История Казанской епархии: Земля, благословенная святой молитвой

2533
Фото

На территории Республики Татарстан христианство появилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют находки нательных крестов, других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур. Однако в конце IX века территория Татарстана частично вошла в состав Волжской Булгарии — развитого государства на крайнем востоке Европы со столицей в городе Булгар, основу населения которого составляли булгары — приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные народы. В X веке, после приезда в Булгарию Багдадского посольства, булгарские племена приняли ислам в качестве государственной религии, но на Средней Волге продолжали существовать и христианские поселения.

Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название Греческая палата, скорее всего, такое название носила церковь. В XIII веке Булгария была завоевана монголами и вошла в состав Золотой Орды. С 1261 года здесь действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии, резиденция правящего архиерея располагалась в городе Сарае. Казань впервые упоминается в русских летописях в 1276 году, когда хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, впоследствии канонизированному Русской Православной Церковью как благоверный князь Федор, Ярославский чудотворец.

В 1445 году в северных пределах Волжской Булгарии образовано Казанское ханство со столицей в Казани, продолжающее исповедовать ислам. Причем на этот раз и внутренняя, и внешняя политика нового государства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило активную исламизацию и проживающих на его территории коренных народов, и народов соседних государств, захватывало в плен огромное число русского населения, контролировало важнейший для России Волжский торговый путь. Русский царь Иван IV Великий предпринял несколько дипломатических попыток посадить в Казанском ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости взятия Казани. В 1552 году в верховьях Волги в районе города Углича был сооружен деревянный город — крепость Свияжск на берегу реки Свияги, который на определенное время стал административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства. 150-тысячное русское войско осадило Казань и штурмовало город. Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил имя Симеона и стал активнейшим союзником русского царя и получил во владение город Звенигород.

Христианское Поволжье

Присоединение в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья обусловило возникновение Казанской епархии. Епархия была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года. С этого времени началась новая эпоха — эпоха православного Татарстана, эпоха его активной христианизации. Первым святителем земли казанской определено было быть игумену тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников.

Под руководством русского мастера Постника Яковлева реконструируется Казанский Кремль, внутри которого строится величественный Благовещенский собор, а вся Казань застраивается православными храмами и монастырями. В конце XVI веке выходит указ царя Феодора Иоанновича о ликвидации всех мечетей на казанской земле за их ненадобностью. Запрет на строительство мечетей был снят только Екатериной II, после чего и была построена первая каменная мечеть, названная по имени ученого-востоковеда Марджани.

Первоначально епархия включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 году и Вятскую землю. В 1556 году, после завоевания Астрахани, в неё вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII веков — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 году были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия), в 1620 — Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 — Вятская земля (Вятская епархия).

В первой половине XVIII века территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е годы границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 годы, с 1832, после создания Симбирской епархии — только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX — начале XX веков входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы), Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).

В первой половине 1920-х годов границы Казанской епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская и с этого времени Казанская епархия включала только территорию Республики Татарстан.

Татарстанская митрополия

Постановлением Священного Синода 6 и 7 июня 2012 года на территории Республики Татарстан образована Татарстанская митрополия, включающая Казанскую, Альметьевскую и Чистопольскую епархии.

Архиепископ Анастасий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано:

«Сообразуясь с определениями Поместного Собора 2009 года и Архиерейского Собора 2011 года, а также постановлениями Синода и теми инициативами, которые исходят непосредственно от Вашего Святейшества, дерзаю высказать следующие предположения относительно организации епархиальной жизни во вверенной мне Казанской епархии. На сегодняшний день важнейшими интенциями в общецерковной жизни являются активизация миссионерской работы, в том числе и внутри самой Церкви; катехизация и социальное служение и, конечно же, работа с молодежью. В рамках нашей епархии мы старается реализовывать свои возможности во всех этих областях. Условия, в которых ныне призвана наша Церковь нести свою спасительную миссию, требуют от епископа не только предстояния во время богослужения, но и серьезной административной ответственности, личного участия в решении множества вопросов как общеепархиального, так и приходского характера. Казанская епархия располагается в пределах Республики Татарстан и занимает собой площадь 67 836 квадратных км. Протяженность территории Республики — 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Татарстан включает в себя 57 административно-территориальных единиц: 43 района и 14 городов республиканского значения. Всего в Татарстане проживает 3,8 млн человек, из которых 54% этнические татары, а 39% — русские. Соседство с исламом обязывает нас не только к внимательнейшему отношению к этой религии и религиозным чувствам ее представителей, но и, по возможности, к тесным контактам в области социальной работы, а также в области нравственных и моральных ценностей. Все эти процессы требуют личного контроля епископа. Из собственного опыта знаю, что только постоянный архиерейский контроль за всеми областями церковной жизни и во всех областях региона может помочь добиться эффективности в реализации поставленных Священноначалием Церкви задач. Поэтому считаю целесообразным образование в Республике Татарстан двух самостоятельных епархий, с выделением их из состава Казанской епархии».

Альметьевская епархия была выделена из состава Казанской епархии и образована в границах Азнакаевского, Актанышского, Альметьевского, Бавлинского, Бугульминского, Заинского, Лениногорского, Муслюмовского, Сармановского и Ютазинского районов Республики Татарстан. Епархиальному архиерею Альметьевской епархии было постановлено иметь титул «Альметьевский и Бугульминский». Епархиальным архиереем Альметьевской епархии выбран настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Мефодий (Зайцев).

Чистопольская епархия также была выделена из состава Казанской епархии и включает в себя административные границы Аксубаевского, Алексеевского, Алькеевского, Нижнекамского, Новошешминского, Нурлатского, Спасского, Черемшанского и Чистопольского районов Республики. Епархиальному архиерею Чистопольской епархии установлено иметь титул «Чистопольский и Нижнекамский».

Продолжение следует...

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.