Жизнеописание священномученика Павла Дернова. Годы учебы и служения

3516
Фото

О детских и юношеских годах священника Павла Дернова известно не много. Дневниковых и автобиографических заметок по этому поводу не сохранилось, а документы архивов хранят лишь сухие цифры и названия учебных заведений, которые он закончил, прежде чем стал священником.

Известно, что Павел Александрович Дернов родился 12 января 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии, в семье священника местной церкви[1]. Село Пиштань имело также второе название — Никольское. Оно располагалось на расстоянии 12 верст в северо-восточном направлении от уездного центра — города Яранска[2]. В селе находился каменный Никольский храм, стоящий на бе­регу небольшого пруда. Отличаясь выгодным местоположением, село Пиштань-Никольское пользовалось с одной стороны удобствами бли­зости с уездным городом, а с другой — благостной тишиной и красо­той природы за счет удаления его от городской сутолоки.

Отец Павла Дернова — Александр Афанасьевич Дернов, был сыном диакона из села Каракулина Сарапульского уезда Вятской губернии и всю свою жизнь служил священником. Официальные данные о его семье известны из клировых ведомостей села Пиштани за 1904 год[3]. Согласно документам, протоиерей Александр Афанасьевич Дернов, 71 года, числится заштатным прото­иереем, родившимся 12 февраля 1833 года. После окончания кур­са в Вятской духовной семинарии был уволен с аттестатом 1 разряда и с званием и правами студента 15 июля 1854 года. В дальнейшем, в ян­варе 1855 года, он был определен на священническое место в село Пиштань. Рукоположение в сан иерея было совершено преосвя­щенным Елпидифором, епископом Вятским и Слободским, 5 февраля 1855 г. В 1859 году Александр Афа­насьевич Дернов был награжден темно-бронзовым крестом в па­мять войны 1853-1856 гг. Также был отмечен другими священни­ческими наградами: набедренни­ком — в июне 1862 г., скуфией — 30 марта 1874 г., камилавкой — 20 апреля 1880 г., наперсным крестом от Святейшего Синода —18/22 мар­та 1886 г. А 7 июля 1892 г. он был произведен в сан протоиерея. Были у священника Александра Афанасьевича Дернова и государственные награды: императорский орден Св. Анны 3 степени (3 февраля 1894 г.), императорский орден Св. Анны 2 степени (6 мая 1901 г.), орден Св. Вла­димира 4 степени (6 мая 1904 г.). Окончив официальное служение, по­чтенный протоиерей был отправлен за штат 16 апреля 1903 г.

Никольский храм в селе Пиштан-Николъское Иранского уезда Вятской губернии. Дореволюционное фото. Предположительно около этого храма находятся могилы Дернова Александра Афанасьевича и Шевелёва Арсения (отчество неизвестно) — отца Хариессы Арсеньевны. Фото из архива семьи Дерновых

В этих же документах имеются сведения о том, что священник Александр Афанасьевич Дернов имел собственный дом на церковной земле, а также указан весь состав его семейства. Как стало известно, жена его, матушка Ольга, умерла 21 марта 1884 года. На 1904 год в се­мье у него значились следующие, все уже взрослые, дети:

  1. Александр, 48 лет, состоит при Санкт-Петербургском Петропавлов­ском соборе протоиереем;
  2. Андрей, 37 лет, состоит священником при Успенском соборе г. Яранска;
  3. Павел, 35 лет, состоит священником и законоучителем женской гимназии и Елабужского реального училища;
  4. Василий, 33 лет, служит в Яранской уездной земской управе;
  5. Мария, 44 лет, в замужестве за протоиереем Вятского Александро- Невского собора Владимиром Дрягиным;
  6. Анна, 43 лет, в замужестве за диаконом с. Пиштани Виталием Ше­велевым;
  7. Александра, 41 год, воспитательница в Вятском епархиальном жен­ском училище;
  8. Елизавета, 29 лет, в замужестве за надзирателем в Вятском земском приюте Сергием Феофилактовым;
  9. Ольга, 27 лет, помощница учительницы в Вятском земском училище;
  10. Валентина, 25 лет, учительница в Никольском земском училище;
  11. Надежда, 22 лет, в замужестве за священником Екатеринославской губернии г. Александровска Феодосием Ивановым.

