7 апреля 2016 года состоялась традиционная беседа митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с ведущим программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир» Алексеем Кулешовым.
А. Кулешов: Эфир продолжает «ТЕМА», в студии Алексей Кулешов. Здравствуйте! Православные христиане сегодня празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы. В Казани главная служба прошла, конечно же, в Благовещенском соборе Кремля, а возглавил ее митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. У него, кстати, сегодня личный праздник — 40 лет служения священником.
Праздник Благовещения посвящен тому моменту библейской истории, когда архангел Гавриил принес Марии весть о том, что от Нее родится будущий Спаситель мира — Иисус Христос. Об этой истории еще раз во время богослужения поведал прихожанам владыка Феофан. И митрополит сегодня у нас в гостях. Владыка, добрый вечер и с праздником!
Митрополит Феофан: Добрый вечер, Алексей!
А. Кулешов: Владыка, мне, естественно, хотелось бы начать с праздника Благовещения. В чём главный смысл сегодняшнего события?
Митрополит Феофан: Смысл очень важный. Благовещение — со времён сотворения человека и со времени изгнания Адама из рая. Ведь там было обещано Богом, что хотя вы изгоняетесь из рая, но родится семя от жены, которое сотрет главу змия, то есть греха, диавола. Несколько тысячелетий потребовалось, когда богоизбранный народ то исполнял заповеди, то отступал от Бога. Был египетский плен, вавилонский плен, был всемирный потоп и многое другое. И люди ждали, когда же придет долгожданный Мессия.
И вот Назарет, где живет непорочная Дева — Мария. Она идет за водой, у колодца ей встречается небесный посланник архистратиг Гавриил. Ангел говорит Ей: «Ты, Мария, зачнешь и родишь Сына, Которого назовут Иисус. Он будет царствовать вовеки, Он спасет род человеческий от греха и погибели».
Представьте себе великое удивление будущей Богоматери, этой девицы непорочной: «О чем ты говоришь, какое зачатие? Я не имею мужа и не могу зачать». Посланник Божий говорит: «Дух Святой найдет на Тебя и Сила Вышнего осенит Тебя». И удивительно, что тогда сказала Мария: «Се, Раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему». И через девять месяцев будет Вифлеем, родится Иисус Христос.
Благовещение — это встреча Неба с землей, Бога с человеком. Вопрос богословский, как Бог мог стать человеком. Но Бог воплотился, не теряя полноты Божества, в полноте воспринял человеческую плоть. Вот такое величие этого праздника. Не было бы этого — не было бы Рождества Христова, Его распятия, смерти, Воскресения, Вознесения и христианства.
А. Кулешов: Владыка, у Вас сегодня личный праздник, 40 лет как Вы служите священником. Вы сегодня сказали утром журналистам: «Небольшой такой праздник». Не кокетничаете? 40 лет — серьезная дата, полвека почти.
Митрополит Феофан: А что тут кокетничать? Надо трудиться! Я задумался: 40 лет. 40 лет Господь водил через Моисея евреев по пустыне. Вы знаете, что часто обращаются к этому образу и говорят: «Чтобы выветрилось всё». Даже нам нередко пророчат, что 40 лет еще будем в России мытариться. Но нет, там другой случай совсем, не будем столько.
И Господь меня водил по странам, по континентам. 40 лет я трудился в разных странах, очевидно, чтобы полнота какая-то пришла. Надеюсь, что с наступлением 40-летия служения Богу, Отечеству, Церкви, народу Божьему, Господь даст мне еще сил. Есть немного опыта для служения, которое я выбрал.
А. Кулешов: Скажите, пожалуйста — если говорить о Церкви и о народе, за эти почти полвека как-то изменилось отношение людей, во-первых, к Церкви, во-вторых, к вере?
Митрополит Феофан: Конечно, изменилось, о чём речь. Но когда я начинал, это был 1976 год, еще мы не могли свободно исповедовать свою веру. Были дружины, которые не пускали на Пасху молодежь в храмы. Речи не могло быть, чтобы священнослужитель в телевизионной студии сидел и вёл диалог. Разве это не изменение? В советское время говорили, что «последние бабушки [на приходах] помрут и всё, покончено». А на сегодняшней службе я видел довольно большое количество мужчин, молодежи, несмотря на то, что рабочий день.
Говорят: «Зачем строить храмы? И так хватает». Сколько бы мы сейчас ни строили храмов, они полны. Я видел сегодня деток из нашей гимназии. Молодежные организации пришли тоже поздравить владыку. Радикально многое изменилось, но суть Церкви не меняется. Поэтому очень важно этот стержень хранить.
А. Кулешов: Хорошо. Давайте как раз послушаем мнение народа. Звонок от нашего зрителя. Добрый вечер! Алло!
Даниил: Здравствуйте! У меня вопрос. Я как бы строитель церквей Казани: на Чистопольской, на Архангельской. И у меня вопрос: у нас есть церковь, которая стоит в безбожном виде, архиерейское подворье. Когда будет возведение этой церкви на Танковом кольце?
Митрополит Феофан: Всё ясно. Даниил, поезжайте завтра, посмотрите и увидите, что работа уже идет.
