— Молодёжь в церкви часто увидишь?
— В отличие от пожилых людей, которые приходят в храм практически каждый день, молодежь в силу своей занятости бывает реже. Но я считаю, что, хотя бы раз в неделю каждый человек должен посетить церковь и помолиться.
— С какими проблемами чаще всего обращаются к вам прихожане?
— Отвечу так: все несчастные люди несчастны по-своему. Чаще всего люди приходят с проблемами своих близких. Например, кто-то заболел или попал под власть зеленого змия. Основные трудности, с которыми сталкиваются люди — потеря близких. Часто случается так, что человек должен сам что-то в себе поменять, чтобы изменилась жизнь вокруг него. Он должен сам увидеть в жизни доброе и светлое и научиться благодарить Бога за то, что он имеет.
— Работать с людьми — тяжёлый труд, как с этим справляетесь?
— Общение с прихожанами чаще происходит в форме исповеди. Они рассказывают о своем душевном состоянии. Это нельзя кому-то передавать или рассказывать. Перед тем, как прийти исповедоваться, надо самому помолиться, попросить, чтобы Господь дал нужные слова для исповеди. Каждому человеку нужно подобрать что-то индивидуальное в его духовной жизни, чтобы он понял и осознал свои ошибки и старался исправиться, очистить свою душу от всего темного. Человек исповедуется Богу, он с ним разговаривает, а священник присутствует при этом, как свидетель. Он может направить или подсказать что-то человеку. Священнослужители тоже исповедуются. Порою и мы нуждаемся в духовной поддержке.
— Если к Вам придет человек и во время исповеди расскажет о том, что он совершил что-то противозаконное, вы сообщите об этом в правоохранительные органы?
— Если человек пришёл, значит он уже все осознал. Если он хочет, чтобы Бог его простил, он должен сделать все возможное, чтобы исправить свои ошибки. Мы должны направить его, чтобы он сам осознал свой грех, раскаялся и пришел с повинной.
Любая оплошность или как мы говорим преступление начинается с того, что люди привыкают делать грехи. В моей практике не было случаев, когда бы человек сказал, что он сделал что-то плохое. Как правило, приходят люди, которые уже раскаялись и которые уже исправились. Если человек сделал что-то плохое и он скрывается от правосудия, он никогда не убежит от голоса своей совести.
— Насколько важно, в какой одежде приходит человек в храм?
— Одежда отражает духовную жизнь человека. На богослужении есть определённые традиции, которые мы должны прививать. То есть женщина, когда обращается к Богу, должна молиться с покрытой головой. В Ветхом Завете написано, что женщина не должна носить мужскую одежду, и наоборот. Так жили люди тысячелетиями. В 20 веке человек решил, что он немного умнее Бога. Человечество долго за это расплачивалось разными проблемами. Но мы хотим сохранить традиции, чтобы люди приходили в церковь в обычной одежде.
Есть такая проблема, что пожилые люди, приходящие в храм, критично относятся к проявлениям индивидуальности. Сейчас я стараюсь привить своим прихожанам, что человек в первую очередь пришёл к Богу. И мы не в праве за него решать достоин он или не достоин находиться в церкви. Выгонять такого человека это грех.
— Батюшка, расскажите о своей семье.
— Мою жену зовут Анна. Она сейчас находится в декретном отпуске. У нас пока восемь детей: 4 мальчика и 4 девочки. Старшая дочь в прошлом году окончила школу и поступила в казанский университет на юридический факультет. Младшему — два года. Пока дети были маленькими, матушка училась в педвузе, а после работала в детском саду воспитателем.
Семья — самое ценное, что есть у человека. Мы должны благодарить Господа за то, что она у нас есть. Я считаю, что в ней должно быть все общее — и радости и горести. Семья должна быть одним целым. Вот мы, например, каждый вечер собираемся все вместе и рассказываем друг другу, как прошёл день. Таким образом, мы пытаемся сохранить традиционный уклад семьи.
— Чем вы занимаетесь в свободное время?
— В последнее время его у меня практически нет. Раньше, живя в деревне, я держал пчел. Сейчас свободное время предпочитаю проводить с семьей. Дома смотрим фильмы. Детям нравятся «Хроники Нарнии» и «Властелин колец». Я тоже с удовольствием их смотрю. Они несут христианский отпечаток. Мультфильмы такие, как, например, «Князь Владимир» — не только интересные, но и патриотические.
— За те 20 лет, что вы служите Церкви, количество прихожан увеличилось или, наоборот, уменьшилось?
— Процесс идёт. Медленно, но идёт. Особенно это чувствуется в городе. Например, в деревне, сколько людей посещало храм, столько и посещает. А в городе, особенно сейчас в тяжелое время, у людей просыпается интерес к Церкви. Прихожан становится больше, в том числе и молодых.
— Спасибо большое за интересную беседу, батюшка!