О детских и юношеских годах священника Павла Дернова известно не много. Дневниковых и автобиографических заметок по этому поводу не сохранилось, а документы архивов хранят лишь сухие цифры и названия учебных заведений, которые он закончил, прежде чем стал священником.
Известно, что Павел Александрович Дернов родился 12 января 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии, в семье священника местной церкви[1]. Село Пиштань имело также второе название — Никольское. Оно располагалось на расстоянии 12 верст в северо-восточном направлении от уездного центра — города Яранска[2]. В селе находился каменный Никольский храм, стоящий на берегу небольшого пруда. Отличаясь выгодным местоположением, село Пиштань-Никольское пользовалось с одной стороны удобствами близости с уездным городом, а с другой — благостной тишиной и красотой природы за счет удаления его от городской сутолоки.
Отец Павла Дернова — Александр Афанасьевич Дернов, был сыном диакона из села Каракулина Сарапульского уезда Вятской губернии и всю свою жизнь служил священником. Официальные данные о его семье известны из клировых ведомостей села Пиштани за 1904 год[3]. Согласно документам, протоиерей Александр Афанасьевич Дернов, 71 года, числится заштатным протоиереем, родившимся 12 февраля 1833 года. После окончания курса в Вятской духовной семинарии был уволен с аттестатом 1 разряда и с званием и правами студента 15 июля 1854 года. В дальнейшем, в январе 1855 года, он был определен на священническое место в село Пиштань. Рукоположение в сан иерея было совершено преосвященным Елпидифором, епископом Вятским и Слободским, 5 февраля 1855 г. В 1859 году Александр Афанасьевич Дернов был награжден темно-бронзовым крестом в память войны 1853-1856 гг. Также был отмечен другими священническими наградами: набедренником — в июне 1862 г., скуфией — 30 марта 1874 г., камилавкой — 20 апреля 1880 г., наперсным крестом от Святейшего Синода —18/22 марта 1886 г. А 7 июля 1892 г. он был произведен в сан протоиерея. Были у священника Александра Афанасьевича Дернова и государственные награды: императорский орден Св. Анны 3 степени (3 февраля 1894 г.), императорский орден Св. Анны 2 степени (6 мая 1901 г.), орден Св. Владимира 4 степени (6 мая 1904 г.). Окончив официальное служение, почтенный протоиерей был отправлен за штат 16 апреля 1903 г.
Никольский храм в селе Пиштан-Николъское Иранского уезда Вятской губернии. Дореволюционное фото. Предположительно около этого храма находятся могилы Дернова Александра Афанасьевича и Шевелёва Арсения (отчество неизвестно) — отца Хариессы Арсеньевны. Фото из архива семьи Дерновых
В этих же документах имеются сведения о том, что священник Александр Афанасьевич Дернов имел собственный дом на церковной земле, а также указан весь состав его семейства. Как стало известно, жена его, матушка Ольга, умерла 21 марта 1884 года. На 1904 год в семье у него значились следующие, все уже взрослые, дети:
- Александр, 48 лет, состоит при Санкт-Петербургском Петропавловском соборе протоиереем;
- Андрей, 37 лет, состоит священником при Успенском соборе г. Яранска;
- Павел, 35 лет, состоит священником и законоучителем женской гимназии и Елабужского реального училища;
- Василий, 33 лет, служит в Яранской уездной земской управе;
- Мария, 44 лет, в замужестве за протоиереем Вятского Александро- Невского собора Владимиром Дрягиным;
- Анна, 43 лет, в замужестве за диаконом с. Пиштани Виталием Шевелевым;
- Александра, 41 год, воспитательница в Вятском епархиальном женском училище;
- Елизавета, 29 лет, в замужестве за надзирателем в Вятском земском приюте Сергием Феофилактовым;
- Ольга, 27 лет, помощница учительницы в Вятском земском училище;
- Валентина, 25 лет, учительница в Никольском земском училище;
- Надежда, 22 лет, в замужестве за священником Екатеринославской губернии г. Александровска Феодосием Ивановым.
О каждом из них мы расскажем в отдельной публикации.
