Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в ходе своего визита в Набережные Челны ответил на вопросы представителей СМИ.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, о цели Вашего визита.
— Как правящий епископ я решил ознакомиться с положением дел в Закамском благочинии. Сегодня большой праздник — Рождество Богоматери, поэтому я помолился вместе с верующими Набережных Челнов, а заодно и посмотрел город. Вчера был в другом городе — Елабуге, где объехал все храмы, а сегодня буду знакомиться с жизнью Челнов, жизнью верующих, жизнью завода, общаться с людьми. Ведь Набережные Челны известны не только в России, но и во всем мире благодаря КамАЗу. И народ здесь хороший. Поэтому дай Бог, чтобы то приятное впечатление, которое сейчас у меня сложилось, в дальнейшем не испортилось.
— Владыка, сейчас очень актуальна проблема экстремизма. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы ее решить?
— Я думаю, что это проблема всего мира. Экстремизм ведет к терроризму — я это не понаслышке знаю. Я был свидетелем трагических событий в Беслане. Поэтому первое, что необходимо сделать — заняться просвещением. Мне приходилось и на Кавказе, и на Ближнем Востоке, и у нас беседовать с религиозными радикалами. На мой вопрос «Как вы вербуете?» они отвечали: «А нам часто не надо ничего говорить. Мы просто обращаем внимание на то, что в обществе царит разврат, который пропагандируют СМИ».
Важно понять, что питательную среду для распущенности создают СМИ. Но вы не думайте, что я говорю о необходимости цензуры — речь совсем о другом. У людей должна быть самоцензура, основанная на нравственности. Чтобы человек сам понимал, что можно, а что нельзя. У нас сейчас путают свободу со вседозволенностью, а это очень опасно, так как вседозволенность нередко приводит к экстремизму и терроризму.
Вы спрашиваете, что надо делать в этих условиях? В первую очередь необходимо заняться просвещением общества. Не стоит думать, что религия научит чему-то плохому. Наоборот, религия позволяет человеку избавиться от каши в голове. Например, есть традиционный Ислам, и надо его поддерживать, надо помогать ему развиваться. То же касается и Православия. Чем сильнее будут наши религии, тем спокойнее будет жизнь общества. Поэтому самый эффективный метод борьбы с экстремизмом — просвещение.
— Какие еще города Вы планируете посетить в ближайшее время?
— Планирую посетить Менделеевск. А в дальнейшем я планирую посещать не только города, но и села. Буду приезжать не на один день, а на три или четыре. Это неправильно — уделять внимание только городам. На меня, повторюсь, Набережные Челны произвели приятное впечатление: город чистый, ухоженный. Церквей, правда, маловато. Я думаю, не нужно возводить здесь какие-то величественные храмы, можно строить простые. Главное, чтобы они находились в шаговой доступности. Ведь нередко бывает, что верующим приходится добираться на службу издалека. Мы же хотим, чтобы школа, поликлиника и магазины рядом с домом находились. А храм чем хуже?
— Владыка, хочу спросить Вас о возрождении Казанской духовной академии. В чем заключается сложность этого процесса? Что еще планируется сделать в Татарстанской митрополии?
— Вы знаете, планов много, но для того, чтобы их реализовать, нужно время. Что касается Казанской духовной академии, то это честь для Татарстана. Возрождение академии важно не только для Русской Православной Церкви и Татарстанской митрополии. В свое время академия была одним из крупнейших образовательных центров, и славилась не только богословами, но и историками. Книга Несмелова по антропологии не потеряла актуальности и в наши дни, она используется многими учеными. И я сделаю все возможное, чтобы в ближайшее время академия начала работать.
А жителям Набережных Челнов хочу сказать: не переживайте, кризис закончится. Господь благословит завод и его работников. Мы еще докажем, что КамАЗ — лучший автомобиль. У людей, которые его собирают, золотые руки, и они должны жить достойно.