О каждом из них мы расскажем в отдельной публикации.

На юбилее у Дернова Александра Афанасьевича (фото из архива семьи Дерновых). 1900 г. В среднем ряду в центре сидит седобородый старец — это Александр Афанасьевич Дернов. Чтобы чествовать его, и собрались эти люди. Слева от юбиляра сидят его дочери — Мария (Дрягина), Александра, Елизавета (с ребенком) и Анна Шевелева (тоже с ребенком), а еще левее ее, по логике, ее муж — диакон села Пиштань Виталий Шевелев. Далее самая крайняя — няня Ксения, женщина, которая помогала Александру Афанасьевичу воспитывать детей после смерти его супруги. Справа от Александра Афанасьевича — неизвестная женщина, затем — Александр Александрович Дернов с супругой, а прямо за его спиной — их старшая дочь Ольга. Следующим сидит священник Андрей Дернов с супругой Антониной. Следующий — Павел Александрович, на руках у него — сын Борис. Дальше — Анна Аркадьевна с дочерью, которая вскоре умерла. В первом ряду — дочери Александра Александровича Дернова слева направо: вторая — Лена, шестая — Лиля (Елизавета), девятая — Варя (их платья сшиты из одного материала). Мальчики в одинаковых фуражках с кокардами — сыновья Александра Александровича Дернова: старший Саша стоит в третьем ряду рядом со своими тётями — Надеждой, Валентиной и Ольгой (Шиллегодской), а Володя сидит в первом ряду рядом со своей сестрой Варей.

С детства воспитанный на примере своего отца и братьев священников, Па­вел Дернов вряд ли колебался в выборе своего жизненного пути. Окончив курс обучения в Яранском духовном училище в августе 1884 года, он поступил в Вят­скую духовную семинарию. Получив прекрасное образование, он при отлич­ном поведении оканчивает обучение в семинарии в июне 1890 года[4]. С атте­статом выпускника Вятской духовной семинарии Павел Дернов получил меди­цинское свидетельство, подтверждаю­щее, что «он имеет знаки привитой оспы и по состоянию своего здоровья продол­жать дальнейшее обучение в духовной академии может»[5]. Таким образом, имея желание продолжить образование, в 1890 году Павел Дернов поступает в одно из лучших духовных учреждений того времени в России — в Ка­занскую духовную академию (КазДА). На втором курсе обучения в связи с достижением возраста отбывания воинской повинности он пишет рек­тору КазДА, протоиерею Александру Владимирскому[6] прошение о выдаче удостоверения, подтверждающего, что он — студент КазДА[7]. Через четы­ре года, в 1894 году, в возрасте 24 лет, Павел Дернов успешно оканчива­ет КазДА со степенью кандидата богословия. Свое курсовое сочинение Павел Дернов посвятил актуальной богословской проблеме космологии, объясняющей вопросы происхождения нашего мира. Стоит отметить, что написанное им сочинение на тему «Творение из ничего, как отличитель­ная черта откровенного учения о мироздании»[8] в письменном виде пред­ставляет собой увесистую рукопись объемом почти в 500 страниц!

Сразу после окончания Казанской духовной академии в том же 1894 году в возрасте 24 лет Павел Александрович Дернов прибыл в го­род Елабуга Вятской губернии.

Служение

По приезду в Елабугу Павел Дернов 15 сентября 1894 года был опре­делен на должность законоучителя Елабужского реального училища. 26 сентября того же 1894 года Павел Дернов вступил в брак. Избран­ницей его стала дочь протодиакона Спасского собора Анна Аркадьевна Лаженицына. Вскоре, 2 октября 1894 года, преосвященным Алексием, епископом Сарапульским Павел Дернов был рукоположен в сан иерея и определен к елабужскому Спасскому собору без права получения до­ходов, как сверхштатный священник. Но этой же осенью 30 ноября 1894 года священник Павел Дернов был назначен на должность законо­учителя Елабужской женской прогимназии с оставлением в должности законоучителя в реальном училище. В декабре 1894 года состоялось его определение на должность настоятеля Рождество-Богородичной церкви, которая находилась при городской гимназии. В этом гимнази­ческом храме, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, прошли все годы служения отца Павла Дернова.