На юбилее у Дернова Александра Афанасьевича (фото из архива семьи Дерновых). 1900 г. В среднем ряду в центре сидит седобородый старец — это Александр Афанасьевич Дернов. Чтобы чествовать его, и собрались эти люди. Слева от юбиляра сидят его дочери — Мария (Дрягина), Александра, Елизавета (с ребенком) и Анна Шевелева (тоже с ребенком), а еще левее ее, по логике, ее муж — диакон села Пиштань Виталий Шевелев. Далее самая крайняя — няня Ксения, женщина, которая помогала Александру Афанасьевичу воспитывать детей после смерти его супруги. Справа от Александра Афанасьевича — неизвестная женщина, затем — Александр Александрович Дернов с супругой, а прямо за его спиной — их старшая дочь Ольга. Следующим сидит священник Андрей Дернов с супругой Антониной. Следующий — Павел Александрович, на руках у него — сын Борис. Дальше — Анна Аркадьевна с дочерью, которая вскоре умерла. В первом ряду — дочери Александра Александровича Дернова слева направо: вторая — Лена, шестая — Лиля (Елизавета), девятая — Варя (их платья сшиты из одного материала). Мальчики в одинаковых фуражках с кокардами — сыновья Александра Александровича Дернова: старший Саша стоит в третьем ряду рядом со своими тётями — Надеждой, Валентиной и Ольгой (Шиллегодской), а Володя сидит в первом ряду рядом со своей сестрой Варей.
С детства воспитанный на примере своего отца и братьев священников, Павел Дернов вряд ли колебался в выборе своего жизненного пути. Окончив курс обучения в Яранском духовном училище в августе 1884 года, он поступил в Вятскую духовную семинарию. Получив прекрасное образование, он при отличном поведении оканчивает обучение в семинарии в июне 1890 года[4]. С аттестатом выпускника Вятской духовной семинарии Павел Дернов получил медицинское свидетельство, подтверждающее, что «он имеет знаки привитой оспы и по состоянию своего здоровья продолжать дальнейшее обучение в духовной академии может»[5]. Таким образом, имея желание продолжить образование, в 1890 году Павел Дернов поступает в одно из лучших духовных учреждений того времени в России — в Казанскую духовную академию (КазДА). На втором курсе обучения в связи с достижением возраста отбывания воинской повинности он пишет ректору КазДА, протоиерею Александру Владимирскому[6] прошение о выдаче удостоверения, подтверждающего, что он — студент КазДА[7]. Через четыре года, в 1894 году, в возрасте 24 лет, Павел Дернов успешно оканчивает КазДА со степенью кандидата богословия. Свое курсовое сочинение Павел Дернов посвятил актуальной богословской проблеме космологии, объясняющей вопросы происхождения нашего мира. Стоит отметить, что написанное им сочинение на тему «Творение из ничего, как отличительная черта откровенного учения о мироздании»[8] в письменном виде представляет собой увесистую рукопись объемом почти в 500 страниц!
Сразу после окончания Казанской духовной академии в том же 1894 году в возрасте 24 лет Павел Александрович Дернов прибыл в город Елабуга Вятской губернии.
Служение
По приезду в Елабугу Павел Дернов 15 сентября 1894 года был определен на должность законоучителя Елабужского реального училища. 26 сентября того же 1894 года Павел Дернов вступил в брак. Избранницей его стала дочь протодиакона Спасского собора Анна Аркадьевна Лаженицына. Вскоре, 2 октября 1894 года, преосвященным Алексием, епископом Сарапульским Павел Дернов был рукоположен в сан иерея и определен к елабужскому Спасскому собору без права получения доходов, как сверхштатный священник. Но этой же осенью 30 ноября 1894 года священник Павел Дернов был назначен на должность законоучителя Елабужской женской прогимназии с оставлением в должности законоучителя в реальном училище. В декабре 1894 года состоялось его определение на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви, которая находилась при городской гимназии. В этом гимназическом храме, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, прошли все годы служения отца Павла Дернова.
