Храм, давший Казани церковного устроителя, а России — спасителя

1556
Фото


Николо-Гостинодворская церковь — сокровищница исторической памяти

Когда заходит разговор о Николо-Гостинодворской церкви, у собеседников чаще всего возникает удивление, ведь они мало что слышали об этом древнейшем храме и памятнике архитектуры, несмотря на то, что он находится в самом сердце Казани[1]. Обычно для объяснения местоположения храма ориентирами выступают — Национальный музей Республики Татарстан, Никольский кафедральный собор или бывшее в церкви управление Национального архива Республики Татарстан, а иногда и здание бывшего бара «Бегемот», который располагался неподалеку. Но большее удивление у горожан вызывает тот факт, что с этим местом непосредственным образом связана жизнь великого угодника Божия — священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который заложил основы церковной жизни в нашем городе и поднял русский народ в Смутное время на борьбу с иноземными захватчиками. В продолжение статьи «Не ломайте, она еще пригодится»[2] вновь обратимся к подвигам священномученика Ермогена, представим новые исторические факты о Гостинодворской церкви и дадим обзор проделанной работе для возрождения этой святыни.

Хорошо известно об участии священника Ермолая, будущего Патриарха Ермогена в обретении чудотворного Казанского образа Божией Матери после страшного пожара в 1579 году. Видя особую милость Божию и значимость этого события, будущий священномученик понял, что «было бы неправедно погружать в глубину забвения Божии тайны и неизреченные и многомилостивые к нам дарования тем более, что я сам был очевидцем многих чудных исцелений»[3]. Именно поэтому он предпринял труд по описанию как истории обретения этого образа, так и чудес, явленных от него. Отдельно стоит остановиться на том, что он явился подлинным устроителем церковной жизни на Казанской земле. История Церкви — это прежде всего история жизни и подвигов святых, подвизавшихся в этой местности. Наивысший успех церковной миссии, проповеди о Воскресшем Спасителе — это появление святых Его угодников, а также почитание их верующими. Именно это является тем благодатным плодом, произрастанием из которого и будет развитие церковной жизни — храмы, монастыри, священнослужители, монашествующие и верующие, которые выражают не просто внешнее количественное ее выражение, но и качественное внутреннее ее наполнение. Казанская Церковь уже в самом начале своего бытия явила эти плоды в лице мучеников Иоанна, Стефана и Петра Казанских, а также святителей Гурия, Германа и Варсонофия. Именно святитель Ермоген выступил инициатором канонизации первых и обретения святых мощей последних.

Еще одной особенностью бытия Церкви любого уровня — это наличие своих богослужебных особенностей, характерных только для неё. И здесь будущий московский святитель явился основоположником. В письме Патриарху Иову Ермоген, будучи архиепископом Казанским, просит о дозволении установить особый день памяти воинов, павших при взятии Казани: «Умилосердись, государь Иов, Патриарх всея России, благослови, повели и учини указ свой государев мне богомолцу своему, в которой день повелит мне святителство твое по тех православных благочестивых воеводах и воинех, пострадавших за Христа под Казанью и в пределех казанских в разные времена, в соборной церкви и по святым монастырям, також соборне, и по всем Божиим церквам во градех и селех казанския митрополии, пети по них панихиды и обедни служити, чтобы, государь, по твоему государеву благословению память сих летняя по вся годы была безпереводно»[4]. В ответ на это было дозволено совершать заупокойные богослужения в первую субботу после праздника Покрова Богородицы. И до сих пор эта память совершается «беспереводно». Уже пятое столетие Покровская родительская суббота является особенностью казанского богослужебного устава. Поэтому священномученика Ермогена стоит считать настоящим устроителем жизни Православной церкви на Казанской земле. Свое служение он совершал в непростых условиях жизни только что присоединенного к Русскому государству Казанского царства. Для этого необходимо было иметь необыкновенное мужество, стойкость в вере и личную беспорочную жизнь перед Богом. Все это и явилось поводом к тому, чтобы он был возведен на первосвятительский московский престол.

Все эти качества были необходимы не только на Казанской земле, которая переживала непростой период жизни. Еще большую важность и значение они приобрели в масштабе всей России, которая на рубеже XVI и XVII столетий переживала еще более непростой период, который в нашей историографии именуется Смутным временем. В условиях фактического безвластия, иностранной интервенции, угрозы потери государственности, культурной и религиозной идентичности Господь, предвидя все эти несчастия, поставил в 1606 году на Московский патриарший престол именно Ермогена. Будучи Патриархом Московским и всея Руси, он своими грамотами обличал сперва самозванцев, а потом поднимал народ для борьбы и с иноземными захватчиками. На первый взгляд, это были вопросы чисто государственного характера. Однако решал он их как истинный архипастырь. Самозванцев он устрашал не силой оружия, а силой Слова Божия, призывал их к исправлению и покаянию, к тому, чтобы они не губили себя и окружающих их людей. Поднимая людей на борьбу с западными интервентами, он призывал, «чтоб уняли грабеж, корчму, имели б чистоту душевную и братство и промышляли б, как реклись души свои положити за Пречистой дом и за чудотворцов и за веру». Свою же роль он видел в следующем — «а вам всем от нас благословенье и разрешенье в сем веце и в будущем, что стоите за веру неподвижно; аз я, должен за вас Бога молить»[5]. Именно на его призывы откликнулся народ, почему и можно его смело назвать спасителем Русского государства и Православной церкви.

