Редакция портала Татарстанской митрополии продолжает подводить итоги уходящего года. Он выдался очень насыщенным, плодотворным и вместе с тем непростым.
С просьбой дать оценку событиям года мы обратились к митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию. Его Высокопреосвященство к перспективе подобного разговора отнесся скептически. Когда сотрудники епархиального Информационного отдела встретились с владыкой, то поняли причины скепсиса архипастыря. Митрополит посчитал, что говорить нам пока еще не о чем, что время для такого разговора еще не пришло.
— Не время сейчас итоги подводить, мы ведь с вами еще только в начале пути. Фундамент заложен хороший, но для того, чтобы духовное просвещение развивалось и дальше, нам предстоит еще очень сильно потрудиться. Все в этой жизни дается большим трудом, само по себе ничего не приходит. Прямо перед вашим приходом ко мне приезжали жители села Городищи Дрожжановского района Республики Татарстан. Они привезли с собой фотографию нового прекрасного храма. Скоро я поеду в это село, совершу освящение, и на проповеди обязательно поблагодарю всех, кто принимал участие в строительстве храма. Это и районная администрация, и простые сельчане, которые не побоялись трудностей, проявили инициативу и добились своего. Не я эту церковь построил, а прихожане. Их-то и нужно приглашать на интервью, — сказал владыка Анастасий.
— Обязательно пригласим. Мы как раз хотели отметить, что в этом году миряне становились героями материалов нашего сайта едва ли не чаще чем представители духовенства. Активная позиция верующих, их непосредственное участие в жизни митрополии наводят на мысль об активизации самых разных направлений церковного служения.
— Активность мирян действительно заметна. Если бы в наших городах и селах не было людей, готовых потрудиться во благо Церкви, то ни о каких достижениях мы бы сейчас не говорили. Священник в одиночку ничего не сделает, а приходская община может достичь многого. Приход — это ведь не только место совершения треб. Это живой организм, который должен быть центром духовной и общественной жизни. Лично я очень рад, что сейчас в нашей митрополии появляется все больше приходов, где богослужебная жизнь сопровождается интенсивной просветительской и миссионерской деятельностью, где развиваются социальная работа и молодежное служение. За молодежью — будущее, и настоящий духовный лидер просто обязан работать над привлечением молодого поколения в храм. Оперируя лишь догматическими нормами, священник вряд ли соберет вокруг себя молодежь. Здесь нужна комплексная работа. Православная Церковь может дать ответы на все вызовы современности, но пастыри должны знать, чем живет приходская молодежь. Если мы, не разобравшись до конца во всех процессах, происходящих сегодня в обществе, будем предъявлять к подрастающему поколению чересчур строгие требования, то, скорее всего, мы просто потеряем с ним связь. Некоторым чрезмерно требовательным нашим батюшкам не помешало бы вспомнить себя в молодости. Разве они, когда были молодыми, отличались беспрекословным послушанием старшим? Разве они день и ночь читали псалтирь? Нет! Но тогда почему они требуют этого от современной молодежи?
— В этом году в жизни Казанской епархии произошли большие преобразования — была создана Юридическая служба, а в Молодежном отделе сменился кадровый состав. Чем это было вызвано?
— В первую очередь мы хотели укрепить эти сферы церковной жизни. Мне, как человеку старшего поколения, было непросто решиться на эти шаги, но время показало, что сделанные преобразования были оправданными и своевременными. Сейчас мы стараемся всячески поддерживать лидеров, которые взяли на себя обязательство трудиться в этих важнейших сферах церковного служения. Материально мы, к сожалению, пока еще слабы, так что самостоятельно, без помощи государственных структур, епархия не может решить всех вопросов, связанных с социальной работой и делом духовного просвещения. Мы постоянно обращаемся к руководству республики с просьбами о передаче зданий, которые раньше принадлежали Церкви, с просьбами о содействии в строительстве молодежных лагерей и духовно-просветительских центров. Нам нужны помещения для реализации воспитательных и образовательных программ, для проведения культурных и спортивных мероприятий.
— Эти мероприятия будут ориентированы только на православную молодежь? Или светские молодые люди также будут привлекаться к участию в церковных инициативах?