Следует отметить, что гимназическая церковь была устроена тщанием елабужского потомственного почетного гражданина Капитона Яковлевича Ушкова в 1861 году и всегда пользовалась особым вниманием елабужских меценатов. Тому причиной было, видимо, непрестанное желание состоятельных людей помогать учебному заведению, где их дети получали классическое образование. Сама церковь помещалась непосредственно в здании женской гимназии, на втором этаже. Колокольни при здании гимназии не было, но крышу ее увенчивала церковная маковка с крестом. В храме был один престол в честь Рождества Божьей Матери. По имеющимся сведениям[9], в 1885 году елабужским купцом А. К. Баутиным для гимназии был пожертвован капитал в 1000 рублей, проценты с которого должны были быть употребляемы на украшение гимназической церкви. Капитал этот хранился в Елабужской городской управе, которая ведала отчетностью по расходованию процентов с него. В 1902 году потомственной почетной гражданкой В. А. Гирбасовой было вложено сто (100) рублей в сберегательную кассу при Елабужском казначействе с тем, чтобы проценты с этого капитала были употребляемы на покупку свечей и масла для нужд гимназической церкви. Штатного причта при церкви было не положено, а по договору священником гимназического храма состоял законоучитель гимназии.
Вопросы оплаты содержания причта и гимназического храма решались советом гимназии при помощи средств меценатов. Так, например, в 1905 году священник Павел Дернов за служение получил 300 рублей в год от попечительского совета гимназии. И это была плата кроме жалованья законоучителя гимназии и процентов с капиталов, пожертвованных за поминовение родов елабужским купцом Дмитрием Ивановичем Стахеевым, коим было вложено на вечные времена 800 рублей, которые хранились в сберегательной кассе Елабужского казначейства на книжке. Женою строителя церкви, Дарией Ивановной Ушковой, на храм был пожертвован выигрышный билет сторублевого достоинства за № 17,564-9. Торговый дом «Григория Стахеева сыновья» пожертвовал в 1897 году один билет Государственной 4-процентной ренты за № 5525 серия 179 в одну тысячу рублей на имя Рождество-Богородичной церкви при женской гимназии в Елабуге. Билеты эти хранились в Елабужском уездном казначействе, от которого в церкви имелись расписки. В 1900 году от торгово-промышленного товарищества «Ф. П. Гирбасов с сыновьями и Ко» поступил по завещанию елабужского купца Ф. П. Гирбасова на вечное поминовение его души принадлежащий ему пай означенного товарищества ценою в 1000 рублей за № 20. В 1902 году потомственною почетною гражданкою В. А. Гирбасовой было пожертвовано 100 рублей на вечные времена с тем, чтобы на процент с означенного капитала при жизни поминать ее о здравии, а по смерти — о упокоении. В 1904 году поступило на вечное поминовение от мещанки Натальи Макаровой пятьдесят рублей, от протоиерея Платона Семина — пятьдесят рублей с тем, чтобы проценты с этих капиталов поступали в пользу причта гимназической церкви. Наверняка это не полный перечень всех поступавших на храм Рождества Богородицы пожертвований.
Особенностью гимназического храма являлось отсутствие прихода, т.е. церковь была бесприходной, в связи с чем в ней не велись метрические книги и не было исповедных росписей и обыскных книг, в храме не совершались крещения, отпевания и венчания. Таким образом, доход от треб в гимназическом храме был невысокий. Например, и 1905 году за требоисправления было получено 200 рублей.
Помимо преподавательской деятельности в должности законоучителя в реальном училище и гимназии, священник Павел Дернов принимал активное участие в общественной жизни церкви, которая была в те времена достаточно разнообразна. Он состоял членом Сарапульского Вознесенского братства (с 1895 г.), Братства Святителя Николая (с 1895 г.), а также Миссионерского общества (с 1898 г.).
За ревностное служение на церковном поприще 25 марта 1898 года священник Павел Дернов был награжден набедренником, 7 марта 1901 года — скуфьею, 6 мая 1905 года — камилавкою. В последующем отец Павел Дернов стал протоиереем.
Органически вписавшись в церковную жизнь уездного города Елабуги, священник Павел Дернов, похоже, не стремился к церковной карьере и всю свою жизнь прослужил в небольшом гимназическом храме. При этом он пользовался заслуженным уважением среди духовенства и прихожан, большую часть которых по долгу его службы составляли гимназисты и ученики реального училища.
Священнослужитель, проповедник, писатель, корреспондент «Вятских епархиальных ведомостей», неутомимый труженик в области просвещения, священник Павел Дернов искренне пытался взращивать во вверенных ему учебных заведениях принципы христианской нравственности. Как мог, он боролся с таким проявлением порока, каким во все времена являлось пьянство. Так, 20 марта 1916 года в Елабужском реальном училище был открыт школьный кружок трезвости, который, как сообщалось в статье, посвященной этому вопросу, был «обязан своим открытием трудами и заботами законоучителя училища о. П.А. Дернова»1. Это событие состоялось в воскресный день, после молебна Спасителю в гимназической церкви. Священник Павел Дернов, предваряя открытие кружка, проделал большую работу. Он провел свое предложение через педагогический совет училища, добился одобрения его инициативы господином попечителем Казанского учебного округа. Молебен перед открытием кружка совершил соборный протоиерей Сергий Танаевский вместе со священниками П.А. Дерновым и Г.П. Морозовым в сопровождении училищного хора. Священник Павел Дернов перед молебном обратился к собравшимся ученикам и их родителям с пастырским словом на тему: «Оставите детей, не мешайте им приходить ко Мне». В своем слове он разъяснил, как мешают детям быть со Христом дурные привычки и пристрастия, одним из которых является несомненно пьянство. После молебна выступил и протоиерей Сергий Танаевский. После молитвы все члены кружка дали Господу торжественный обет не пить в течение одного года никаких спиртных и хмельных напитков, а также не курить табак, не сквернословить и не играть в карты на деньги. На память об этом вечере каждый участник получил нательный образок и членский билет общества. Потом выступали директор училища и преподаватели. По традиции в заключение мероприятия все собравшиеся дружно пропели:
«Боже, царя храни!
Сильный державный,
Царствуй на славу Нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, царя храни!»
Как известно, в члены кружка трезвости добровольно записалось 75 учеников, главным образом из младших классов. Как важно было с младых лет побуждать в детях неприятие к пьянству и другим страстям, ведущим к погибели тела и души. И это лишь один эпизод, демонстрирующий общественное, или, как сейчас принято говорить, социальное служение церкви, в организации которого принимал активное участие священник Павел Дернов.
Семья
Как известно, отец жены священника Павла Дернова, Анны Аркадьевны, был протодиаконом елабужского Спасского собора. Звали его Аркадий Иоаннович Лаженицын. Он родился в 1848 году в семье пономаря и проходил обучение в Вятской духовной семинарии, из которой был уволен по прошению из низшего разряда. Затем служил пономарем в городе Вятке, где в 1868 году был рукоположен в сан диакона к Александро-Невскому собору — в то время одному из самых больших и величественных храмов не только в Вятской губернии, но и в России. В феврале 1872 года диакон Аркадий Лаженицын был перемещен по прошению к Никольской церкви города Елабуги, а в 1877 году определен на штатное диаконское место к елабужскому Спасскому собору. В 1901 году Аркадий Лаженицын был возведен в сан протодиакона. Уважаемый в городе Елабуге человек, он был отмечен церковными и государственными наградами: за усердную службу 11 октября 1911 года был удостоен двойного ораря, а 6 мая 1914 года получил орден Святой Анны 3 степени.
В саду, возле дома Дерновых в городе Елабуге. На переднем плане — дети Павла Александровича Дернова (справа налево): Гриша, Борис, Сеня, Варя и супруга П. А. Дернова —Анна Аркадьевна. На заднем плане стоят — Павел Александрович Дернов (справа) и Аркадии Иванович Лаженицын. г. Елабуга, 1910 г. (фото их архива семьи Дерновых)
Жену протодиакона Аркадия Лаженицына звали Харнесса Арсеньевна. По семейному преданию, она была на два года старше своего супруга. В семье у Лаженицыных было трое детей: сын Арсений, 1869 г.р., и дочери — Ольга, 1871 г.р., и Анна, 1873 г.р. Так было угодно Богу, что обе дочери Аркадия Лажени- цына разделили тяготы вдовства. А в страшный февраль 1918 года именно Аркадий Иоаннович был поддержкой и утешением своей дочери Анны, когда она в одночасье потеряла мужа и троих сыновей. Протодиакон Аркадий Лаженицын дожил до 1922 года и умер в городе Елабуге, оставив уже пережившую горе утраты вдову протоиерея Павла Дернова Анну Аркадьевну с двумя рано повзрослевшими младшими детьми — Варварой и Сергеем.
