Празднование в городе Казани по случаю получения от Святейшего Патриарха Константинопольского Иоакима III в дар и благословение Казанскому Богородичному женскому монастырю святой иконы Божией Матери, именуемой «Паммакариста», или «Всеблаженная».
Святотатственное похищение из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря святой, чудотворной, явленной иконы Божией Матери, в ночь с 28 на 29 июня 1904 года, глубоко поразило сердца всех истинно верующих христиан; особенно это злодейское преступление тяжело отозвалось на благочестивых жителях города Казани и на сестрах, живущих в самой Богородичной обители, устроенной на месте явления чудотворной иконы. Ужасное и неслыханное святотатство это одинаково опечалило православных христиан и за пределами России. Горячо принял к сердцу эту потерю святыни в Казани Святейший Патриарх Константинопольский Иоаким III. Чтобы доставить, хотя некоторое утешение благочестивым жителям города Казани и, особенно, сестрам Казанской Богородичной обители в невознаградимой их утрате, он повелел написать точный список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в патриаршем храме святого великомученика Георгия, единственной оставшейся в Константинополе древней и всеми почитаемой иконы.
По определению Константинопольского Священного Синода Патриарх Иоаким препроводил эту копию с иконы в Санкт-Петербург к первенствующему члену Святейшего Синода, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию, с просьбой переслать ее в дар святому храму в городе Казани, где святотатственно была похищена чтимая икона Богоматери. Высокопреосвященный митрополит Антоний уведомил о сем даре и благословении отношением от 8 ноября 1905 года на имя архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия. Отношение это получено им 14 ноября.
На другой день, по получении этого уведомления, утром 15 ноября, Высокопреосвященный архипастырь посетил Казанский Богородичный женский монастырь, был на уроках в монастырской церковно-приходской школе, затем Высокопреосвященный посетил рукодельную школу, где рассматривал золотошвейные и жемчужные работы учениц и вышиванье ими по канве. В кельях настоятельницы монастыря, игуменьи Маргариты, Высокопреосвященнейший Владыка объявил о высоком даре монастырю от Вселенского Патриарха. Неподдельная радость и чувство духовного восторга охватили всех насельниц мирной обители. По отъезде владыки из монастыря протоиереем Казанского Богородичного монастырского собора Александром Зеленецким был отслужен соборно с прочими членами монастырского клира благодарственный Господу Богу молебен за даруемую обители великую милость Божию.
С того же времени началось благоговейное ожидание и приготовление как монастырского клира, так и сестер обители к достойной встрече небесной Покровительницы святой обители, приходящей с далёкого юга в наш северный край, из Царьграда в Казань. Время Рождественского поста способствовало этому приготовлению чрез говение и причащение Святых Таин Христовых. 18 ноября, с благословения Его Высокопреосвященства, благочинным настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря архимандритом Экзакустодианом за всенощным бдением, после великого славословия, были торжественно облечены в рясофор пятьдесят послушниц Казанского Богородичного монастыря, которые, на другой день, за поздней Литургией, приобщены Святых Таин. Как всенощное бдение, так и Литургия в эти дни были совершены архимандритом Экзакустодианом вместе с протоиереем монастырского собора Александром Зеленецким и другими членами монастырского клира. Обряд облечения в рясофор столь большого числа сестер произвел сильное впечатление на всех присутствовавших при нем.
1 декабря Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Казанским, получено, наконец, радостное известие о прибытии с поездом Московско-Казанской железной дороги в Казань драгоценной посылки с иконой Богоматери. Того же числа была получена и накладная на посылку из Казанско-Московской железнодорожной станции. Высокопреосвященнейший Владыка тогда же сделал распоряжение, через настоятельницу монастыря игуменью Маргариту и монастырского протоиерея Александра Зеленецкого, получить по накладной икону, которую, не вынимая из ящика, привезти в карете, во Владимирский собор, как ближайший храм к вокзалу.
