Казанско-Богородицкий монастырь: о социальном происхождении монашествующих святой обители

2284
Фото

Постороннему человеку монашество нередко представляется однородной массой людей, одетых в черное. Но человеческая природа, похоже, не любит равенства. Социальные различия, принесенные из внешнего мира, не вполне стирались за монастырскими стенами, а кроме того, существовали внутренние градации и в самом монашестве.

Мы проанализировали отчеты игумений Казанско-Богородицкого монастыря более чем за столетний период с 1800 по 1927 год[1]. Статистическая обработка данных об их сословном происхождении дала достаточно полные и объективные результаты, вынесенные в таблицы 1 и 2.

Данные таблицы 1 говорят прежде всего о том, что в монастырь шли представители практически всех сословий и социальных групп тогдашней России — от дворянок до девиц крестьянского происхождения.

Однако в формировании монашества разные социальные слои играли далеко неодинаковую роль.

Анализируя динамику количества монашествующих обители за более чем столетний период истории монастыря, мы видим тенденцию роста и заметное его увеличение, когда в 1921 году в обители проживало 73 монахини и 258 рясофорных послушниц. Наибольшее же их число наблюдалось в последний предреволюционный 1916 год — 479 монашествующих.

Абсолютное большинство монашествующих, как мы видим из таблицы 2, шло в обитель из крестьянского сословия. Монастырь обладал большой притягательной силой для крестьян. Помимо чисто религиозных мотивов, имело значение то, что, поступая в монастырь, крестьянин поднимал свой социальный статус (и, соответственно, престиж своих родственников). Кроме того, монашество избавляло от тех голодовок, которые постоянно преследовали его в мирской жизни. И потому крестьяне старались пристроить своих детей в ближайший монастырь.

Среди монахинь представительницы самой многочисленной социальной группы населения — крестьянства — составляли от 38% в 1873 году до 79% в 1927 году. А среди рясофорных послушниц и еще выше — от 43% в 1827 году до 90% в 1927 году.

Подобная картина в конце XIX века в пореформенный период наблюдается в большинстве провинциальных женских монастырей. В их числе и Чистопольский Успенский женский монастырь Казанской епархии. В отчете игумении обители Аполлинарии за 1883 год среди восьми монахинь лишь одна из крестьянства, из восьми рясофорных послушниц их пятеро, а среди пятидесяти пяти послушниц-белиц уже 43 (или 78%)[2]. Среди монахинь Елабужского Казанско-Богородицкого женского общежительного монастыря Вятской епархии выходцы из крестьянского сословия составляли от 50% в 1875 году до 79% в 1914 году. А среди рясофорных послушниц и еще выше — от 52% в 1869 году до 81% в 1914 году[3].

Заметно пополненяли число насельниц Казанско-Богородицкого монастыря представительницы мещанского сословия. Среди монахинь их было от 15% в 1873 году до 25% в 1927 году. Среди рясофорных послушниц — от 8% в 1927 году до 26% в 1916 году.

В Казанском монастыре мало представителей купечества, офицерских дочерей, выходцев из высших сословий российского общества, которые предпочитали столичные монастыри.

Отметим и незначительную долю пополнения монастыря представительницами духовенства, особенно в пореформенный период. Хотя среди рясофорных послушниц их число несколько больше, нежели среди монахинь.

За рассматриваемый период среди монашествующих из дворянского сословия нами выявлено 17 человек: пять монахинь и двенадцать рясофорных послушниц. Среди них настоятельницы обители монахиня София (княжна Любовь Волховская), монахиня Аркадия (Анна Ивановна Макарова).

Среди монашествующих Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря было всего десять дворянок, и только две из них приняли монашеский постриг. Это монахиня Евпраксия (Софонеева Екатерина Федоровна) и монахиня Мареопила (Анферова Мария Спиридоновна).

Своеобразное «хождение» дворянок и разночинок в послушницы было примечательным явлением тех лет, оставшимся, к сожалению, почти незамеченным в нашей литературе. Думается, оно было связано с общим настроением «возвращения долга народу», которым жило молодое поколение «шестидесятников». Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, занимали другие должности в земстве. Многие молодые люди шли в революционные кружки.

Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины или монастыри с благотворительным уклоном. В этих общинах они работали бок о бок с мещанками и крестьянками. Некоторые из этих последних сознательно отказывались от замужества ради религиозного поприща, у других не сложилась личная жизнь, третьи (особенно рано овдовевшие бездетные женщины) бежали в общины от гнета большой патриархальной семьи, надеясь найти себе здесь приют и трудиться равными среди равных.

В XIX — начале XX века монастырь формировался в основном из числа прихожан православных общин Казанской и Вятской губерний. Так, в 1910 году среди монашествующих обители выходцы из этих губерний составляли до 93%.

Но были монашествующие и издалека: из Вологодской, Курской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Симбирской, Ярославской губерний.


[1] НА РТ, ф.484, оп.19, д.1; оп.43, д.З.; оп.61, д.1.; оп.67, д.1.; оп.82, д.1; оп.84, д.1.; оп.86, д.1.; оп.87, д.1.

[2] НА РТ, ф.4, оп.114, д.6, л.86-103.

[3] НА РТ, ф.1292, оп.1, д.1,3,8.

Новости по теме

Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Казанский кафедральный собор
Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко посетил Казанский кафедральный собор

22 ноября заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, совершающий рабочий визит в Казань, посетил кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана.

В праздник иконы Богородицы «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого монастыря
В праздник иконы Богородицы «Скоропослушница» митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского Богородицкого монастыря

22 ноября, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития
В четвертую годовщину преставления митрополита Феофана (Ашуркова) на могиле архипастыря совершена заупокойная лития

20 ноября, в четвёртую годовщину преставления ко Господу митрополита Феофана (Ашуркова), в Татарстанской митрополии были вознесены сугубые молитвы об упокоении души приснопоминаемого архипастыря.

В канун Недели 21-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе
В канун Недели 21-й по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

16 ноября, в канун Недели 21-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.