Следует отметить, что гимназическая церковь была устроена тща­нием елабужского потомственного почетного гражданина Капитона Яковлевича Ушкова в 1861 году и всегда пользовалась особым вни­манием елабужских меценатов. Тому причиной было, видимо, непре­станное желание состоятельных людей помогать учебному заведе­нию, где их дети получали классическое образование. Сама церковь помещалась непосредственно в здании женской гимназии, на втором этаже. Колокольни при здании гимназии не было, но крышу ее увен­чивала церковная маковка с крестом. В храме был один престол в честь Рождества Божьей Матери. По имеющимся сведениям[9], в 1885 году елабужским купцом А. К. Баутиным для гимназии был пожертвован капитал в 1000 рублей, проценты с которого должны были быть упо­требляемы на украшение гимназической церкви. Капитал этот хра­нился в Елабужской городской управе, которая ведала отчетностью по расходованию процентов с него. В 1902 году потомственной почетной гражданкой В. А. Гирбасовой было вложено сто (100) рублей в сбере­гательную кассу при Елабужском казначействе с тем, чтобы проценты с этого капитала были употребляемы на покупку свечей и масла для нужд гимназической церкви. Штатного причта при церкви было не положено, а по договору священником гимназического храма состоял законоучитель гимназии.

Вопросы оплаты содержания причта и гимназического храма реша­лись советом гимназии при помощи средств меценатов. Так, напри­мер, в 1905 году священник Павел Дернов за служение получил 300 рублей в год от попечительского совета гимназии. И это была плата кроме жалованья законоучителя гимназии и процентов с капиталов, пожертвованных за поминовение родов елабужским купцом Дмитри­ем Ивановичем Стахеевым, коим было вложено на вечные времена 800 рублей, которые хранились в сберегательной кассе Елабужского казначейства на книжке. Женою строителя церкви, Дарией Иванов­ной Ушковой, на храм был пожертвован выигрышный билет сторуб­левого достоинства за № 17,564-9. Торговый дом «Григория Стахеева сыновья» пожертвовал в 1897 году один билет Государственной 4-про­центной ренты за № 5525 серия 179 в одну тысячу рублей на имя Рождество-Богородичной церкви при женской гимназии в Елабуге. Би­леты эти хранились в Елабужском уездном казначействе, от которого в церкви имелись расписки. В 1900 году от торгово-промышленного товарищества «Ф. П. Гирбасов с сыновьями и Ко» поступил по заве­щанию елабужского купца Ф. П. Гирбасова на вечное поминовение его души принадлежащий ему пай означенного товарищества ценою в 1000 рублей за № 20. В 1902 году потомственною почетною граждан­кою В. А. Гирбасовой было пожертвовано 100 рублей на вечные времена с тем, чтобы на процент с означенного капитала при жизни поми­нать ее о здравии, а по смерти — о упокоении. В 1904 году поступило на вечное поминовение от мещанки Натальи Макаровой пятьдесят ру­блей, от протоиерея Платона Семина — пятьдесят рублей с тем, чтобы проценты с этих капиталов поступали в пользу причта гимназической церкви. Наверняка это не полный перечень всех поступавших на храм Рождества Богородицы пожертвований.

Особенностью гимназического храма являлось отсутствие прихо­да, т.е. церковь была бесприходной, в связи с чем в ней не велись ме­трические книги и не было исповедных росписей и обыскных книг, в храме не совершались крещения, отпевания и венчания. Таким обра­зом, доход от треб в гимназическом храме был невысокий. Например, и 1905 году за требоисправления было получено 200 рублей.

Помимо преподавательской деятельности в должности законоу­чителя в реальном училище и гимназии, священник Павел Дернов принимал активное участие в общественной жизни церкви, кото­рая была в те времена достаточно разнообразна. Он состоял членом Сарапульского Вознесенского братства (с 1895 г.), Братства Святителя Николая (с 1895 г.), а также Миссионерского общества (с 1898 г.).

За ревностное служение на церковном поприще 25 марта 1898 года священник Павел Дернов был награжден набедренником, 7 марта 1901 года — скуфьею, 6 мая 1905 года — камилавкою. В последующем отец Павел Дернов стал протоиереем.