2 декабря в 12 часов, по благословению Его Высокопреосвященства, на вокзал железной дороги отправились: протоиерей А. Зеленецкий, священник монастырского собора Николай Измайлов, диакон того же собора Михаил Панкратьев, игуменья Маргарита, казначея Варвара, благочинная Людмила, некоторые монахини, по назначению, и певчие монастыря. По прибытии на вокзал всех вышеозначенных лиц и помолившись пред Казанской иконой Божией Матери, имеющеюся на вокзале, протоиерей А. Зеленецкий и священник Н. Измайлов благоговейно приняли ящик со святой иконой и в карете перевезли его во Владимирский собор. На паперти этого собора драгоценный дар был встречен градским благочинным протоиереем Константином Владимирским с причтом Владимирского собора. Так как неизвестно, есть ли святой иконе Божией Матери в Константинополе особый тропарь, то из Богородичных тропарей архипастырем Казанским был указан для пения, как более подходящий, тропарь в честь Феодоровской (Костромской) иконы Божией Матери: «Пришествием честныя Твоея иконы, Богородице, обрадованный днесь Богохранимый град Казань…» При пении монастырскими певчими сего тропаря, привезенный ящик с иконой был поставлен на приготовленный среди храма стол. В присутствии всех вышеозначенных лиц и некоторых посторонних богомольцев ящик был вскрыт и, по очищении святой иконы от пыли, она была поставлена на аналой. Тотчас же началось торжественное служение молебна Божией Матери пред Ее иконой — даром Святейшего Патриарха Константинопольского. Взоры всех молившихся, обращены были на величественно чудный образ Богоматери, именуемой «Паммакаристой», или «Всеблаженной». У всех присутствовавших невольно исторгались слезы умиления при взгляде на икону.
Присланная святая икона Божией Матери «Паммакаристы» написана на деревянной доске, древнегреческой иконописью, на главах Божией Матери и Спасителя короны; размером икона 1 аршин 5 вершков вышины и 141/4 вершков ширины. На обратной стороне иконы написан по золоченому фону следующий греческий текст:
Ниже этой надписи находится изображение печати Константинопольского патриарха Иоакима III — двуглавый белый орел с короной на главах, скипетром и державой, на четырех углах этого изображения печати следующие греческие инициалы: […]
Представляем и перевод этой надписи на русский язык.
«Иоаким, Божией милостию, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх, Преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому, и предстоятелю Святейшего Синода Российского, Господину Антонию. Преосвященнейший о Христе Собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери. Поэтому, желая, с своей стороны, доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы приказали написать настоящий, верный во всем по виду и по размеру, список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в почитаемом всеми у нас Патриаршем храме Святого Великомученика Георгия Победоносца, единственной, оставшейся у нас от различных разграблений, издревле почитаемой иконы Патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного, и почитаемого сокровища.
Господь же Спаситель наш, молитвами Всесвятыя Своея Матери, да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякою благодатию и милостию.
Написано в патриархии 29 мая 1905 года».
По распоряжению епархиального начальства во Владимирском соборе 2-го декабря в 51/2 часов вечера было отправлено торжественное всенощное бдение протоиереем Казанского Богородичного монастырского собора Александром Зеленецким, градским благочинным протоиереем Духосошественской церкви Константином Владимирским и священником Казанского монастырского собора Николаем Измайловым. На правом и левом клиросах пели певчие Казанского женского монастыря. Храм был переполнен молящимися. После всенощного бдения был отслужен молебен Божией Матери с чтением акафиста. Все остальное время до утра следующего дня во Владимирском соборе оставались монахини женского монастыря и непрерывно совершали пред святой иконой правило вечернее и утреннее и чтение акафиста.
