Когда Господь дает свой дар

6622
Фото

Чтоб тихо дрогнула душа,
Надеждой сердце стало биться
И захотелось вдруг дышать,
И жить, и плакать, и молиться.

Т. Сушенцова

Кому-то свыше дана миссия исполнителя, кому-то актера, кому-то — героя, а кому-то — нести в этот мир нотки духовной и искренней поэзии. Татьяна Сушенцова — казанская поэтесса, автор четырех поэтических сборников, врач. Родилась она на берегу русской реки Волги в городе Ульяновске. В Казань переехала, когда ей было 7 лет, и в этом же возрасте начала писать стихи. Вспоминает, что даже школьные сочинения писала в стихотворной форме. Мама нашей собеседницы — врач, интеллигентный и одаренный человек. Она тоже писала стихи и даже сейчас, когда ей уже 87 лет, все равно пытается поймать музу и отразить на листе все то, что ее волнует. Теперь можно понять, почему маленькой Тане на ночь читали поэмы Пушкина и Лермонтова, а не пели колыбельные.

— Я помню, как мама наизусть читала мне «Мцыри». Когда дети декламировали «Мишку» Агнии Барто, я читала «Собаке Качалова» Сергея Есенина, — вспоминает Татьяна. — Преподаватели советовали мне поступать на филологический факультет или на факультет журналистики. Но так сложилось, что я пошла по стопам своей матери и поступила в медицинский институт.

Во время учебы Татьяна писала стихи для институтских фестивалей, спектаклей, газет, но все это было периодически. Учиться в медицинском нелегко, но рука все равно тянулась к перу. Серьезно занялась поэзией в девяностых годах, когда нашла свою дорогу к храму.

— Не могу точно сказать, почему это произошло. Наверное, Бог привел. В то время все у меня в жизни, по мирским понятиям, было хорошо, но отчего-то появилось сильное желание пойти в храм, — говорит поэтесса. — Возможно, сподвигла меня на это моя коллега, глубоко верующий человек, которая впоследствии стала монахиней.

Именно ей благодарна поэтесса за большое внимание к своему творчеству. В 2007 году вышел ее первый сборник духовной поэзии «В печали светлой покаянья».

— Эта книга была предназначена для достаточно воцерковленных людей, — рассказывает Татьяна Сушенцова.

Сборник выпустили тиражом 2000 экземпляров, и разлетелся он по всей стране. Его можно было встретить в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Нижнем Новгороде и других городах. После выпуска первой книги поэтесса продолжала писать стихи, но не печаталась.

В 2012 году казанский историк и краевед Анатолий Елдашев пригласил Татьяну принять участие в работе Клуба любителей искусств, а позднее поэтесса стала посещать встречи, организованные литературными объединениями города Казани, где оценили ее талант и зрелость поэзии. Впоследствии Игумен Евфимий скажет: «Она обрела свою самобытность». И это правда.

Уже 3 года Татьяна организует и проводит тематические вечера духовной поэзии на базе Государственного музея изобразительных искусств РТ, на которые всегда собирается очень много народа. А 3 декабря нынешнего года на презентацию ее нового сборника стихов «Я буду говорить тебе о главном» собралось такое количество любителей поэзии, что зал не смог вместить всех желающих, и люди стояли даже в проходах.

О причине популярности своих стихов поэтесса говорит скромно.

— Наше время — это время технического прогресса, но человек все равно стремится познать истину и испытывает духовный голод. Надеюсь, мои стихи помогают его утолить. Но хочу отметить, что это не моя заслуга. Это Промысл Божий, ведь мы — только исполнители воли Господа. Да и сама способность к творчеству разве не от Него? Я рада, что попала в литературные круги в зрелом возрасте, когда у меня уже были устоявшиеся жизненные принципы и большой опыт написания стихов. Я — верующий человек, и вера помогает мне не зависеть от чужого мнения и не сползать на уровень модных, поверхностных стишков. Поэзия должна быть искренней, идущей от сердца. Она должна заставлять человека размышлять и становиться лучше, — говорит Татьяна Сушенцова.

Схожей точки зрения на поэзию придерживается и муж Татьяны, Леонид. Как говорит поэтесса, он — ее цензор и помощник.