Органически вписавшись в церковную жизнь уездного города Ела­буги, священник Павел Дернов, похоже, не стремился к церковной карьере и всю свою жизнь прослужил в небольшом гимназическом храме. При этом он пользовался заслуженным уважением среди ду­ховенства и прихожан, большую часть которых по долгу его службы составляли гимназисты и ученики реального училища.

Священнослужитель, проповедник, писатель, корреспондент «Вятских епархиальных ведомостей», неутомимый труженик в области просвеще­ния, священник Павел Дернов искренне пытался взращивать во вверен­ных ему учебных заведениях принципы христианской нравственности. Как мог, он боролся с таким проявлением порока, каким во все времена являлось пьянство. Так, 20 марта 1916 года в Елабужском реальном учи­лище был открыт школьный кружок трезвости, который, как сообщалось в статье, посвященной этому вопросу, был «обязан своим открытием трудами и заботами законоучителя училища о. П.А. Дернова»1. Это со­бытие состоялось в воскресный день, после молебна Спасителю в гимна­зической церкви. Священник Павел Дернов, предваряя открытие кружка, проделал большую работу. Он провел свое предложение через педаго­гический совет училища, добился одобрения его инициативы господи­ном попечителем Казанского учебного округа. Молебен перед открыти­ем кружка совершил соборный протоиерей Сергий Танаевский вместе со священниками П.А. Дерновым и Г.П. Морозовым в сопровождении училищного хора. Священник Павел Дернов перед молебном обратился к собравшимся ученикам и их родителям с пастырским словом на тему: «Оставите детей, не мешайте им приходить ко Мне». В своем слове он разъяснил, как мешают детям быть со Христом дурные привычки и при­страстия, одним из которых является несомненно пьянство. После молеб­на выступил и протоиерей Сергий Танаевский. После молитвы все члены кружка дали Господу торжественный обет не пить в течение одного года никаких спиртных и хмельных напитков, а также не курить табак, не сквернословить и не играть в карты на деньги. На память об этом вечере каждый участник получил нательный образок и членский билет обще­ства. Потом выступали директор училища и преподаватели. По традиции в заключение мероприятия все собравшиеся дружно пропели:

«Боже, царя храни!

Сильный державный,

Царствуй на славу Нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, царя храни!»

Как известно, в члены кружка трезвости добровольно записалось 75 учеников, главным образом из младших классов. Как важно было с младых лет побуждать в детях неприятие к пьянству и другим стра­стям, ведущим к погибели тела и души. И это лишь один эпизод, де­монстрирующий общественное, или, как сейчас принято говорить, социальное служение церкви, в организации которого принимал ак­тивное участие священник Павел Дернов.

Семья

Как известно, отец жены священника Павла Дернова, Анны Арка­дьевны, был протодиаконом елабужского Спасского собора. Звали его Аркадий Иоаннович Лаженицын. Он родился в 1848 году в семье поно­маря и проходил обучение в Вятской духовной семинарии, из которой был уволен по прошению из низшего разряда. Затем служил понома­рем в городе Вятке, где в 1868 году был рукоположен в сан диакона к Александро-Невскому собору — в то время одному из самых больших и величественных храмов не только в Вятской губернии, но и в России. В феврале 1872 года диакон Аркадий Лаженицын был перемещен по прошению к Никольской церкви города Елабуги, а в 1877 году опреде­лен на штатное диаконское место к елабужскому Спасскому собору. В 1901 году Аркадий Лаженицын был возведен в сан протодиакона. Уважаемый в городе Елабуге человек, он был отмечен церковны­ми и государственными наградами: за усердную службу 11 октября 1911 года был удостоен двойного ораря, а 6 мая 1914 года получил ор­ден Святой Анны 3 степени.

