2 июня в сёлах Антоновка и Никольское Спасского благочиния прошла праздничная Божественная литургия в честь местночтимой Казанской иконы Божией Матери.
Верующие села Три Озера вместе с иереем Георгием Кондратьевым молитвенно соединились с антоновцами на Божественной литургии в храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Желающие причастились Святых Христовых Тайн, приобщившись к Царствию Божию. После богослужения верующие с нетерпением ждали прибытия чудотворного образа Богородицы, который доставили из села Никольского. Эта святыня, единственная в своём роде, чудесным образом явленная в 19-м веке, освящает весь Спасский край, собирая и объединяя почитателей Божией Матери.
Верующие прошли крестным ходом с чудотворным образом Богоматери к месту его явления. По преданию, явление образа произошло на окраине села, на берегу реки Бездна. Пастушок увидел ночью сильное сияние, и подумал, что кто-то разжёг костёр.
— На Руси крестные ходы вошли в традицию, которая стала родной. Почему?
— Прежде всего, это акт миссионерства, проповедь. Спаситель, а затем апостолы проходили по земле и свидетельствовали о том, что Царствие Божие уже наступило. Благодать наполняет землю через святыни — иконы и мощи. Именно об этом свидетельствует крестный ход. Это проповедь о том, что Царствие Божие уже настало. Внешнее свидетельство живого Бога на земле — это для внешних людей. А те, кто внутри Церкви, проходя крестным ходом, дают возможность соединиться в цельное тем, которые ещё «на пути к храму». Это акт соединения с благодатью Святого Духа. «К соединению вся призва», — говорится в кондаке Пятидесятницы. Отмечу, что крестный ход совершается после Божественной литургии, когда люди приобщились к источнику освящения, причастились Христовых Тайн, приобщились к Царствию Божию. И теперь, преисполненные духовной радости, свидетельствуют о присутствии Бога на земле. А через человека уже освящается и пространство его жизни, местность, — рассказывает иерей Георгий Кондратьев.
Человек и всё живущее на земле нуждаются в нашей молитве. В монастыре говорят, что «от молитвы светлеют лица» и светлеет мир вокруг. Писатель Владимир Крупин в очерке «Послесловие к крестному ходу» отмечает ощущение удивительной сопричастности природы человеку во время крестного хода: «Идёшь и ощущаешь одушевлённость природы, её участие в делах человека. Эти берёзы, ели и сосны помнят нас, растут и старятся вместе с нами… Эти пространства тоскуют по нашей молитве, которая всегда в начале лета оглашает их. Эти цветы надеются, что ими обрамят оклад чудотворной иконы. Эти облака приходят постоять над нами и смягчить жару, эти тучи будто с небесного водосвятного молебна окропляют нас освежающей влагой. Эти ночные звезды появляются специально, чтобы оберегать наш краткий полуночный сон». Это чувство сопричастности природы — напоминание об утерянном Рае, робкая попытка движения к нему.
Отец Георгий продолжает свою мысль о цели крестного хода:
— Если обратимся к Ветхому Завету, то увидим, что через крестные ходы Господь показывал, что только Его силой можно побеждать, ограждаться от внешних врагов. Например, обнесением Ковчега вокруг Иерихона Господь показал, что в Нём надо искать спасение. Вспомним, как внешние враги нападали на Тихвинский монастырь. Царица Небесная тогда Сама открыла одной благочестивой женщине, жившей вне монастыря, что причина набегов — это духовное ослабление насельников монастыря. В акафисте есть такие слова: «и повелевает: пусть братия покается и обнесут мой образ вокруг стен монастыря». То есть, когда совершилось внутреннее преображение человека через покаяние, близость с Богом, Господь явил Свою Силу. Братия обнесла иконой стены монастыря, и враг отступил. Через покаяние братия смогла вернуть доверие Царицы Небесной. Для нас внешнее свидетельство силы Божией — через освящение икон.
— Во время крестного хода жители Антоновки выходили навстречу Богородице, прикладывались к иконе с мольбами, проходили под ней. Как нужно это понимать?
— Господь призвал к соединению неба с землёю, к соединению человека, ограниченного грехом, со святыней, преисполненной благодатью Божией. И душа просит этого соединения. Человек ищет физического приобщения к святыне, единства с Богом, потому мы и прикладываемся к иконам и мощам, и целуем их. Во времена апостольские люди приобщались благодати Божией, исцеляющей и преображающей для жизни вечной, старались войти в область тени, падающей от апостола Петра. Такова сила благодати Божией. А нам надо помнить, что эта сила в немощи нашей совершается. Прикладываясь к иконе, нужно держаться покаянного устроения своей души, — заключил отец Георгий.