В городе Елабуге Дерновы и Лаженицыны проживали одной большой семьей в собственном двухэтажном доме на углу улиц Городищенской и Малмыжской[10]. Несмотря на постоянную занятость на службе, работе и на общественном поприще, священник Павел Дернов умел находить время для любимых занятий: он был профессиональным гомеопатом и прекрасным садоводом-любителем. Эти его увлечения, особенно гомеопатия, были достаточно широко распространены в среде духовенства тех лет и подробно описаны в воспоминаниях его дочери Варвары Павловны и внучки Екатерины Евгеньевны Дерновой, которая постаралась подробно изложить все, что помнила из рассказов своих родных о семье Дерновых в городе Елабуге и в последующие годы. Эти воспоминания дают нам возможность увидеть жизнь семьи священника Павла Дернова, наполненную крайне интересными деталями и житейскими подробностями.
Будучи по политическим убеждениям монархистом, причем не скрывающим своих взглядов, священник Павел Дернов тяжело переживал всякие революционные настроения в стране: преобразования 1905 года, Первую мировую войну 1914 года и особенно — февральские и октябрьские события 1917 года, приведшие его в итоге к мученической смерти на Голгофе.
[1] Ведомость о церкви Рождества Богородицы при Елабужской гимназии за 1905 год. Архивный отдел администрации г. Сарапула (АОАГС), ф.17, оп.1, ед.хр.19, л. 112 об.
[2] Современное название села — Никола, расстояние 15 км от Яранска. Административный центр Никольского сельского поселения, в которое входят населенные пункты: деревня Алешкино, деревня Бараново, деревня Берляки, деревня Вилюнур, деревня Дворяне, деревня Иванаи, деревня Комары, деревня Коновалово, деревня Можаи, село Никола, деревня Носки, деревня Огнетово, деревня Пиштань, деревня Пушкино, деревня Савичи, деревня Титово, деревня Токтаи, деревня Федькино, деревня Шагадаки, деревня Швецово, деревня Ширкино.
[3] Клировые ведомости села Пиштань Яранского уезда Вятской губернии за 1904 год. Государственный архив Кировской области (ГАКО) ф.237, оп.70, д. 1637, лл. 878 об.-879 об.
[4] Аттестат воспитанника Вятской духовной семинарии Павла Дернова. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф.10, оп.1, д.8525, л. 202.
[5] Личное дело студента КазДА. Медицинское свидетельство. НАРТ, ф.10, оп.1, д.8525, л. 204.
[6] Владимирский Александр Поликарпович (1821, Нижегородский уезд Нижегородской губ. — 29.04.1906, Казань) протоиерей, духовный писатель, магистр Казанской духовной академии; был профессором богословия, логики и психологии в Казанском унив.; с 1871 по 1895 г. состоял ректором Казанской духовной академии.
[7] Личное дело студента КазДА. Прошение. НАРТ, ф.10, оп.1, д. 8525, л. 203.
[8] Личное дело студента КазДА. Диплом Казанской духовной академии Павла Дернова. НАРТ, ф.10, оп.1. д. 9150, л. 67 об, 67.
[9] Ведомость о церкви Рождества Богородицы при Елабужской гимназии за 1905 год. Архивный отдел администрации г. Сарапула (АОАС), ф. 17, оп. 1, ед. хр. 19, л. 110.
[10] В этом доме много лет располагался городской противотуберкулезный диспансер. В 2007 году дом Дерновых был снесен якобы по причине ветхости, и на его месте построен жилой многоэтажный дом.