Конечно, будут привлекаться, тем более что подобные примеры миссии у нас уже есть. Некоторые приходы постоянно приглашают учащихся светских учебных заведений присоединиться к проектам своих воскресных школ. Светская молодежь с удовольствием ходит на экскурсии, участвует в субботниках и велопробегах. Такие встречи всегда сопровождаются интересными беседами, так что светские ребята могут получить ответы на интересующие вопросы, могут познакомиться с устройством приходской жизни. Это, конечно, не означает, что после этого они сразу же начнут воцерковляться, но, возможно, кто-то из них сделает первые шаги в этом направлении. Захочет ли молодежь снова переступить порог храма, зависит, в том числе, и от нас с вами. Я убежден, что Церковь должна снисходительно относиться к немощам, которыми страдает невоцерковленная молодежь. И, осуждая грех, мы ни в коем случае не должны осуждать людей, не должны забывать, что каждый человек — это создание Божие, и в каждом человеке, вне зависимости от того, верующий он или нет, есть образ Божий. Порой человек сам забывает о присутствии этого образа, не работает над его сохранением и созиданием. Однако и к таким людям мы должны относиться с любовью, и о них нам следует возносить молитвы Господу. На днях я смотрел передачу об Афоне, о жизни греческих монахов, населяющих Ильинский скит. В эту обитель приезжают люди со всего мира. Едут и католики, и представители протестантских течений, и буквально за несколько дней пребывания в этом скиту все они становятся православными. Свои заблуждения эти паломники и туристы преодолевают совсем не потому, что православные монахи доказывают им истины в богословских спорах, а потому что эти монахи, несмотря на догматические расхождения, в своей обители всех принимают с любовью. Своим личным примером насельники прививают ближним любовь к Православию. Этой любовью раньше жила Византия, а сейчас живет вся Православная Церковь. Глядя на этих афонских монахов, мирские люди начинают видеть скудость собственной духовной жизни, начинают ценить красоту Божьего мира, красоту Православия. Они приходят к пониманию того, что здесь Истина, что здесь живет Христос. Ведь Он может жить только там, где есть Любовь, где есть служение любви.
— На епархиальном сестринском съезде, который проходил весной этого года, служением любви Вы назвали дела милосердия. В течение года мы старались планомерно освещать благотворительные проекты и социальные инициативы православных сестричеств, братств и других объединений, поставленных на это служение. Однако незамеченными остались подвиги отдельных людей, которые явили нам примеры жертвенной любви.
— Таких примеров предостаточно на наших приходах, а не знаем мы о них только потому, что люди, руководствуясь евангельской заповедью, стараются творить добро тайно. Так, чтобы правая рука не знала, что делает левая. Впрочем, я убежден, что о некоторых, наиболее ярких примерах жертвенной любви, говорить обязательно нужно. Это ведь делается не для рекламы, а для того, чтобы люди вдохновились примерами своих ближних. Чтобы те, кому помогли, узнав имена своих благодетелей, смогли помолиться о них. А те, кто ищет поддержки и утешения, смогли узнать, куда лучше обращаться за помощью. Многие наши проблемы возникают именно из-за недостатка информации. Из-за того, что зачастую мы ничего не знаем о нуждах своих ближних — тех, кто каждое воскресенье причащается с нами из одной Чаши. Люди годами ходят в храм и даже не знают, кто рядом с ними стоит, у кого какие скорби и радости. Но ведь так было не всегда. Жаль, что мы так быстро позабыли о людях, которые пострадали в годы гонений. Многие из них уже ушли из этой жизни, но кто-то и по сей день являет нам пример живой веры. Вот на кого нужно равняться, вот у кого нужно учиться милосердию. Они ведь не просто ходили в церковь — они сами были Церковью. Храм был для них центром жизни, где они находили смысл своего земного бытия. Я всегда с большой теплотой вспоминаю нашу кладбищенскую церковь. Этот приход был концентрацией любви. Люди, прошедшие через ссылки и тюрьмы, не понаслышке знавшие, каково это — жить в подвале, были намного счастливее нас, потому что они, в отличие от нас, познали ценность любви к ближнему. Они любили друг друга не на словах, а на деле, всегда и во всем помогали друг другу, жили одной приходской семьей. Вы только представьте: идет богослужение, храм до отказа заполнен людьми, и все эти люди друг друга знают! Сложно сейчас такое представить, а в те времена было сложно вообразить, что жизнь прихода может быть устроена как-то иначе.
— Вы в то время являлись простым прихожанином или у Вас уже было какое-то церковное послушание?
— Я тогда был псаломщиком, снимал комнату в квартире прихожанки нашего храма. У этой женщины были больные ноги, и она не могла посещать все богослужения. Но зато после службы ее навещали десятки людей, и встречала она их всех как самых дорогих гостей. Бывало, нажарит огромную сковороду картошки, сварит суп, и ждет всех с нетерпением. Люди сидели у нее часами, общались, рассказывали истории из жизни, делились самым сокровенным. И звали-то тогда друг друга не по имени-отчеству, как сейчас, а ласково, по-домашнему: «Манечка», «Люсенька», «Сашенька». Эти добрые семейные отношения складывались и там, где храмов-то не было. Но храмов не было, а общины были. На соборную молитву старались, по возможности, выезжать в город или соседние села, где, по милости Божией, храмы не закрывались. Я сам в юности по воскресеньям ездил на велосипеде в соседнюю деревню, которая располагалась в двадцати пяти километрах от нашей. Летом в храм добирались на велосипеде, а зимой ходили пешком. После службы обязательно устраивали дружные посиделки у кого-нибудь дома. Вино не пили, чай заварим, намажем батон вареньем — и все! Сейчас у нас приходов больше, возможностей больше, но традиции устраивать вечери любви переняли, к сожалению, не многие. Хорошо бы, чтобы все это возрождалось, чтобы люди вновь начали собираться именно при церкви. Вон, отец Марк рассказывает, что в Богородицком монастыре верующие до вечера не расходятся. Приводят детей в воскресную школу, и сами остаются на занятия, участвуют в духовных беседах и совместной трапезе. Это ведь совсем не обременительно для прихода, так что я призываю настоятелей всех наших храмов и монастырей поддерживать соответствующие инициативы прихожан. Без подобных встреч, без образовательных и просветительских начинаний, в организации которых участвуют сами прихожане, община просто не сможет жить полноценной жизнью.
— В уходящем году интересные образовательные проекты появлялись не только на приходах, но и на базе епархии. К успешно действующим катехизаторским курсам добавились также библейско-богословские курсы, предлагающие комплексный подход к изучению Священного Писания, и Школа православного лидера, ориентированная на подготовку перспективных кадров. Педагоги и тренеры, задействованные в учебном процессе, признавались, что не ожидали уже на начальном этапе увидеть в своих классах так много заинтересованных слушателей.
— Я и сам на это не рассчитывал. Никак не думал, что эти образовательные инициативы окажутся столь популярными и востребованными. Кстати, инициативы эти — не мои. Идея организации при епархии уникальных курсов принадлежит другим людям. Именно благодаря стараниям этих людей нам удалось успешно решить целый ряд церковных проблем. Дай Бог, чтобы и в будущем их энтузиазм не иссяк, чтобы все благие начинания получили продолжение, тем более, что народу они интересны. Я всегда с волнением жду информации о том, как прошли очередные занятия. Всегда беспокоюсь, что по каким-то причинам люди могут не прийти. Но, слава Богу, мои беспокойства до сих пор оказывались безосновательными. На занятия по изучению Священного Писания, на курсы древних языков и церковного искусства приходит столько людей, что они порой даже не умещаются в аудиториях. Радостно, что современное поколение с таким интересом воспринимает Божий мир. Все-таки нынешняя молодежь очень отличается от молодежи времен перестройки. То поколение требовало хлеба и зрелищ, а нынешнее все больше задумывается о вечных ценностях. Оно хочет получить ответы на вечные вопросы, а для этого нужно устремить свой взор к Богу и обратиться к Нему с живой молитвой.
— На предложения поучаствовать в молитвенном делании молодежь, кстати, тоже до сих пор отзывалась с большим энтузиазмом. В целом ряде храмов и монастырей Казанского благочиния в этом году поочередно проходили молодежные молебны и акафисты, подкрепленные проведением тематических бесед и просмотрами фильмов, посвященных событиям священной истории. Планируют ли молодежные лидеры в будущем продолжать эту хорошую традицию?