— Когда пишешь стихи не один десяток лет, то они уже воспринимаются, как музыка — на слух. Уже просто чувствуешь как надо или как не надо писать. Да, бывает, что стих я неделями редактирую, если что-то не нравится. Ищу слово, рифму, метафору. Но если уж получилось, то лучше это потом не трогать, — смеется Татьяна Ивановна.

Самое удивительное, что на ее вечера духовной поэзии собираются представители самых разных религиозных конфессий. Можно представить, какие эмоции переполняли ее душу, когда на одной из встреч далеко не православный человек сказал во всеуслышание, что после ее стихов хочется пойти в храм. Бывает, подходят невоцерковленные люди и советуются, в какую церковь лучше ходить.

— В такие моменты понимаешь, что ты должна соответствовать доверию почитателей, но самое главное — доверию Господа.

Многие, думаю, удивятся, если узнают, что Татьяна Сушенцова является еще и председателем Координационного совета организаций профсоюзов города Казани, а также председателем Районной организации профсоюза работников здравоохранения Авиастроительного и Ново-Савиновского районов. Это уже дополнительная общественная нагрузка. Как же у нее хватает времени и на работу, и на семью, и на творчество?

— Сама удивляюсь. Наверное, Господь так устроил, что многое успеваю. Но я понимаю, что раз мне много дано, то с меня много и спросится, — делится с нами поэтесса.

Очень важное место в жизни Татьяны занимает медицинская деятельность.

— Думаю, что Бог не зря привел меня работать в Центр восстановительного лечения детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями. Здесь душа становится мягче. Человек начинает по-другому относиться к жизни, оценивать происходящее вокруг. Считаю, что мой приход в медицину — тоже Промысл Божий.

Сборник духовной поэзии казанской поэтессы будет выдвинут на Патриаршую литературную премию

Совсем недавно мы писали о встрече казанской поэтессы с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. Владыка благословил Татьяну на соискание Патриаршей литературной премии.

— Я очень благодарна Его Высокопреосвященству за оказанное доверие и постараюсь его оправдать, но повторюсь: способности нам даются Богом, их надо реализовывать и преумножать. Чтобы не повторить судьбу героя евангельской притчи, зарывшего свои таланты. И на лаврах тоже нельзя почивать, — говорит Татьяна Сушенцова.

Казанская поэтесса не собирается останавливаться на достигнутом. В ближайшее время в свет выйдут еще две ее книги — «Малышам и взрослым» и «Признание». Первая — это сборник стихов для детей, хотя автор не исключает, что и взрослым он будет интересен. Вторая книга рассчитана на людей постарше. В сборниках много стихов на духовную тематику. После выхода этих книг Татьяна Сушенцова планирует подготовить новый поэтический сборник.

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)
Интервью 18 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: иерей Антоний Ермошин и Ольга Павлова – о подготовке документального фильма, посвященного епископу Феофану (Еланскому)

Съемочная группа Информационного отдела Казанской епархии работает над созданием документального фильма «Но мы остаёмся здесь». Фильм посвящён жизни и подвигу епископа Феофана (Еланского).

«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем
Интервью 16 ноября 2024
«Светлый вечер в Казани»: беседа с сербским режиссёром Зораном Мрдженовичем

В эфире радио «Вера — Казань» (95,5 FM) состоялся выпуск программы «Светлый вечер в Казани». Гостем студии стал актёр, режиссёр, президент Королевского ордена витязей, учредитель фестиваля «Витязь Фест — Дух Славян» Зоран Мрдженович.

«Архипастырь»: Беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом
Интервью 12 ноября 2024
«Архипастырь»: Беседа с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом

На православном телеканале «Союз» вышла программа «Архипастырь» с участием митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. Глава Татарстанской митрополии ответил на вопросы ведущей передачи Светланы Ладиной.

Что нужно знать о церковной свече?
Интервью 23 октября 2024
Что нужно знать о церковной свече?

Зачем покупать и зажигать в храме свечи? Куда ставить свечу за здравие, а куда — за упокой? Можно ли гадать с церковными свечами? Можно ли купить свечу в одном храме, а зажечь в другом?