Литургия 3 декабря во Владимирском соборе началось в восемь часов утра, во время которой прибыл в собор сам Высокопреосвященнейший архипастырь и прикладывался к святой иконе Божией Матери «Всеблаженная». Божественную литургию и после нее молебен Божией Матери совершали те же лица, которые были и за всенощным бдением. Владимирский соборный храм в этот день был открыт до начала всенощного бдения, которое также торжественно было отправлено, как и на кануне, профессором духовной академии протоиереем Евфимием Маловым, протоиереем Казанского собора Александром Зеленецким и священником Павлом Сардинским. На правом клиросе пели певчие Владимирского собора, на левом — певчие женского монастыря. Служба воскресная была соединена со службой богородичной. Все ночное время до утра 4-го числа было посвящено молитвенным правилам и чтению акафиста.
Наступило утро 4-го декабря; многочисленные толпы богомольцев направлялись ко Владимирскому собору. В 81/2 часов двинулся крестный ход из Казанского Богородичного монастыря со святыми иконами: Христа Спасителя, Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца с хоругвями и запрестольными иконами; в след за ним вышел крестный ход из кафедрального собора с иконами: Благовещения Пресвятой Богородицы, святителей Казанских: Гурия, Варсонофия и Германа, святого мученика Авраамия Болгарского, с хоругвями и запрестольными иконами. Величественное шествие этих двух ходов, вместе с стройным пением, привлекло массы богомольцев. Оба крестные хода прибыли к 9 часам во Владимирский собор, куда в это время прибыл и Преосвященный Алексий, епископ Чистопольский, ректор духовной академии. В соборе в это время заканчивалась ранняя литургия и молебен, совершенные местным причтом при стройном пении двух хоров: соборного и монастырского Преосвященный Алексий облачился в полное архиерейское облачение и благословляющим возгласом положил начало крестному ходу. И вот началось торжественное шествие «Всеблаженной» по стогнам и улицам града нашего к кафедральному соборному Благовещенскому храму. Медленно и чинно несомая руками монахинь на высоких носилках, царила святая икона над всем крестным ходом, и сопровождал ее великий собор всего городского духовенства, архимандритов во главе с Преосвященным викарием Казанской епархии. Усердные хоругвеносцы несли святые иконы и хоругви, а все множество богомольцев, под управлением преподавателя духовной семинария А. А. Воронцова, оглашало воздух могучим последовательным пением Богородичного молебна. У всех попутных храмов: Николо-Вешневсковского, Петропавловского, семинарского Иоанно-Богословского и военно-кремлёвского Спасского были совершены краткие литии, а у последних двух церквей — и осенения иконой. При пении «Достойно есть» и заключительной молитвы «Владычице, приими молитвы раб Твоих» — процессия вошла в кремлёвские врата и приблизилась к Сиасо-Преображенской обители, торжественно справлявшей в этот день один из своих храмовых праздников в честь святой великомученицы Варвары.
Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский прибыл в Спасо-Преображенский монастырь в 9 часов утра, где, по облачении владыки и по прочтении часов, был отслужен молебен Пресвятой Богородице и святой великомученице Варваре; после этого владыка-архипастырь с крестным монастырским ходом вышел на встречу святой иконе «Паммакарпсты» к святым вратам обители. С благоговением преклонившись пред иконой «Всеблажеиной» и с умилением облобызав святой образ, владыка благословил крестному ходу войти в монастырский собор, в котором владыкой-архиепископом были прочитаны Евангелие от Луки, 4 зачало, и молитва с коленопреклонением: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел…». Эта молитва будет читаться на молебнах при иконе Божией Матери «Всеблажеиной». Преосвященный Алексий, епископ Чистопольский, остался в Спасо-Преображенском монастырском соборе для совершения поздней литургии, а владыка архиепископ благословил начало нового молебна и с общим народным пением сопровождал крестный ход до кафедрального Благовещенского собора. Пред входом в кафедральный