Директор Палехской иконописной мастерской Александр Гусаковский рассказывает о современной иконописи, иконописных канонах и традициях.
— Палехская школа является известной не только в России, но и за пределами нашего государства. Расскажите о вашей школе иконописного мастерства, о вашей команде и художниках.
— Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Палех — это старинный иконописный центр, в котором много потомственных иконописцев. У нас был собран творческий коллектив, в котором художники придерживаются устоявшихся традиций школы. В настоящее время в нашей команде задействовано 70 художников , 5 иконописцев являются потомственными художниками. Сейчас в Альметьевске в Казанском кафедральном соборе, в зависимости от времени и задач, трудятся 10 художников-иконописцев.
— Александр Владиславович, в какое время художники вашей мастерской приступили к росписи в Казанском кафедральном соборе Альметьевска? На каком этапе сейчас ведутся работы?
— По благословению епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, в 2014 году были начаты работы по росписи в храме. Мы стали делать такую серьезную работу, изначально расписали алтарь и купол, и далее в центральном поясе храма изобразили все семь Вселенских Соборов. Стоит отметить, что в России мало таких соборов, для которых роспись ведется в таком сложном исполнении. В настоящее время работы по росписи в храме продолжаются. В планах расписать вторую половину храма — это колоны и притвор храма.
— Расскажите о своей жизни? Как Вы нашли свое предназначение?
— Я родом из города Ижевска. В 1992 году получил высшее образование в Санкт-Петербурге по специальности технолог. После окончания учебы стал заниматься организацией выставок в Европе и Санкт-Петербурге. Когда я приехал в Палех, полюбил его и благодаря жене, она по образованию художник и работает в нашей команде, продолжил свой путь в направлении художественной живописи и иконописи. Этим делом живу более двадцати лет, а в 2006 году была основана Палехская иконописная мастерская. В настоящее время являюсь руководителем «Палехской иконописной мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусаковского» и ООО «Возрождение». У нас много разных направлений деятельности создаем иконы, поддерживаем современную лаковую живопись, развиваем такое интересное направление как палехские шкатулки.
— Какие технологии Вы используете при создании иконостаса, росписи храмов? Применяются ли при работе современные технологии?
— Мы работаем традиционно, стараемся не уклоняться от древних традиций палехской школы иконописи. Так используем темперу, где вручную сводятся краски и получаются различные пигменты. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии, чаще всего натуральные, к примеру, на яичном желтке.
При работе используем только самое лучшее сусальное золото, которое есть на рынке. Хочется отметить, что при росписи на стенах используем и современные технологи — это акриловые фасадные краски качественных фирм. И мы даем гарантию на светостойкость своих работ до 25 лет.
— Какие каноны, по Вашему мнению, должны быть соблюдены при росписи храма и создании икон?
— Дискуссии о канонах в иконописи продолжаются. Всегда при иконописи соблюдаются определенные иконы. Как я полагаю, самым главным для художников иконописцев каноном служит Евангелие, а икона — это Евангелие в красках. В своей работе мы стараемся ни на секунду не отступать от этого принципа.
— Какие темы преобладают в росписи храма? Как художники приступают к своей работе?
— Самое главное, чтобы было дано благословение правящего архиерея и далее начинается сложный творческий процесс. Мы делаем предварительные эскизы, ведется подготовка рабочих материалов. Относительно тем росписи, тоже существуют определенные правила. В Альметьевском кафедральном соборе по благословению епископа Мефодия, как было сказано ранее, мы расписали в центральной части храма — семь Вселенских Соборов и отдельно были созданы мозаичные иконы, иконы святителя Николая Чудотворца и Божией Матери «Троеручицы». Также нашими художниками расписаны стены внутри здания Альметьевского епархиального управления.
— Каким, по вашему мнению, должен быть храм по окончании росписи?
Главное, чтобы люди, когда приходили в храм, они обращали внимание на созданные художественные образы, и им хотелось изучать жития, лики святых, праздники и сцены, изображенные на росписи. Важно, чтобы прихожане созерцали красоту внутри дома Божиего, находили утешение и покой.
— Как бы Вы обозначали главную цель работы вашей иконописной мастерской?
— Нашей общей целью было и остается — это внести посильный вклад в восстановление православных храмов, в возрождение лучших национально-культурных традиций, опора на которые является залогом подъема Российского государства.