«Богообщение — самое главное сокровище, которое человек должен стяжать на земле»

13299
Фото

Сегодняшнюю евангельскую притчу (Лк. 12:16-21) не случайно называют притчей о безумном богаче. Один человек получил в дар от Бога богатый урожай. Он строит новые житницы для того, чтобы они смогли вместить в себя все это богатство. Вместо того, чтобы использовать хотя бы малую часть полученного на добрые дела, он стал думать, что наступило время покоя и удовлетворения своего эгоизма: «скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). И Господь осуждает его: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). И вывод этой притчи очень простой: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21).

За что Господь осудил этого человека? За его запасливость, за его предприимчивость? Нет, не за строительство новых хранилищ, а за то, что человек решил использовать Божий дар только для самого себя, только для удовлетворения своих потребностей.

Православная Церковь относится к богатству, к материальным благам в целом как средству для помощи ближним. Священное Писание призывает нас не заботится чрезмерно о внешнем, не ставить достижение материальных благ во главу угла всей своей жизни: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф. 6:25). Но, вместе с тем, словами одной из важнейших православных молитв «Отче наш» мы просим Бога дать нам «хлеб наш насущный», то есть молимся, в том числе, и о необходимых материальных благах.

Богатство — это своего рода испытание человека. Им можно распорядиться по-разному: можно лишь в эгоистическое благо самого себя, а можно в том числе и на помощь людям. Вспомним евангельские слова: «трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24), но, вместе с тем, «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

История Церкви знает многих святых, которые были богаты. Святой равноапостольный Константин был византийским императором, святой креститель Руси князь Владимир также обладал большим богатством. Именно князь Владимир оставил нам пример здравого отношения к материальным благам: князь всегда кормил бедных за свой счет, всегда помогал нуждающимся.

И последнее. Богатеть в Бога — это призыв в первую очередь в своей жизни стяжать благодать Божию. Богатеть в Бога — это значит стремится к Нему всеми силами и приобретать опыт богообщения — то самое главное сокровище, которое мы должны стяжать здесь, на земле. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

Новости по теме

Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»
Публикации 9 февраля 2024
Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»

Сегодня, в день памяти огненного проповедника святителя Иоанна Златоуста, мы публикуем одну из его известных проповедей в пересказе на современный русский язык. Здесь и о Литургии, и о смысле жизни, и о смерти, и о молитве «Отче наш» — много интересного и важного.

Христос рождается в каждом из нас
Публикации 6 января 2024
Христос рождается в каждом из нас

Мы с вами приходим в Божий храм, и каждый раз нам что-то здесь открывается. Мы исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин, и Господь наполняет нашу душу. Из храма мы уходим одухотворёнными, счастливыми, потому что получили дары от Бога.

Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских
Публикации 19 декабря 2023
Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских

Празднуя славную память святителя и чудотворца Николая, вспоминайте, дорогие братья и сестры, и его богоугодную жизнь, его дивные дела веры и благочестия.

Исцеление десяти прокаженных: притча о благодарности
Публикации 17 декабря 2023
Исцеление десяти прокаженных: притча о благодарности

В сегодняшнем Евангельском чтении рассказывалось о том, как к Господу подошли десять прокаженных, которые попросили Его исцелить их от страшной болезни. Христос исполнил их просьбу, но только лишь один из них в итоге вернулся к Нему, чтобы поблагодарить.