7 июля 2016 года состоялась традиционная беседа митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с ведущим программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир» Алексеем Кулешовым.
Ведущий: Эфир продолжает «Тема», в студии Алексей Кулешов. Здравствуйте! Начнем с сегодняшнего события: во дворе храма Рождества Христова города Казани прошла донорская акция. Сдавали кровь не только прихожане, но также священнослужители и семинаристы.
И в студии у нас сегодня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Владыка, добрый вечер!
Митрополит Феофан: Добрый вечер, Алексей.
Ведущий: Владыка, про акцию хотелось бы для начала спросить. Тем более, что женщина добрая сказала: «Как же после Причастия не сдать?»
Митрополит Феофан: Я вот подумал: кровь красная у всех, независимо от того, верующий ты или нет, какой ты веры. С другой стороны, отдать кровь другому человеку в православном храме — это как свидетельство слов Христа нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Очень важно, что доноры не знают, кому их кровь понадобится, хорошему или плохому человеку. Каждый человек — образ Божий. И здесь мы видим жертвенность, высшее проявление любви, пример того, как надо подходить к делу милосердия, не обращая внимания ни на цвет кожи, ни на разрез глаз.
Ведущий: Не то что «не обращая внимания» — не думая даже об этом.
Митрополит Феофан: Да, в том-то и дело. Есть необходимость — значит, надо помочь. Еще раз повторяю: это жертвенная любовь. Считаю, что это доброе дело, когда на приходе, на территории храма сдают кровь, чтобы кому-то сохранить жизнь.
Ведущий: То есть, именно поэтому и Казанская епархия, и Духовное управление мусульман поддержали эту акцию?
Митрополит Феофан: Конечно. И потом, мы в добрых делах вместе — это тоже очень важно, особенно у нас, в Татарстане.
Ведущий: Продолжим разговор о добрых делах и о совместной работе. 5 июля мусульмане отметили большой праздник — Уразу-байрам. Вы поздравили мусульман Республики и муфтия лично. Более того, я знаю, отобедали даже. Настолько сейчас дружественные, теплые отношения сложились?
Митрополит Феофан: Думаю, что да. Это то, о чём я всегда говорю. Каждый ни в коем случае не поступается своей верой: я остаюсь православным, муфтий остаётся мусульманином. Оба мы — руководители в своих религиозных объединениях. Но наше уважительное, доброе отношение друг ко другу не «для кадра», ни в коем случае не для того, чтобы «показать». Уважение к носителю другой религии должно быть нормой жизни, тем более, у нас, где две основные религии — ислам и Православие. И очень важно для нас, для Республики, как и для страны в целом, чтобы мы не декларировали, а реально жили в дружбе и согласии, в том числе, совместно участвуя в добрых делах.
Ведущий: Давайте послушаем наших зрителей. Есть первый телефонный звонок. Добрый вечер!
Зрительница: Владыка, добрый день! Я хотела бы задать такой вопрос. Сейчас у православных идет Большой пост. Можно ли во время поста русским свадьбу справлять?
Митрополит Феофан: Во-первых, все-таки, Великий пост — он у нас перед Пасхой. А сейчас идет Петров пост — перед праздником Петра и Павла. Он по длительности не самый большой. Но свадьбы, естественно, никогда в посты не играют. Поэтому, если уж задумала ты или, может быть, кто-то из твоих близких, — подождите. Кончится пост — после 12-го играйте свадьбу. Пост — это время воздержания не только от пищи, но и от свадеб.
Ведущий: Продолжаем, раз уж наша телезрительница задала эту тему. На неделе, владыка, начальник управления ЗАГСом Альбина Шавалеева сообщила, что с начала года в Татарстане сразу на 7% увеличилось число разводов. И объясняет это тем, что есть инициатива в Татарстане усложнить процедуру разводов, чтобы всё-таки подумали люди перед тем, как разводиться. И те, кто хочет, кто давно уже вместе не живут, решили все-таки оформить, так сказать, отношения до конца, разойтись…
Митрополит Феофан: Это некая пугалка… Я не очень боюсь этого и считаю, что правильно, поддерживаю.
Ведущий: То есть, нужно усложнять эту процедуру?
Митрополит Феофан: Нужно, конечно же, усложнять. Я объясню, почему. Ведь часто бывает, что сгоряча действуют: не успели сойтись, а уже надо расходиться. Не так тарелку супа подала, не вовремя пришел или пришла.
Ведущий: По статистике женщина, кстати, чаще всего бывает инициатором. Эмоциональная сторона играет роль.
Митрополит Феофан: Надо, чтобы остыло всё немножко. И, смотришь, проходит какой-то период, люди помирятся и потом живут всю жизнь вместе.
Времени мало, но расскажу маленький сюжет. Нас в семье пять братьев. Я один только принял монашество, остальные четверо женаты. Помню, у одного моего брата по молодости нет-нет да вырвется: «Мы разойдемся». И я помню слова матери: «Коля, подожди, куда ты торопишься? Шурка у тебя такая замечательная женщина! Не надо, Коля, подожди немножко». Прошло 25 лет — они так и жили вместе — и справляли годовщину свадьбы. И вот он сидит и говорит: «Моя жена — самая лучшая! Самые счастливые 25 лет у нас были».
Очень многое зависит от родителей, от близких, которые смогут молодежь удержать от необдуманного шага. Разорвать легко, склеивать трудней. И если мы говорим, что найдем другого или другую — уже будет не то, ведь цельность человеческой натуры разорвана. Поэтому брак, когда он единственный — самый крепкий. Случается, что и разводятся люди, но лучше не торопиться. Поддерживаю инициативу «придержать».