В саду, возле дома Дерновых в городе Елабуге. На переднем плане — дети Павла Александровича Дернова (справа налево): Гриша, Борис, Сеня, Варя и супруга П. А. Дернова —Анна Аркадьевна. На заднем плане стоят — Павел Александрович Дернов (справа) и Аркадии Иванович Лаженицын. г. Елабуга, 1910 г. (фото их архива семьи Дерновых)

Жену протодиакона Аркадия Лаженицына звали Харнесса Арсеньев­на. По семейному преданию, она была на два года старше своего су­пруга. В семье у Лаженицыных было трое детей: сын Арсений, 1869 г.р., и дочери — Ольга, 1871 г.р., и Анна, 1873 г.р. Так было угодно Богу, что обе дочери Аркадия Лажени- цына разделили тяготы вдовства. А в страшный февраль 1918 года именно Аркадий Иоаннович был поддержкой и утешением своей до­чери Анны, когда она в одночасье потеряла мужа и троих сыновей. Протодиакон Аркадий Лаженицын дожил до 1922 года и умер в городе Елабуге, оставив уже пережившую горе утраты вдову протоиерея Пав­ла Дернова Анну Аркадьевну с двумя рано повзрослевшими младшими детьми — Варварой и Сергеем.

В городе Елабуге Дерновы и Лаженицыны проживали одной боль­шой семьей в собственном двухэтажном доме на углу улиц Городищенской и Малмыжской[10]. Несмотря на постоянную занятость на службе, работе и на общественном поприще, священник Павел Дернов умел находить время для любимых занятий: он был профессиональным гомеопатом и прекрасным садоводом-любителем. Эти его увлечения, особенно гомеопатия, были достаточно широко распространены в сре­де духовенства тех лет и подробно описаны в воспоминаниях его до­чери Варвары Павловны и внучки Екатерины Евгеньевны Дерновой, которая постаралась подробно изложить все, что помнила из расска­зов своих родных о семье Дерновых в городе Елабуге и в последующие годы. Эти воспоминания дают нам возможность увидеть жизнь семьи священника Павла Дернова, наполненную крайне интересными дета­лями и житейскими подробностями.

Будучи по политическим убеждениям монархистом, причем не скрывающим своих взглядов, священник Павел Дернов тяжело пере­живал всякие революционные настроения в стране: преобразования 1905 года, Первую мировую войну 1914 года и особенно — февраль­ские и октябрьские события 1917 года, приведшие его в итоге к муче­нической смерти на Голгофе.


[1] Ведомость о церкви Рождества Богородицы при Елабужской гимназии за 1905 год. Архивный отдел администрации г. Сарапула (АОАГС), ф.17, оп.1, ед.хр.19, л. 112 об.

[2] Современное название села — Никола, расстояние 15 км от Яранска. Административный центр Никольского сельского поселения, в которое входят населенные пункты: деревня Алешкино, деревня Бараново, деревня Берляки, деревня Вилюнур, деревня Дворяне, деревня Иванаи, деревня Комары, деревня Коновалово, деревня Можаи, село Никола, деревня Носки, деревня Огнетово, деревня Пиштань, деревня Пушкино, деревня Савичи, деревня Титово, деревня Токтаи, деревня Федькино, деревня Шагадаки, деревня Швецово, деревня Ширкино.

[3] Клировые ведомости села Пиштань Яранского уезда Вятской губернии за 1904 год. Государственный архив Кировской области (ГАКО) ф.237, оп.70, д. 1637, лл. 878 об.-879 об.

[4] Аттестат воспитанника Вятской духовной семинарии Павла Дернова. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф.10, оп.1, д.8525, л. 202.

[5] Личное дело студента КазДА. Медицинское свидетельство. НАРТ, ф.10, оп.1, д.8525, л. 204.

[6] Владимирский Александр Поликарпович (1821, Нижегородский уезд Нижегородской губ. — 29.04.1906, Казань) протоиерей, духовный писатель, магистр Казанской духовной академии; был профессором богословия, логики и психологии в Казанском унив.; с 1871 по 1895 г. состоял ректором Казанской духовной академии.

[7] Личное дело студента КазДА. Прошение. НАРТ, ф.10, оп.1, д. 8525, л. 203.

[8] Личное дело студента КазДА. Диплом Казанской духовной академии Павла Дернова. НАРТ, ф.10, оп.1. д. 9150, л. 67 об, 67.

[9] Ведомость о церкви Рождества Богородицы при Елабужской гимназии за 1905 год. Архивный отдел администрации г. Сарапула (АОАС), ф. 17, оп. 1, ед. хр. 19, л. 110.

[10] В этом доме много лет располагался городской противотуберкулезный диспансер. В 2007 году дом Дерновых был снесен якобы по причине ветхости, и на его месте построен жилой многоэтажный дом.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918) 10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918)

10 октября Церковь совершает память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского.