1 мая 2016 года, в день празднования Светлого Христова Воскресения, управляющему Чистопольской епархией епископу Чистопольскому и Нижнекамскому Пармену исполняется 60 лет со дня его рождения. В 2015 году он был назначен на новообразованную кафедру, входящую в состав Татарстанской митрополии. В сердцах многих верующих эта новость отозвалась радостью и одновременно настороженностью, присущей вхождению в жизнь чего-то нового, неизвестного. Что же будет дальше?
А дальше было знакомство прихожан с владыкой Парменом, молитвенное и евхаристическое единение с ним. Представители духовенства и миряне стремились как можно больше узнать о жизни новопоставленного епископа. Все — по разным причинам. Одни — из простого человеческого любопытства, другие — из желания познакомиться с владыкой поближе. Многие хотели молитвенно поддержать управляющего епархией в его нелегком архипастырском служении. Но интернет-ресурсы содержат весьма скудную информацию о биографии и послужном списке владыки. Дабы восполнить этот пробел, пресс-служба Чистопольской епархии взяла у правящего архиерея интервью. Владыка рассказал корреспонденту о своем духовном пути и некоторых аспектах христианской жизни.
— Владыка, скажите, что способствовало обретению Вами веры в Бога?
— Мне повезло — все мои предки, в том числе и родители, были верующими людьми. Я, можно сказать, принял веру с молоком матери. Нарекли меня по святцам, крестили вовремя — в установленный церковной традицией срок. Мои мама и бабушка регулярно посещали храм, и я уже в три-четыре года прислуживал в алтаре, помогал на богослужениях. У нашей семьи даже духовник был — до войны и после — один и тот же. До сих пор помню отца Василия. Когда я стал постарше, то начал читать шестопсалмие, часы. В то время, к сожалению, не было воскресных школ и возможности духовно просвещаться так, как этого хотелось бы.
Когда я учился в средней общеобразовательной школе, у меня появилось желание посвятить свою жизнь служению Церкви. Сразу после окончания школы я поехал поступать в Одесскую духовную семинарию. Но в советское время в семинарию принимали только совершеннолетних, поэтому у меня появилась возможность более основательно подготовиться к поступлению. В 1975 году я поступил в семинарию, а после ее окончания женился. Стал священнослужителем. Потом решил продолжить свое духовное образование и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1991 году, получив степень кандидата богословия. После того, как скончалась моя супруга, я принял монашество, чтобы целиком посвятить себя служению Церкви Христовой.
Хочу отметить, что я тридцать пять лет провел в Ростовской епархии. Даже не пытался куда-то выехать, хотя предложений было много. За это время Господь сподобил меня нести разные послушания: я был экономом в епархии, благочинным Ростова-на-Дону, духовником Всевеликого войска Донского, духовником Ростовского-на-Дону ордена «Знак Почета» мореходного училища им. Г. Я. Седова, духовником Ростовского-на-Дону морского собрания, духовником отдела МВД города Ростова-на-Дону. А в мае 2015 года решением Синода я был назначен епископом Чистопольским и Нижнекамским.
Я очень рад тому, что всю жизнь нахожусь в Церкви. Когда живешь в этой среде, то постоянно пребываешь в благодати, которой невольно исцеляешься и освящаешься. Мне на моем жизненном пути попадались люди большого ума, духовно образованные и волевые, у которых я многому научился. Мне довелось послужить многим иерархам Православной Церкви, посещавшим Ростов. Например, митрополиту Антонию Сурожскому. Приятно осознавать, что Ростовская земля дала немало светил Православия. Одним из них является митрополит Владимир (Сабодан), который долгое время был ректором Московской духовной академии. В общем, было у кого набраться мудрости.
— Приходилось ли Вам сомневаться в вере?
— Сомнений в вере никогда не было. Общаясь с людьми, духовниками, я все больше убеждался в том, что сомнения возникают тогда, когда не хочется признавать свои грехи. Такие моменты, наверное, бывают в жизни каждого человека. Но это уже скорее не неверие, а маловерие или страх ответственности перед Богом. Бесы ведь тоже веруют и трепещут. На чем утверждается вера? Апостол говорит: «…вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Поэтому я всю свою жизнь стараюсь посвятить Богу, а значит, людям. А малочисленная паства или многочисленная, значения не имеет. Главное, чтобы была любовь, ведь только в этом случае происходит то сочетание со Христом, которого мы желаем, принимая крещение.
— Что Вы считаете основой духовной жизни христианина?
— Основа — это постоянное упражнение в жизни с Богом. Любая деятельность человека — физическая или интеллектуальная — не приведет его к совершенству, если не будет подкрепляться духовным воспитанием и знакомством с наследием святых отцов, Священным Писанием, Священным Преданием и житиями святых. Потому что не будет духовного роста. К сожалению, многие из нас незнакомы с богатым духовным наследием. Как только мы попадаем в эту сокровищницу, то сразу становятся очевидными наши невежество, недостоинство и духовное несовершенство.
Помимо достижения духовного совершенства, перед нами стоят и другие задачи. Нам надо нести слово Божие? Надо! Нам надо устраивать быт наших приходов? Надо! Нам надо соработничать с властью? Надо! Нам надо общаться друг с другом? Надо! Нам надо работать с молодежью? Надо. На нас смотрят, взывая о помощи, считая, что мы в чем-то идеальны. Жизнь христианина очень сложна, но Господь призывает нас послужить Ему на том поприще, на которое Он нас поставил.
— Каковы, по Вашему мнению, ошибки верующих на пути к живой вере?
— Самая главная ошибка — маловерие. Если есть внутреннее противоборство, то надо точно определиться: ты веруешь или не веруешь. Пока в тебе будут эти сомнения, ты не сможешь принести доброго плода. Человек может быть начитанным, может красиво говорить о вере, но если он не будет вникать в ее основу, то так и останется всего лишь медью звенящей.
— Что помогает Вам в Вашем нелегком служении?
— Паства. Она всегда помогает, если ты ее любишь. А если не любишь и не живешь ее интересами, то помощи от Бога не будет. Что посеешь, то и пожнешь. Мы все — и духовенство, и верующие — должны помогать людям поверить в Бога. Если мы им поможем, то у них появятся зачатки духовной жизни. Лучше всего заражать людей своим примером. А первыми среди первых должны быть священники. В советское время говорили, что «самый большой атеизм — это неправильный батюшка». Священнослужители всегда предстоят перед народом, поэтому любые их недостатки могут послужить соблазном. А Писание говорит: «…горе соблазнившим» (Мф. 18:7).
— Спасибо, Владыка, за беседу!