Ведущий: Понятно, что если молодые люди, которые жизнь не видели. А если двое взрослых состоявшихся человека, которые понимают, что не нужны друг другу — что же их останавливать?
Митрополит Феофан: Ничего страшного, если они опять пройдут какой-то тестовый период. Помните пословицу: семь раз отмерь, один раз отрежь. Ничего страшного с ними не будет, если еще разок они померят, стоит ли резать. И для них, может быть, это будет полезно.
Ведущий: Еще один звонок. Здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте, уважаемый владыка! Вы как-то говорили по телевидению, что много работали в восточных странах. А есть такое где-нибудь, как в нашей благословенной Казани, чтобы рядом стояли храмы христианский и мусульманский, предположим? Где-нибудь такое Вы встречали?
Митрополит Феофан: Конечно, я встречал такое. И в Египте, и в Сирии часто рядом храмы православные и мусульманские. Но я хочу сказать, что та добрая атмосфера, которая у нас существует, должна быть знаковой для мирового сообщества. Представители двух основных религий живут здесь в мире и согласии. Надо беречь это, ценить и всячески поддерживать.
Ведущий: То есть, это не пустые слова о межнациональном мире, согласии?
Митрополит Феофан: Что Вы, какие пустые слова? Посмотрите, какой сейчас ад на Ближнем Востоке, в Сирии. Всё бурлит, когда нарушаются межнациональный, межрелигиозный мир и согласие. «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир», он нужен всем без исключения, независимо ни от национальности, ни от веры.
Ведущий: Владыка, в продолжение темы. Вы знаете, что в Греции открылась Генеральная Ассамблея Межпарламентской Ассамблеи Православия. И тема была фундаментальной: «Изменение мира: православный ответ». То есть, обсуждали вопрос миграции в Европе — как раз то, о чём Вы говорите — проблемы Ближнего Востока, Африки, где миллионы верующих разных религий, опять же, покидают свои места. Вот православный ответ?
Митрополит Феофан: Вы видите, что я немножко улыбаюсь. Перед Вами сидит человек, который в 1993 году был у истоков образования этой Парламентской Ассамблеи. Мы полетели — я не буду называть имена, еще два человека — в Грецию. Там прозвучала эта идея, состоялась встреча. Потом был создан Фонд единства православных народов, затем всё это переросло в Межпарламентскую Ассамблею.
Мы с удовольствием встречаемся и говорим о сотрудничестве межмусульманском, межисламском, правильно? Ассамблеи всемирные исламские есть и мы это приветствуем. Но и православный мир имеет свой ответ на вызовы современности. Особенно же, когда речь идет о трагедии, которая случилась на Ближнем Востоке, когда Сирию практически раздробили. В тяжелейшем состоянии, под натиском экстремистов православные христиане, они вытесняются, физически уничтожаются.
Конечно же, мы должны найти ответ, чтобы сохранить мир и свой цивилизационный порядок. Поэтому очень важно, чтобы православные также объединялись — не чтобы быть против кого-то, а чтобы отстаивать интересы той культуры, той традиции, той исторической данности, которые они имеют.
Ведущий: Есть все-таки какой-то ответ сейчас на эти вызовы?
Митрополит Феофан: Конечно, есть ответы. Посмотрите, ведь Православие дает ответы на многие вопросы: по экологии, по беженцам, ответы на вопросы конфликтов. И здесь как раз православные совместно с носителями остальных религий должны давать предложения, помогать вести диалог, находить консенсус, чтобы остановить вооруженные конфликты. И мы бы вместе созидали, а не разрушали Богом данное нам пространство.
Ведущий: Еще один вопрос от зрителей. Добрый вечер!
Зрительница: Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к закону Яровой. Многих мусульман он немножечко напугал, так как у нас традиционные поминки, и старые, и просто сборища для общения мусульман. Мне кажется, у православных тоже такое есть. Мусульмане боятся, что пытаются их зажать как-то немножечко.
Митрополит Феофан: Вы знаете, я не очень боюсь этого, потому что все-таки закон направлен против другого. Поверьте мне, так всегда бывает: пугают, а потом проходит время и мы начинаем совершенно спокойно жить… Экстремизм — он же не просто так, из воздуха, а в какие-то щели проникает. И не против нас с вами, нормальных граждан, православных и мусульман, направлен закон. Давайте посмотрим спокойно, поскольку закон уже подписан Президентом, насколько я знаю. Не нужно раздувать страсти. А время покажет.
Ведущий: Всё расставит по своим местам.
Митрополит Феофан: Да, как оно есть.
Ведущий: Владыка, на прощание вот такой вопрос. В Казани вынесли приговор мужчине молодому, 29-ти лет — он похитил из церкви пожертвования, 65 тысяч рублей. Приговор такой: 2 года и 4 месяца в колонии строгого режима. Случай не единичный, воруют пожертвования не только из церквей, но и из мечетей.
Митрополит Феофан: Во все времена, во всех конфликтах, вооруженных даже, медицина и религия считались неприкосновенными, табу… В какой-то степени это отражает состояние общества, которое надо воспитывать в нравственном понимании. Верующий человек на это не пойдет — это плоды безверия, которые распространяются. Нравственное состояние общества прямо пропорционально соотношению веры и безверия. Чем больше храмов, мечетей, тем меньше тюрем и беды.
Ведущий: Дай Бог, чтобы так было. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был сегодня у нас в гостях. Владыка, спасибо Вам большое. Благодарим наших зрителей за внимание. До свидания и еще увидимся.
Митрополит Феофан: Всего доброго, до новых встреч. Храни вас Господь.