Новомученики Казанской епархии

7877
Фото

Казанская епархия, как и вся Русская Православная Церковь пережила тяжелые времена. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская духовная консистория преобразовалась в Епархиальный совет, а затем — в епархиальное управление. После издания декрета Советской власти об отделения Церкви от государства началось отчуждение монастырских и церковных земель, закрытие домовых, а затем и приходских церквей, репрессии духовенства.

Большевики с особой жестокостью и устраняли всех, кто мешал им, идя к своей цели. 17 июля 1918 года большевики варварски расстреляли царскую семью, затем — и других членов династии Романовых, которые оказались в их руках.

Но список мучеников ими не завершился. Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти.

Такая участь, к примеру, постигла исповедников за имя Христово, которые томились в Спасской тюрьме. Тюрьма № 7 находилась в Спасском затоне — на левом берегу Волги, в Спасском уезде Казанской губернии. Имена всех узников знает Господь, но не люди.

Знаем лишь некоторых из них. Священника Андрея Брагина — настоятеля церкви села Левашёво, в мае 1918 года отправили в тюрьму решением суда Спасского революционного трибунала как «контрреволюционера за непризнание и неповиновение Советской власти». Тогда священник написал в Епархиальный совет, пожаловавшись на абсурдность выдвинутых обвинений.

«Всегда болея душой о благе народа и в особенности о благе вверенной мне паствы, я во дни сии — во дни великих испытаний и бед нашей горемычной и истерзанной Родины, всегда стоял и буду стоять на страже истинных интересов народа по заветам Христа, не страшась пострадать даже и до крови», — говорилось в письме.

Вмешательство Церкви увенчалось успехом, Андрея Брагина в июне освободили и, во избежание дальнейших гонений от местной власти, перевели в церковь села Черки-Бибкеево Тетюшского уезда. Но это его не спасло, через некоторое время священника всё же убили местные активисты.

Показательной была судьба священника Владимира Николаевича Воробьёва, закончившего свой жизненный путь всё в той же тюрьме №7… Протоиерей Владимир Воробьев — дед нынешнего ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве протоиерея Владимира Воробьева. Протоиерей Владимир Воробьев-младший приезжал в город Болгар и рассказывал о похороненном в наших краях деде. Непосильная форма заключения, уже немолодой возраст подорвали здоровье отца Владимира, и здесь он умер. Его похоронили на ближайшей к тюрьме аллее.

Сейчас эта территория почти полностью затоплена (связано с поднятием уровня воды во время строительства Куйбышевского водохранилища в 1953 году), остались лишь небольшие острова. Но промыслом Божиим место тюрьмы и захоронений сохранились.

В 1922 году для борьбы с Русской Православной Церковью большевистская власть организовала в среде духовенства движение, которое с легкой руки Л.Д. Троцкого обрело название «Обновленческая церковь».

Советская власть планомерно разваливала Православие. Это процесс достигался и за счет морального изувечивания, начиная с самой маленькой части общества — семьи.

Если дореволюционные Российские законы осуждали абортное дело (российское уложение о наказаниях считало аборт убийством и наказывало за него тюремным заключением на срок от 4 до 5 лет с лишением прав), то в годы советской власти аборты были легализованы. Советская власть стала первой, разрешившей законно убивать. Официальное разрешение абортов нанесло сокрушительный удар по образу женщины-матери. Кроме дающей жизнь, она стала и несущей смерть. В годы безбожной власти появилось также новое понятие — «гражданский брак». Засвидетельствованный государством брак стал главной формой в обществе, венчание в народном понимании перестало иметь важное значение.

Об антицерковной направленности государственной политики и уничтожении Церкви очень ярко свидетельствует совершенно секретное письмо Ленина членам Политбюро. Строго секретно от 19 марта 1922 года: «...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Об отношении к религии новой власти также красноречиво свидетельствует запись в дневнике чекиста Рогова, будущего соратника Дзержинского: «Одного не пойму: красная столица и церковный звон?! Почему мракобесы на свободе? На мой характер: попов расстрелять, церкви под клуб — и крышка религии!»

Митрополит Кирилл (Смирнов) только дважды, в 1920 и 1921 годах, смог побывать в Казани, проведя все остальные годы в тюрьмах и ссылках, вплоть до мученической смерти. Мученическую кончину приняли и все остальные архиереи, управлявшие епархией в 1918-1937 гг., кроме архиепископа Афанасия (Малинина).

Часть духовенства казанского края покинула свои места с отступавшими белогвардейскими частями, но Раифские иноки продолжали свое служение, несмотря на смертельную опасность. Кроме того, в конце 20-х годов только Раифская и Седмиозерная пустыни служили оплотами Православия в республике, и при начинающейся кампании тотального атеизма слава Раифской обители не могла не тревожить власти.

И вот накануне престольного праздника, 26 января 1930 года, семь Раифских иноков начали всенощную службу. В этот день в пустынь пришло много монахинь из закрытых Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей, многие из которых уже знали о начавшихся арестах и догадывались, что им грозит то же самое. Знали, что их ожидает арест, и семеро монахов, когда начинали всенощную. А утром состоялся молебен в честь преподобных синайских и раифских отцов; иноки, инокини и миряне последний раз исповедовались и причащались Святых Тайн, а на выходе из храма арестовывались чекистами, окружившими обитель еще с утра. Многие не выходили из церкви, и тогда нехристи в кожанках ввалились в храм и взашей стали выталкивать и мирян и монахов.

В тот же день всех монахов и монахинь вывезли в Казань, где заключили в тюрьму. Вот тут-то и явили новомученики раифские «образ нелицемерного стояния за Христа». Иеромонах Иосиф на допросах свидетельствовал, что «…власть от Бога должна исполнять Божию волю, советская же власть не исполняет волю Бога, а потому — не Божья власть, а сатанинская. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию…» Его словам будто вторил гул большого Раифского колокола, который провалился в землю, когда в 1930 году большевики скинули его со звонницы. 60-летний иеромонах Варлаам прямо заявил, что «советская власть поставлена за грехи народа». 23-летний послушник Петр своей готовностью пострадать за Христа изумил даже следователей: «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение...» Иеромонаха Сергия, исполнявшего обязанности настоятеля обители, допрашивали с особым пристрастием — искали сокровища монастырской ризницы, после чего он уже не мог самостоятельно передвигаться, однако ни он, ни кто-либо из братии так и не признали себя виновными.

Трагедия в Раифском монастыре

20 февраля 1930 года заседание пресловутой Судебной Тройки ГПУ Татарской АССР приговорило иеромонахов Иосифа, Сергия, Варлаама, Иова, Антония, послушника Петра и двух мирян — Василия Гаврилова и Степана Абрамова к расстрелу, назвав сие наказание «высшей мерой социальной защиты».

Приговор над Иосифом, Иовом, Варлаамом, Антонием и Петром был приведен в исполнение в день Благовещения — 7 апреля 1930 года. Сергия же терзали еще несколько месяцев, пытались выбить из него сведения о монастырской ризнице. Так ничего и не узнав от инока Сергия, его расстреляли 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери.

Так в XX веке, повторяя подвиг древних Синайских и Раифских отцов , появились новые раифские мученики, которые были причислены к лику святых.

Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. В ходе войны с Германией политика Сталина по отношению к религии смягчилась: в 1943 году по инициативе Сталина был проведён Собор епископов Русской православной церкви, который избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период.

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.