собор была отправлена краткая лития; с соборной паперти Высокопреосвященный осенил тысячную массу умилённого народа святой иконой, а затем икона, при пении тропаря: «Пришествием Честныя Твоея иконы…», внесена была в собор и поставлена на особом, приготовленном для нее месте. Божественную литургию в соборе совершал сам Высокопреосвященный владыка, ему сослужили: профессор духовной академии протоиерей Е. А. Малов, настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря архимандрит Экзакустодиан, кафедральный протоиерей А. Яблоков, протоиерей Казанского-Богородичного собора А. Зеленецкий, игумен Сергий, соборный иеромонах Варсонофий и соборный священник Петр Рождественский. Апостол и Евангелие читались воскресные и богородичные. Слово произнес священник Богоявленской церкви В. В. Кошурников следующаго содержания:
«Святотатственное похищение злодеями явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери повергло всех верующих и благочестивых граждан города Казани в великую, невыразимую скорбь, в каковой они пребывают доселе. Так и должно быть: ведь эта икона более 300 лет пребывала в граде Казани. Сколько за это время чрез нее совершилось чудес, сколько милостей излилось на город Казань и его жителей! Чудеса, совершавшиеся в изобилии от этой иконы по обретении ее послужили к распространению и утверждению православной веры в новопросвещенном граде Казани и его окрестностях. Поэтому граждане города Казани благоговели пред этой святыней. Благоговение к ней увеличилось после того, как милости чрез нее излились на всю Россию, после того, как по молитвам пред списком с нее в смутное время воинство князя Пожарского одержало победу над поляками, занявшими Москву, выгнало последних из нее и таким образом спасло Россию от погибели. Казанцы молились пред ней и в радостные, и в печальные моменты своей жизни; в радости они благодарили Царицу Небесную, в печали просили у ней утешения, которое и получали. В важнейшие же моменты своей жизни они брали эту святыню в дома свои; с великой радостью они принимали ее как будто бы, к ним приходила сама Божия Матерь. С каким благоговением и умилением они молились перед ней! Посещение сей святыни производило на всех верующих глубокое впечатление, остававшееся на всю жизнь. Святую икону брали общества и общественные учреждения города Казани при начале важных дел и молились пред ней об успехах своих дел. Ее брали учебные заведения пред началом занятий и молились пред нею об успехах занятий. Словом, эта святыня освящала все важнейшие моменты как частной, так и общественной жизни граждан города Казани. Она носилась, как главная святыня, во всех крестных ходах, существующих в Казани.
Похищение явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери, как святыни всероссийской, каковою она сделалась после того, как через список с нее в 1612 году спасена была Москва, а с нею и вся Россия от поляков, исполнили печалью сердца не только граждан Казани. Горе России и, в частности, Казани разделили верующие и благочестивые люди всех стран. Но с особенным сочувствием к постигшему Россию и Казань горю отнеслась, как и следовало ожидать, церковь Константинопольская во главе со своим предстоятелем Его Святейшеством, Блаженнейшим Иоакимом III, патриархом Константинопольским и Вселенским. Это было сочувствие Матери-Церкви Константинопольской к горю дщери своей Церкви Российской. Патриарх Иоаким, узнавши о похищении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, восскорбел духом своим по поводу сего неслыханного злодеяния. Разделяя скорбь Русской Церкви, в частности — Казанской, и желая, насколько возможно, утешить благочестивых сынов ее в постигшем их великом горе, — приказал снять копию с находящейся в патриаршем храме иконы Божией Матери, именуемой Паммакаристой, т. е. Всеблаженной. В пятницу эта икона была получена и временно поставлена во Владимирском соборе. Сегодня она торжественно с крестным ходом перенесена в кафедральный собор, через неделю она также торжественно с крестным ходом перенесена будет отсюда в Казанский монастырь, где и будет пребывать.
