В июле 2015 года главой Татарстанской митрополии был назначен митрополит Феофан, архиерей с яркой биографией, которому приходилось работать на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Америке, Африке, в Магадане, на Северном Кавказе и Урале. О том, какие задачи стоят перед ним на новой кафедре, архиерей рассказал в интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Елене Веревкиной.
— Владыка, как Вам новое место служения? Сильно отличается от предыдущих?
— Относительно нового места служения, достаточно почитать о моих служебных перемещениях, и сразу все будет ясно, потому что у меня было очень много новых мест служения. На вопрос «как?» отвечу: надо трудиться, трудиться много, активно, не только думая о дне сегодняшнем, но и о перспективе, это очень важно. Чтобы не было так, что на сегодня мы справляемся, сегодня у нас все хорошо, а что будет дальше, пусть другие делают. Надо строить здание, закладывая хороший фундамент на будущее. Это относительно того, как и что делать.
Сильно ли отличается от предыдущих? Места служения были у меня совершенно разные. Если мы возьмем Северный Кавказ, то ситуация была совсем непростая: это Беслан, это Южная Осетия, это теракты и многое другое. Но ведь на Кавказе было и много позитивного. У нас выстроились очень добрые взаимоотношения с мусульманами, между лидерами. Именно мы были первыми на Северном Кавказе по организации религиозных молодежных лагерей, которые потом постепенно шагнули по многим другим епархиям. Как ни удивительно, но когда создавался Совет старейшин Северного Кавказа, то мусульманские лидеры на меня указали как на лидера в этом Совете старейшин. Но ведь это не только одни радужные успехи. Было много вопросов, которые надо было решать, как и везде. Поэтому, сильно отличается или не сильно, могу сказать: это разные регионы.
Меня приятно поразил Татарстан своей динамикой развития. Действительно, очень красивый город Казань, замечательные древние монастыри. Я не могу не сказать доброе слово в адрес бывшего президента Шаймиева, который возглавил фонд «Возрождение» и по-настоящему сочетает в себе, пожалуй, все: и опыт, и связи, и мудрость — для того, чтобы действительно возродить и мусульманские, и православные святыни, которые имеются. Обычно говорят: «Ну, так вы же должны похвалить правительство». Хвалить одно, а констатировать, свидетельствовать — другое. Так вот я свидетельствую, что вошел в епархиальное управление — очень красивое, уютное, добротное, и начал спрашивать, кто занимался его постройкой. Мне ответили: Минниханов, президент республики Татарстан. Мы что, должны что-то другое говорить? Ничего. Только слово благодарности. Надеемся, в дальнейшем взаимоотношения Церкви, государства и гражданского общества, межрелигиозный и межэтнический диалог должны быть направлены на одно — на консолидацию. Другого пути для нормальной жизни не должно быть.
— Каково впечатление от встречи с мусульманскими лидерами?
— Этот вопрос можно было бы задать человеку, который впервые приехал в мусульманский регион и вообще незнаком с исламом. Каково впечатление с людьми различного характера, возраста? С муфтием Талгатом Таджуддином мы дружим больше, чем живет тот, кто задает вопросы. Наша дружба длится больше сорока лет. Мы много с ним бывали на различных межрелигиозных мероприятиях, даже ездили в критический момент в Ирак, летали туда перед началом бомбардировки. У нас взаимопонимание целей, которые перед нами стоят, вне зависимости от того, что мы исповедуем различные религии. Если говорить о лидере мусульман республики Камиле Самигуллине, то это молодой, симпатичный духовный лидер с хорошим образованием. Надеюсь, что и в дальнейшем мы, отстаивая интересы своей религии, будем многое делать вместе. Пьянство, распутство, аборты, наркомания, экстремизм, материализм, который рядится в либерализм, — это наши общие задачи. Еще раз повторяю, это наша общая задача. Что касается наших богословских взглядов, то это дело не споров на улицах и базарах, а встреч компетентных богословов на конференциях, различных двусторонних переговорах — таковые у нас имеются. Я думаю, что мы должны быть вместе.
— Вы не боитесь навлечь на себя гнев татарских националистов, называя Казань русской землей?
— Совершенно неправильно вырвал кто-то из контекста понятие «русская земля». Назвали бы «российская земля». Я хочу сказать, что мы одна страна. Я говорил и говорю: я очень хочу, чтобы татарину жилось и на моей курской земле комфортно, и в Москве, и в Петербурге, в Магадане и еще где-то. И так же людям русской национальности, чтобы они чувствовали себя комфортно в Татарстане, а так оно и есть. Не надо подливать масла в огонь. Мы же не можем выкинуть из нашего лексикона слово «русский». Мы не выкинем это слово. Я много путешествовал по миру и жил годами в разных странах: когда пересекаешь границу или приезжаешь куда-то, и татарину скажут — это русский, и еврею. Даже когда я жил в Израиле, слышал, что евреев, иммигрировавших из России, все равно называют русскими. Это нормальное явление, и не надо подливать масло в огонь. Земля у нас — одна, большая, хорошая, просторная, многокомнатная квартира, имя которой Россия. Это никогда нельзя забывать. Очень важно, чтобы каждый народ хранил свою культуру, свой язык, свои традиции, свою веру, где бы он ни находился. И в этом плане я призываю и русских в Татарстане также хранить веру своих отцов и с уважением относиться к тем, кто исповедует иную религию, но живет с нами бок о бок.
— Какие первоочередные задачи стоят перед Вами?
— Милые мои, задач столько, и все они первоочередные! Самая первоочередная задача, чтобы архипастырь и пастыри вели к одному: прокладывали дорогу к храму, к вере, ко Христу. Это и главная, и последняя цель наша — Христос, а все остальное — это средства, без которых тоже не обойтись. Это и социальное, молодежное служение, и борьба с экстремизмом, это мир и согласие в первую очередь. Это молодежь, это старики, которых не надо забывать, и больные, и многое другое, чем богата наша страна.
— Будете ли Вы добиваться передачи Церкви всех храмов в Казани и преподавания «Основ православной культуры» в школах республики? Каким образом?
— Есть закон, который выпущен, и, слава Богу, я убедился, что в Татарстане постепенно передаются и храмы, и та собственность, которая принадлежала Русской Православной Церкви. В этом направлении работа идет, и мы будем и дальше вместе с властями, с общественностью трудиться.
Насчет образования, я вам скажу такую вещь: мы не будем ломать копья, нужен диалог, взаимопонимание. Надеюсь, что как раз через диалог мы придем к тому, чтобы все интересы были удовлетворены.
— Если ли шанс восстановить домовый храм КФУ, ктитором которого был Лобачевский?
— Други мои! Я всего месяц здесь! А шансы всегда везде у всех остаются. Поэтому, Богу содействующу, еще раз повторяю, в спокойной, мирной обстановке не противостояния, а диалога, добиться можно очень многого, не ущемляя ничьи права.