26 сентября — годовщина обретения мощей святителя Ефрема

1477
Фото

26 сентября — годовщина знаменательного события в истории Казанской епархии — в 1995 году в ходе раскопок на территории Казанского Кремля были обретены мощи митрополита Казанского и Свияжского Ефрема.

Назначенный на Казанскую кафедру Патриархом Ермогеном в июле 1606 года, святитель Ефрем явился достойным его преемником. Возглавляя Казанскую епархию в 1606-1613 годах — в тяжелый для России период Смутного времени, казанский владыка завоевал славу как ревностный поборник Православия, независимости и единства Русского государства. Он был верным сподвижником и соработником Патриарха Ермогена в тяжелом деле умиротворения Руси.

После мученической кончины Патриарха митрополит Ефрем встал во главе иерархии Русской Церкви. 11 июля 1613 года он венчал на царство нового царя — Михаила Федоровича Романова, чем закончил великое дело и исполнил свой священный долг. Достойно пронеся свое архипастырское служение среди треволнений тяжелых политических, общественных и церковных нестроений, митрополит Ефрем скончался на второй день праздника Рождества Христова 26 декабря 1613 года в Казани. «Уважение к его светлой личности и деятельности казанцы выразили тем, что положили тело его в часовне Спасо-Преображенского монастыря, на месте покоя святителей Гурия и Варсонофия, рядом с телами блаженных Ионы и Нектария и архиепископа Епифания».

Казанским обществом трезвости и Казанским отделением Русского собрания во главе Александром Титовичем Соловьевым была проявлена инициатива о «благоустройстве "часовни-склепа" с останками митрополита Казанского и Свияжского Ефрема».

Как отмечает в своем исследовании кандидат исторических наук, главный советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Игорь Евгеньевич Алексеев:

«…долгое время общая сумма пожертвований явно не дотягивала до того уровня, с которого можно было приступить к осуществлению задуманного. Между тем, казанские эрэсовцы и трезвенники не отчаивались и всеми силами привлекали к данной проблеме внимание общества, а также казанских и столичных светских и духовных властей: принимали массовое участие (с крестными ходами) в панихидах на могиле митрополита Казанского и Свияжского Ефрема, заказали, изготовили и возложили на последнюю икону с его изображением, возбудили необходимые ходатайства и произвели согласования проектов плана часовни (утверждён был проект инженера П.П. Голышева).

После того, как комитет по строительству памятника-часовни возглавил Казанский губернатор Петр Михайлович Боярский, дело получило новый импульс. В сотрудничестве с настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, архимандритом Иоасафом (Удаловым) — будущим священномучеником, новому председателю удалось быстро довести дело до желанного конца. При этом было решено претворять в жизнь проект часовни инженера-художника Петра Ивановича Абрамычева, который в лучшую сторону отличался от всех предыдущих».

14 мая 1915 года в Спасо-Преображенском монастыре состоялась долгожданная торжественная закладка часовни, превратившаяся в массовое празднество, ставшая кульминацией деятельности по возрождению почитания и увековечению памяти митрополита Ефрема.

Вот как в газете «Казанский Телеграф» описывал происходящее очевидец того знаменательного события Николай Александров:

«Сегодняшний день надолго останется в памяти казанцев.

Давно уже, очень давно наш город не видал такой величественной, красивой картины.

Торжество закладки памятника часовни над гробницей великого святителя-патриота митрополита Ефрема вышло настоящим, действительным народным торжеством…

Море человеческих голов, красиво построенные шпалерами войска, масса учащихся, с национальными флагами, ряды колыхающихся хоругвей и многочисленные образа, находившиеся около помоста — составляли необычайную, незабываемую картину…».

Усердием руководителя отдела редких рукописей и книг Научной библиотеки им. Лобачевского Казанского федерального университета Эльмиры Исхаковны Амерхановой был разыскан проект часовни Петра Абрамычева.

По информации журнала «Деятель» в феврале 1916 года, благодаря стараниям строительного комитета под председательством Казанского губернатора П.М. Боярского, часовня была «в черне закончена» и начался «кружечный сбор» средств на её внутреннюю отделку.

«Однако революционные события 1917 г. и последовавшее за ними богоборческое лихолетье внесли в дело увековечения памяти святителя Ефрема свои разрушительные коррективы…практически весь комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря был разрушен до основания, но часть из того, что находилось под землёй, к счастью, уцелела».

В 1995 году по благословению епископа Казанского и Татарстанского Анастасия под руководством Жанны Рудольфовны Алфеевой были проведены раскопки на территории Казанского Кремля.

26 сентября 1995 года мощи святителя Ефрема были обретены и перенесены в Петропавловский собор, где ныне и пребывают.

В настоящее время по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла осуществляется сбор свидетельств о молитвенной помощи святителя Ефрема для передачи документов в комиссию по канонизации.

100 лет назад русский церковный историк, профессор Казанской духовной академии Иван Михайлович Покровский писал: «будем надеяться, что спасенная двумя великими иерархами Святая Православная Русь, вознося свою молитву святому мученику святителю Ермогену, будет возносить их и к святителю Ефрему».

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.