— Этот вопрос лучше адресовать руководителю Молодежного отдела. Он напрямую взаимодействует с ребятами из различных приходов, и ему виднее, какое мероприятие лучше провести в тот или иной день. Сама по себе инициатива организации молодежных молебнов и акафистов мне очень нравится, но, главное, чтобы эти формы соборной молитвы в сознании молодежи не затмевали главного — Божественной литургии. Например, у меня и у моих ровесников в молодости не было ни текстов акафистов, ни молитвослова. Я впервые познакомился с последованием утренних и вечерних молитв, когда настоятель подарил мне сокращенный молитвослов, изданный в 1953 году. Для меня практика домашней молитвы по молитвослову стала настоящим откровением, ведь до этого мы ни о каких правилах и не слышали: просто читали на ночь «Богородица Дева, радуйся», а потом ложились спать. Не было у нас продолжительной келейной молитвы, но зато соборную молитву за Божественной литургией мы ставили в центр своей жизни. Мое поколение буквально жило Литургией, оно осознанно подходило к участию в главном православном богослужении. И я очень хотел бы, чтобы современная молодежь, которая только-только встает на путь церковной жизни, хоть раз в неделю молилась за Литургией. Участвовать в Таинствах Церкви нужно обязательно, а вот сразу исполнять длинное молитвенное правило я бы не советовал. Молитва дает нам самое главное — возможность общения с Богом. Но даже это прекрасное делание может быть опасным, если подходить к нему легкомысленно. Я сам себе бываю противен, когда по той или иной причине прерываю свое общение с Господом. Недавно во время вечернего богослужения, когда в храме звучали слова «вечерние наши молитвы прими, Святой Господи, и даруй нам прощение грехов», ко мне в алтаре подошел священник и начал рассказывать о своих проблемах. Говорил он, конечно, не о личных делах, а о приходских: о социальной работе, об успешно проведенных мероприятиях, об их пользе для епархии. Однако это отвлекло меня от молитвы. А отвлекаясь от молитвы, пусть даже под благовидным на первый взгляд предлогом, мы отворачиваемся от Бога и, сами того не желая, предаем Его.
— Другой важной инициативой, с которой выступила православная молодежь, стала организация миссионерских поездок в различные благочиния с целью возрождения литургической жизни в храмах, разрушенных в годы гонений. Как Вы оцениваете эту инициативу?
— Безусловно, это дело угодно Господу. У Бога ведь нет заброшенных и оскверненных храмов, у Него все храмы живые! Каждый, кому доводилось хоть раз помолиться в полуразрушенном храме, знает, что в таких местах царит особая, ни с чем несравнимая атмосфера. Там по-другому ощущается присутствие Господа, по-другому воспринимается связь времен и преемственность поколений. Сопереживая ушедшей эпохе, молодежь чувствует свою сопричастность к богатейшему духовному наследию, которое оставили нам наши предки. И я очень рад, что молодежь стремится прикоснуться к этому наследию. Рад, что в нашей епархии есть молодежные братства и другие приходские коллективы, которые не словами, а делами стремятся свидетельствовать об истине. Свидетельства эти должны быть яркими, но ненавязчивыми, ведь от позиции религиозной молодежи во многом зависит укрепление добрых отношений между народами, живущими в нашем регионе. Мы уже неоднократно говорили о том, при общении с мусульманами и с представителями других религиозных конфессий нам не стоит касаться богословских тем. Акцентировать внимание нужно не на различиях в наших вероучениях и традициях, а на том, в чем мы сходимся, в чем мы можем и должны быть едины. К примеру, мы можем вместе помогать нуждающимся. Мы также можем приносить пользу обществу, участвуя в уборке леса и очистке водоемов. Мы можем вместе заниматься спортом, ходить в походы, посещать различные культурные мероприятия. Точки соприкосновения и соработничества могут быть самыми разными, нужно только уметь их находить.
— От молодежи — к детям. Безусловно, главным достижением минувшего года можно считать открытие в Казани православной гимназии. Об организации учебного процесса в этой духовной школе мы неоднократно писали, но главными источниками духовного просвещения по-прежнему остаются воскресные школы. Есть ли проблемы у них?