Утешьтесь же в своем горе, благочестивые граждане города Казани! А вместе с вами да утешатся и все благочестивые россияне! И не только утешьтесь, но и возрадуйтесь этому великому неоцененному дару Святейшего Патриарха Иоакима III: ведь это — дар от той Церкви, от которой мы приняли нашу Православную веру, дар от Матери Дщери своей. Молитесь пред этой новой иконой Божией Матери, молитесь об избавлении нашего дорогого отечества от раздирающих и губящих его смут, раздоров и междоусобий, просите ходатайства Божией Матери пред Ее возлюбленным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, чтобы Он умирил и спас Россию, молитесь о спасении Государя своего, измучившегося от всех этих нестроений.
А теперь по чувству справедливости, в знак благодарности за великий неоцененный дар помолитесь о здравии и долгоденствии блаженнейшего Иоакима III, патриарха Константинопольского и Вселенского».
По окончании Литургии, Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский, окруженный сонмом священнослужителей, обратился к бывшим в храме и приблизительно сказал следующее:
«Благочестивые и православные жители богоспасаемого града Казани, ныне у нас радостный и великий праздник. Видимо и сама природа сочувствует нашему светлому торжеству [В этот день была отличная, ясная погода — прим. ред.]. Царица Небесная, Пресвятая Богородица в своей иконе благоволила проявить особенную к нам свою милость в нынешнее тяжелое, смутное время и в некотором отношении подала жителям Казани благодатное утешение в великой скорби, постигшей сей город в прошлом году, разумею святотатственное похищение явленной чудотворной Казанской иконы, драгоценной святыни не только для Казанской губернии, но и для всей русской земли. Неслыханное, ужасное святотатство, совершенное здесь, поразило скорбью не только нас русских, православных, но и единоверных нам Греков и соплеменных нам славян. Константинопольский патриарх, Блаженнейший Иоаким, как Вселенский патриарх, с особенным сочувствием отнесся к несчастию, постигшему Казань под 29 июня 1904 года, и в некоторое утешение гражданам и в благословение им препроводил к нам эту святую икону чрез Первенствующего Члена Всероссийского Святейшего Правительствующего Синода, Антония, Митрополита Петербургского и Ладожского. Послушаем, что пишет Первосвятитель Русской Церкви».
За сим Высокопреосвященный Архиепископ Димитрий прочитал следующее письмо, адресованное на его имя:
Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь.
Его Святейшество, Иоаким III, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, будучи до глубины сердца поражен ужасным и неслыханным святотатственным похищением святой иконы Богоматери Казанской и желая, насколько возможно, доставить благочестивым христианам утешение в невознаградимой утрате, приказал написать верную во всем, по виду и размерам, копию с находящейся в Константинопольском патриаршем храме св. Великомученика Георгия Победоносца иконы Богоматери «Паммакаристы (Всеблаженной)», единственной, оставшейся от различных бедствий, древней чтимой иконы Патриаршего храма и, по определению Священного Синода, препроводил сию копию ко мне, прося меня, в предварительном послании своем от 13 ноября 1901 года за №7396, переслать оную по принадлежности, как приносимую в несомненное доказательство общей сердечной любви и расположения Великой Христовой Церкви Константинопольской к Церкви Российской, в дар святому храму в городе Казани, где святотатственно была похищена чтимая икона Богоматери.
Исполняя таковое желание Его Святейшества, Вселенского Патриарха Иоакима III, присланную ко мне ныне копию вышеупомянутой святой иконы Богоматери «Паммакаристы» считаю священным долгом своим препроводить, в особом ящике, к Вашему Высокопреосвященству, для поставления Ея, согласно желанию Его Святейшества и Священного Его Синода, в соборном храме Казанского женского монастыря, покорнейше прося Вас о получении иконы и о распоряжениях Ваших, относительно ее, почтить меня Вашим уведомлением.
Испрашивая Ваших святых молитв, честь имею быть с истинным к вам почтением и братскою о Христе любовью и совершенною преданностью Вашего Высокопреосвященства, покорнейший слуга Митрополит Антоний.
№ 8900.
8 ноября 1905 г.
Продолжение следует…