Сегодня жизнь и подвиги священномученика Ермогена являются одним из примеров совмещения истинного патриотизма и верности Православной церкви. Ему устанавливаются памятники, наиболее известным из которых является установленный в 2013 году в Александровском саду у стен Московского Кремля, освященный Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и открытый при участии Президента России Владимира Владимировича Путина. Есть памятник и в Альметьевске близ кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери. В Казани же восстанавливается Гостинодворский храм в честь святителя Николая Чудотворца, где служил священником будущий священномученик Ермоген.

Храм был возвращен верующим и передан в собственность Казанской епархии в 2017 году. В этом же году по благословению приснопамятного митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (+2020 г.) епархией была учреждена некоммерческая организация «Фонд восстановления храма Николы Гостинодворского». Силами фонда ведется реставрация этого храма. Был проведен комплекс необходимых мероприятий, включающих обследование здания, экспертизу его состояния и геолого-изыскательные работы фундамента церкви и прилегающей к ней территории, подготовлен проект комплексной реставрации данного храма, который является объектом культурного наследия федерального значения. Проведены работы по укреплению фундамента, в цокольном этаже на полметра был понижен уровень полов, убраны позднейшие наслоения. В основном объеме здания церкви убраны перегородки, которые делили храм на два этажа, множество кабинетов и помещений. В результате этого взору открылось храмовое пространство. Дальнейшему проведению работ препятствуют дорогостоящие и длительные процедуры согласования, которыми осложняется реставрация любого памятника.

Также стоит отметить следующие исторические факты, которые ранее были неизвестны. В архивах Республики Татарстан удалось найти акты передачи имущества Гостинодворской церкви в другие храмы. Согласно акту от 29 декабря 1925 года часть храмового убранства (четыре хоругви и семь больших икон) из Гостинодворской церкви, к тому времени уже занятой музеем ТССР, была передана общине Тихоновской Горской церкви Арского кантона. Согласно актам от 29 и 30 декабря 1925 года большая часть икон, в том числе главный четырехъярусный иконостас, световой запрестольный образ, четыре иконы в футлярах, помещавшихся на железных связях в трапезной части храма — Авраам, Иаков, Сиф и Адам, семь вызолоченных икон с изображением ангелов и возглавляемых иконой «Царь славы» с предстоящими и многие другие были переданы во временное пользование в Царицынскую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. По акту от 5 января 1926 года в храм села Кадышево был передан двухъярусный иконостас из правого придела, запрестольные образа и другие иконы. Таким образом, многое из убранства Гостинодворской церкви нашло свое дальнейшее богослужебное применение в других церквях.

В храме спустя столетие возобновилась богослужебная жизнь. Первое богослужение 2 марта 2018 года совершил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В день памяти священномученика Ермогена был отслужен молебен на месте его священнического служения. Тогда Владыка Феофан отметил, что «сегодня мы с вами впервые с того времени <закрытия храма> совершаем богослужение в этом святом месте. Есть люди, которым нужны доказательства чудес Божиих, так вот такое чудо и свершается сегодня на наших глазах». Уже через неделю после этого богослужения 10 марта верующими из другого региона, которые случайно узнали о восстановлении этого храма, пожертвовали шесть колоколов разного размера для будущей звонницы. С тех пор в храме проводятся молебны в дни престольных праздников в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца (22 мая и 19 декабря), а также в дни памяти священномученика Ермогена (2 марта и 25 мая). Сразу после вступления на Казанскую кафедру митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, Его Высокопреосвященство ознакомился с ходом реставрационных работ, поблагодарил всех членов фонда за проделанную работу и внес несколько своих предложений по восстановлению церкви. 2 марта 2021 года Преосвященнейший Иннокентий, епископ Елабужский, викарий Казанской епархии после торжеств в Благовещенском кафедральном соборе совершил в Гостинодворской церкви праздничный молебен в день памяти священномученика Ермогена. Владыка в своем слове отметил, что «мы с вами, ныне живущие и пребывающие в духовном расслаблении, очень нуждаемся в заступничестве святителя, которого прославили сто с лишним лет назад <…> Верю, что вскоре этот храм будет возрожден и благоукрашен трудами людей, болеющих за него, прилагающих колоссальные усилия, вкладывающих душу в воссоздание святыни. Призываю всех принять посильное участие в этом благом деле».

Примечание:

Если у Вас возникло желание поучаствовать в богоугодном деле, внести свой посильный вклад в дело восстановления Гостинодворской церкви, увековечения памяти священномученика Ермогена, «адаманта земли русской», добро пожаловать на сайт Фонда восстановления храма Николы Гостинодворского: http://gostinodvor.ru.

Приглашаем всех неравнодушных людей стать соработниками и сомолитвенниками этого благого начинания, чтобы нам стать благодарными наследниками того подвига, который совершил Ермоген во благо нашей страны и Церкви.


[1] Николо-Гостинодворская церковь расположена по адресу: г. Казань, ул. Кремлевская д. 2/6.

[2] Статья опубликована в журнале «Православный собеседник» № 2 (05) 2017.

[3] Творения святейшего Гермогена, Патриарха Московского и всея России. С приложением чина поставления в Патриарха. — Издание Церковной Комиссии по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. — С. 17.

[4] Творения святейшаго Гермогена, Патрiарха Московскаго и всея России. С приложением чина поставления в Патрiарха. — Издание Церковной Комиссии по чествованiю юбилейных событiй 1612, 1613 и 1812 годов. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. — С. 58.

[5] Творения святейшаго Ермогена, Патриарха Московскаго и всея России, с приложением чина поставления в Патриарха. — Издание Церковной Комиссии по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. — С. 101.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918) 10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918)

10 октября Церковь совершает память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского.