Храм Вознесения Господня (надвратный), Свияжский монастырь

7618
Фото
Церковь действует
Престолы: Вознесения Господня
Год постройки: приблизительно 1700. Восстановлен в 2017 году
Архитекторы-реставраторы: Р.Р Раимова, А.Т. Зайдулина, Р.А. Туганов
Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Успенская, д. 3
Духовенство: Свияжского Богородице-Успенского монастыря

История храма

Церковь Вознесения Господня (над­вратная) построена в конце XVII — начале XVIII века на месте прежней деревянной Борисоглебской церкви, возведенной над Святыми вратами монастырской ограды. На рубеже XVII—XVIII вв. ее разобрали и заменили на каменную во имя Вознесения Христова. На втором этаже была устроена церковь Преображения Господня.

В архитектурной пластике храма ис­пользованы элементы барочного стиля. Ку­пол был покрыт разноцветной черепицей. В 1880-х гг. церковь ремонтировалась, пере­крывалась кровля у церкви и над вратами. Обветшавшее крыльцо с южной стороны было устроено заново. В 1910 году был произ­веден внутренний ремонт храма.

В 1930-х годах церковь разрушили. От нее сохранился только нижний ярус с врата­ми и фрагментами наружной настенной жи­вописи.

История исследования и реставрации церкви

Р.Р. Раимоваруководитель авторского коллектива проекта реставрации, главный архитектор ЗАО «Татарское специальное научно-реставрационное управление».

Многочисленные сохранившиеся истори­ческие фотографии и архивные чертежи по­зволили достоверно восстановить ее облик в первозданном виде. С 2010 года на средства благотворителей начались работы по ре­ставрации монастырской ограды и первого яруса храма (инвестор — ОАО «ХК «Ак Барс»), а с 2012 года — по воссозданию церкви (инве­стор — Управление государственной вневе­домственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре) на основе разработанного ЗАО «ТСНРУ» проекта научной реставрации.

К моменту начала реставрации сохра­нился первый ярус церкви, который пред­ставлял собой два параллельных проезда, перекрытых цилиндрическими сводами, и помещения привратника с одноэтажной при­стройкой со стороны двора. Первоначаль­но однопрестольный, одноглавый храм по второму ярусу имел открытую паперть и по верхнему боевому ходу монастырской стены соединялся с архимандритским корпусом.

Поднялся вопрос о реставрации церкви и восстановлении утраченных трех верхних ярусов храма. Благодаря большому количе­ству исторических фотографий начала XX века была выполнена графическая реконструк­ция церкви. Принимая во внимание значи­мость объекта с точки зрения действующего Успенского мужского монастыря (главные ворота в Святую обитель), градостроитель­ной доминанты всего острова Свияжск и неотъемлемого сооружения монастырского ансамбля, было принято решение о полном восстановлении церкви на первоначальный период. На фото начала XX века видно, что часть проемов открытой паперти закрыты ароч­ными окнами, часть заложена и над ними возведены два яруса кирпичных стен. Эти перестройки сильно исказили облик зда­ния, сделав его ассиметричным и тяжелым. Историко-архивные данные подтверждают, что эти перестройки являются поздними.

В книге А.П. Яблокова «Город Свияжск Казан­ской губернии и его святыни» (Казань, 1907) говорится следующее: «Из монастырской описи 1763 г. известно, что над Вознесен­ским храмом в верхней части его в конце 1-й половины XVIII в. предполагалось устроить церковь с престолом во имя Святого Духа, и для нее было приготовлено помещение, но предположение не осуществилось из-за не­достатка денег». То есть надстройка была выполнена, но церковь с престолом во имя Святого Духа не была устроена, в связи с чем авторская группа реставраторов сочла возможным восстановить храм в первона­чальном виде с открытыми папертями и без надстройки. На исторических фотографиях начала XX века видно, что первый ярус церкви утратил свою основную функцию — главных ворот монастыря, правые ворота заложены, а к центральным воротам пристроен обшир­ный тамбур. Вот что говорится об этом в докладе архимандрита Мартирия от 10 мая

1850 г.: «въезжие ворота, идущие под алтарем церкви, заложить кирпичом, образовав из них на пространстве 3,5 саж. кладовую для хранения братской провизии и трапез­ной посуды. Остальное пространство этих ворот к улице, длиной более 5 аршин, стены исписаны иконами старинной живописью и где, вероятно, раннее была часовня, оставить в виде часовни же, сделав в нее со стороны улицы приличный вход с дверью».

В 1888 году у Святых ворот под церковью по­лотна устроены вновь, а также сделан новый пол, а между каменных колонн поставлены простенки с 11 рамами, во входе же 2-полотные филенчатые двери. В левой части располагалась келья привратника. По данным мо­настырской ведомости 1840 года известно, что нижний этаж здания занимало Свияжское духовное правление.

По проекту реставрации и восстановле­ния памятника принято решение открыть и правые ворота 1-го яруса, тем самым восста­новить целостность архитектуры на период конца XVII — начала XVIII века. Относительно сохранившихся остатков настенной живопи­си в левых воротах принято решение по их расчистке и консервации. На главном фасаде первого этажа по следам, сохранившимся в кладке и по историческим фотографиям, на сегодняшний день восстановлен кирпичный декор наличников окон и объемных пилястр в виде «дынек» и «бус».

Все утраченные части памятника: верх­ние ярусы церкви, сложные барочные налич­ники окон с различными кокошниками, пи­лястры, ограждение паперти с ширинками, завершение восьмерика в виде двенадцати аттиков, купол, малая глава на барабане и кованый крест, — были восстановлены бла­годаря графическому анализу исторических фотографий с учетом перспективных постро­ений и с привлечением аналогов.

Большой интерес представляют собой данные о покрытии большого купола. Из за­писи об Успенском монастыре архимандрита Вениамина, 1882 г.: «На Вознесенской церкви купол покрыт муравлеными разноцветными черепицами, а в прочей части — листовым железом». Из клировой ведомости монасты­ря за 1910 года: «Церковь Вознесения каменная, без приделов, купол над нею крыт черепи­цей...» На фотографиях конца XIX — начала XX века также отчетливо видно черепичное по­крытие купола. В самом начале работ по вос­становлению надвратной церкви после раз­бора кровли были обнаружены фрагменты муравленой городчатой черепицы. Учитывая сложность как производства работ по воссо­зданию черепицы, так и монтажа ее к куполу, а также большую тяжесть данного покрытия, выполнены медные кровли по сплошной об­решетке над всеми частями храма (паперть, апсида, большой купол, малая главка). При­нятое решение рассматривалось и с точки зрения всего монастырского ансамбля, так как все храмы Успенского монастыря — Ни­кольская церковь, Успенский собор, церковь во имя святителя Германа при Братском кор­пусе — покрыты медью.

В ходе научных архивно-библиографи­ческих и натурных исследований были полу­чены следующие данные по интерьерам хра­ма. В 1845 году иждивением госпожи Саврасовой для этой церкви был устроен новый иконо­стас, а внутри церковь расписана красками на иждивение бывшего в обители на покое Казанского архиепископа Владимира. Известно, что иконостас Вознесенской церкви состоял из одного яруса лазуревого цвета с арабеска­ми. В 1902 году вновь расписываются потолки трапезы, стены окрашиваются клеевой кра­ской, пол сооружен цементный и окрашен.

Анализ исторических данных, натурное обследование сохранившегося первого яру­са позволило реставраторам восстановить архитектурный облик Воскресенской церк­ви XVIII в.

Реставрационные работы по первому ярусу включали в себя:

  • демонтаж поздних отделок в виде це­ментных штукатурок, разборка поздних пе­регородок, печей, полов;
  • укрепление стен, сводов, фундаментов: инъектирование, зачеканка трещин, вычинка, докомпоновка кирпичной кладки;
  • восстановление родных проемов: за­кладка и раскрытие оконных и дверных про­емов, ворот;
  • восстановление резных наличников, ко­лонок, пилястр из кирпича;
  • изготовление ворот;
  • консервация остатков живописи в про­ездной арке с привлечением художников- реставраторов ФГУП МНРХУ (бригада ВФ. Косушкина);
  • восстановление кирпичного всхода (лестницы) на паперть по кирпичному своду;
  • устройство полов в боковых помещени­ях из кирпича в «елочку» по песчаному осно­ванию;
  • изготовление и установка столярных за­полнений;
  • обмазка фасадов и интерьеров специ­альным реставрационным раствором тол­щиной до 5 мм;
  • окраска силикатными красками фасадов в белый цвет.

При производстве работ, после демонта­жа консервационной кровли советского пе­риода, были выявлены родные полы церкви (глиняная красная плинфа прямоугольной формы), основания стен алтарной преграды. После тщательных обмеров были откоррек­тированы все проектные чертежи. На стенах первого этажа и остатках стен второго этажа были найдены фрагменты отделки в виде тонкой белоснежной известковой обмазки и орнаментальной живописи. Позже фасады церкви были окрашены охрой.

Восстановительные работы включали в себя работы по восстановлению утраченных ярусов церкви:

  • поднятие стен из кирпича размерами 300x140x75 мм на реставрационном кладоч­ном растворе;
  • весь декор (наличники, колонки, карни­зы и пр.) вытачивался из того же кирпича, кладка декора велась в перевязку с основной кладкой;
  • переходы от четверика к восьмерику (тромпы), своды над апсидами, главный купол, барабан, 12 аттиков, завершающих восьмерик, выполнен из кирпича. Хотя про­должительное время заказчик-инвестор настаивал на том, чтобы выполнить эти конструкции из железобетона, из-за якобы утраченной технологии и отсутствия сегод­ня таких мастеров каменных дел. Тем не ме­нее все удалось, и церковь восстановлена из тех же материалов, с сохранением древних технологий.

На сегодняшний день кровля над папер­тью, апсидами, главным куполом выполнена из меди по сплошной обрешетке, малая глав­ка также покрыта медью по деревянным журавцам и сплошной обрешетке. Полы устро­ены из большемерного красного кирпича в церкви и на паперти с укладкой фрагмента из найденной подлинной плинфы. Крест над храмом выполнен из кованого металла с покрытием из сусального золота с соблю­дением технологии золочения. Изготовлены и установлены по историческим материалам столярные заполнения.

В 2014—2015 гг. завер­шены работы по внутренней отделке хра­ма, устройству инженерных сетей, системы водоотведения. Объект сдан в эксплуата­цию Успенскому монастырю. Одновременно восстановлен по аналогам и историческим описаниям иконостас церкви.

18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, состоялось освящение восстановленного храма.

Решающую и главную роль в возрожде­нии храма сыграл инвестор-заказчик работ в лице Вадима Сергеевича Маркелова.



Новости по теме

В Свияжской Богородице-Успенской обители почтили память святителя Германа Казанского
В Свияжской Богородице-Успенской обители почтили память святителя Германа Казанского

19 ноября, в день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского (1567), в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре состоялось праздничное богослужение.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском монастыре в Свияжске
В праздник Успения Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском монастыре в Свияжске

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и митрополит Иосиф (Масленников) совершили Литургию в Успенском соборе Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря.

В Свияжске проходит выставка, посвященная наследию и образам русской духовной певческой культуры В Свияжске проходит выставка, посвященная наследию и образам русской духовной певческой культуры

В музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» проходит выставка «Всякое дыхание да славит Господа». Экспозиция, посвященная наследию и образам русской духовной певческой культуры, подготовлена в рамках фестиваля «Духовное единство России – послание миру!».

В Свияжске состоялся фестиваль «Духовное единство России – послание миру!»
В Свияжске состоялся фестиваль «Духовное единство России – послание миру!»

26-28 июля в Свияжске состоялся Фестиваль «Духовное единство России — послание миру!». На творческих площадках фестиваля были представлены различные направления русской культуры, образцы духовной и фольклорной музыки, живописи, ремёсел.