А. Кулешов: Слава Богу, владыка. Хотелось бы поговорить о преподавании русского языка и литературы в школах. Казалось, закрыли эту тему, но после известных высказываний протоиерея Артемия Владимирова о рассказах Чехова и Бунина в Русской Православной Церкви задумали создать «золотой» список обязательных к изучению в школах произведений русских классиков. Возникает два вопроса в связи с этим. Какие произведения, как Вы считаете, нужно туда включать? И второй вопрос — принципиальный, как мне кажется. А кто, собственно говоря, будет формировать этот список?
Митрополит Феофан: Я все-таки хотел бы немножко поправить. Русская Православная Церковь может предлагать, но она не может быть законодателем в системе образования. Это разные вещи совершенно.
Второе. Что такое Русская Православная Церковь? Многие в системе образования, учителя, в Министерстве, в Государственной Думе, в ее комитетах и в Совете Федерации являются чадами Церкви, верующими людьми. Поэтому, думаю, должен быть консенсус, когда сели и спокойно обсудили. Мы знаем, как вопрос дискутировался о предмете истории: что включать, а что нет, по каким учебникам преподавать. И здесь есть возможность спокойного, ровного диалога — кого включить, каких классиков. Включить, очевидно, нужно то, что является по-настоящему нашим достоянием: Достоевский, Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Если взять современных писателей — тоже есть, из чего и из кого выбирать.
А. Кулешов: То есть, сообща, некий такой круглый стол.
Митрополит Феофан: Конечно же. Не надо навязывать, что «Церковь сказала», «Церковь давит». Церковь ничего такого не делает, но имеет право высказать свое мнение. Что такое Церковь? Церковь не только Патриарх, митрополиты и епископы — это народ Божий.
А. Кулешов: Есть еще один звонок. Добрый вечер.
Ирина: Добрый вечер, владыка! Меня зовут Ирина. Я прочитала такую информацию, что в Совете Европы, куда Россия тоже входит, принята стратегия о защите прав ребенка на 2016-2021 годы. И там вообще такие вещи ужасные, что ребенка могут изымать из малообеспеченных семей, несмотря на то, что его там любят, что ребенку можно гей-пропаганду проводить. Может быть, Церковь выступит против?
Митрополит Феофан: Как раз Церковь против этого и выступает, потому что мы как институт религиозный категорически против различных, так сказать, нетрадиционных направлений. Нельзя возводить в ранг закона эти так называемые нетрадиционные «ценности», которые являются грехом в понимании верующего — не только православного, но практически всех традиционных конфессий. Что же касается изымания детей или передачи их в нетрадиционные, так называемые, «семьи» — не могу назвать их семьями, какая же это семья? Муж и жена — это семья, а тут непонятно, что такое.
Ювенальная юстиция вызывает очень большие опасения. Церковь свое мнение высказывает и будет твердо отстаивать, в первую очередь, традицию и интересы нашего народа.
А. Кулешов: Владыка, на этой неделе стало известно, что в Москве этой осенью пройдет Всемирный саммит христианских лидеров в поддержку гонимых христиан. Вопрос: неужели ситуация настолько острая, что понадобился такой солидный форум, такое крупное мероприятие? И почему в России?
Митрополит Феофан: Я Вам задам вопрос: сколько еще надо убитых, изгнанных из своих мест христиан? Вы знаете, сколько было христиан в Ираке? Полтора миллиона. А сколько осталось? Около 100 тысяч. Изгоняют со своих мест — разве это не трагедия, не преследования по религиозному признаку? В Сирии так называемые борцы из ИГИЛ вырезали целые деревни, не щадя даже детей. Это катастрофа планетарного масштаба. Почему же не возвысить свой голос христианам всего мира? И должны это делать не только христиане, религиозные деятели. Для любой религии главная заповедь — «не убей». Жизнь это дар Божий, который никто не имеет права произвольно отбирать.
Отвечаю на второй вопрос, почему в Москве. А почему не в Москве? А где нам проводить? В Соединенных Штатах? Чем мы хуже?
А. Кулешов: Ничем не хуже, но есть, допустим, Европа с не менее богатой культурой.
Митрополит Феофан: Мы видим, что происходило в Сирии до тех пор, пока российские ВКС не вступились в защиту. Это в плане военном. Почему же мы и в плане гуманитарном не можем быть такими инициаторами? Инициаторами являются и многие мировые религиозные лидеры. Может быть, опять некоторые начнут говорить о «смешении религий». Никакое не смешение религий, речь идет о предотвращении гуманитарной катастрофы.
В Европе тоже есть гонение на христиан — в иной, более изощренной форме. Есть случай, когда только за одно упоминание священником, что нетрадиционные взаимоотношения между одинаковыми полами есть грех, он попал в тюрьму. Что это, если не борьба против христиан? Мы имеем право защищать наши религиозные ценности, тем более, когда речь идет о Ближнем Востоке, где идет физическое уничтожение людей по религиозному признаку. Где разрушаются монастыри, святыни христианства — там, где оно зародилось. Поэтому, я думаю, надо так этот форум провести, чтобы его голос звучал как набат: «Остановитесь, люди! Хватит убивать! Давайте жить спокойно».
А. Кулешов: Нам остается только последовать этому призыву. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был сегодня у нас в гостях. Владыка, еще раз с праздником! И поздравляем всех верующих, кто сегодня отмечает Благовещение. Спасибо Вам еще раз.
Митрополит Феофан: Спасибо. До свидания!