— Воскресные школы — это наша главная радость, и в то же время это наша боль. Недавняя аттестация, которую провели сотрудники епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, показала, что многие воскресные школы, действующие при сельских приходах, вынуждены каждый день вести борьбу за выживание. Развитие ключевого направления церковного служения сейчас держится на плечах наших педагогов, которые трудятся иногда на голом энтузиазме. Не хватает финансовых средств, не хватает помещений для нормальной работы, так что учителя вынуждены проводить занятия в каких-нибудь закутках. Но даже несмотря на такие условия, эти занятия пользуются большим спросом. Дети идут на занятия, идут в храмы, а это самое главное. Хотелось бы еще раз поблагодарить всех наших замечательных преподавателей за их самоотверженный труд и за их любовь к детям. А нерадивым настоятелям, которые сквозь пальцы смотрят на проблемы своих сотрудников, хочется еще раз напомнить, что у прихода не будет будущего, если вовремя не вовлечь приходских детей в воспитательный и учебный процесс. Ребята с самых юных лет должны знакомиться с православной культурой, должны изучать основы духовной жизни. Мы еще раз призываем настоятелей всех наших приходов и помощников благочинных по катехизаторской работе приложить все силы для решения образовательных проблем на местах. Помочь здесь могут и представители районной администрации, и руководители общеобразовательных школ, помещения которых можно было бы использовать для проведения факультативов по воскресным дням. В некоторых районах, кстати, такая практика есть, но пока, к сожалению, эти примеры являются единичными.
— Будущий год станет настоящим всего через несколько часов. Загадывать и планировать у нас не принято, но о самом ближайшем будущем поговорить все-таки стоит. Расскажите, какие цели стоят перед руководством митрополии. Какие задачи видятся Вам наиболее приоритетными?
— В приоритете, конечно, задачи, связанные с образованием и воспитанием подрастающего поколения. Мы будем добиваться того, чтобы татарстанские школьники, наконец, получили возможность на выборной основе изучать «Основы православной культуры». Чтобы учащиеся нашей православной гимназии по окончании начальных классов смогли продолжить обучение в стенах духовной школы. Школ в новом году станет больше. Уже в феврале 2015 года при Архиерейском подворье священномученика Кирилла, митрополита Казанского, откроется не имеющий аналогов Центр духовного образования и просвещения. Новый проект объединит в себе целых ряд миссионерских, катехизаторских и общеобразовательных инициатив, часть из которых будет реализовываться при непосредственном участии общественной организации «Казанский собор». Хотелось бы, чтобы в новом году продолжился процесс вливания нашей молодой общественной организации во Всемирный Русский Народный Собор. Мы становимся частью большого сообщества, объединяющего всех наших граждан. Налаживание активного взаимодействия со структурными подразделениями ВРНС на сегодняшней день является одной из наших самых приоритетных задач.
— В завершении беседы просим Вас обратиться к нашим читателям с напутственным словом. Чего Вы хотели бы пожелать верующим в канун гражданского новолетия?
— В первую очередь хотел бы пожелать верующим никогда не унывать и в любой жизненной ситуации уповать на Господа. Господь не оставит нас ни во время экономического кризиса, ни в любой другой трудный для нашей страны период. Также хотел бы пожелать, чтобы в наступающем году и во все последующие годы в Татарстанской митрополии сохранялось единство духовенства и верующих. Чтобы никакие радикалы своими провокациями не смогли разрушить это устоявшееся единство. Те, кто внимательно следит за состоянием дел в наших епархиях, конечно, знают, откуда исходят все эти провокации, и какие силы за этим стоят. Люди, которые громче всех вопиют о том, что государство не передает нам храмы, сами-то никогда пороги православных храмов не переступали. Им это не нужно, они не участвуют в жизни Церкви, а лишь целенаправленно ищут негатив в той или иной сфере церковного служения. Проблемы у нас, бесспорно, есть, и проблем много, но решают эти проблемы не провокаторы, не мнимые эксперты, а прихожане наших храмов. Люди, которые верны церковному преданию, верны священноначалию, верны традициям Православной Церкви. На них зиждется не только церковная жизнь, но и жизнь общества, жизнь всего государства, потому что они являются духовным стержнем и опорой нашей страны. Вот поэтому-то я всегда и говорю о том, что нам надо особенно бережно относиться к нашим приходам. С них все и начинается.
***
Все только начинается! И все зависит от нас с вами. От каждого из нас.
В начале 2015 года мы планируем подготовить «народное интервью» с митрополитом Анастасием. Задать вопросы, высказать пожелания и предложения относительно организации церковного служения в Татарстанской митрополии смогут все желающие. Отправлять свои письма можно на нашу электронную почту: question@tatarstan-mitropolia.ru.
Следите за обновлениями на нашем сайте.
До новых встреч в новом году!