Проповедь первого проректора Казанской духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) в день празднования Казанской иконе Божией Матери
Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня мы с вами совершаем особое празднование. Мы отмечаем церковно-государственный праздник День народного единства, вспоминая освобождение Москвы и всего государства от польских захватчиков. А почему мы отмечаем столь значимую для нашего государства дату в праздник Казанской иконы Божией Матери? Потому что это связано не только с победой России в одной из войн, которых было немало за многие века ее существования, но и с тем, что в начале XVII столетия начал формироваться многонациональный российский народ.
Апостол Павел в Послании к Колоссянам говорит, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это значит, что во Христе преодолеваются все разделения, имеющие место в нашей земной жизни. Как мы знаем из истории, разделения всегда приводили к войнам, к междоусобицам, к столкновениям и к кровопролитию. К сожалению, люди так и не сумели сделать правильных выводов из ошибок предшествующих поколений, поэтому мир сегодня стоит на пороге новой мировой войны. И только благодаря молитвам Божией Матери кровавая бойня еще не началась.
Как верно заметил владыка Феофан, во времена Смуты на защиту столицы и всего Отечества поднялся не только русский народ, но и другие народы, проживавшие в российском государстве, в том числе и исповедовавшие иную веру, например, Ислам. Известно, что ряды ополчения пополнили поволжские татары, черемисы, мордва, то есть те народы, которые еще не были просвещены светом Христовой веры. И совершенно очевидно, что эти народы тогда могли поступить иначе, ведь прошло всего шестьдесят лет после взятия Казани. Они могли бы войти в сговор с иноземными захватчиками и ударить в тыл ополчению, однако этого не произошло: они сражались вместе с русскими и помогли им одержать убедительную победу.
Почему это произошло? Этому есть две причины. Во-первых, на исходе XVI столетия во граде Казани был явлен чудотворный образ Божией Матери. Чудеса, сопровождавшие эту святыню, были настолько велики, что они не могли не обратить на себя внимание иноверцев. Разумеется, далеко не все из них перешли в Православие, однако слава этой иконы оказала огромное влияние почти на все население Поволжья. Во-вторых, духовным лидером ополченцев был святитель Гермоген — священник, перенесший новоявленную Казанскую икону Божией Матери с места обретения в церковь, ставший в 1589 году архиепископом Казанским, а в 1606-м — Патриархом Московским. Это был великий подвижник веры и благочестия. И глядя на Казанский образ Пресвятой Богородицы и вдохновляясь подвигом святителя Гермогена, люди, имевшие трезвый ум, сделали для себя однозначный вывод о том, что в тяжкую годину испытаний им необходимо встать на защиту своего Отечества.
И впоследствии, как мы знаем, под осенением Казанской иконы Божией Матери наша страна неоднократно отбивала попытки ее поработить, которые исходили в основном от западных государств. В 1612 году это были поляки, в 1721-м — шведы, в 1812-м — французы, в 1941-м — немцы. Благодаря чудотворному Казанскому образу Божией Матери агрессия Запада всякий раз отражалась, и это неслучайно, ведь Казань находится к востоку от Москвы. Казанскую икону Богородицы принято относить к типу «Одигитрия», что значит «путеводительница». В момент своего явления она как бы указала российской державе и российскому государю, что страна должна ориентироваться не столько на Запад, сколько на Восток. И мы видим, что в течение последующих столетий это движение было столь интенсивным, что Россия дошла до Тихого океана и даже в какой-то момент его перешла.
К большому сожалению, братья и сестры, противостояние России и Запада никуда не ушло. Оно продолжается и в наше время, и буквально несколько дней тому назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая в Москве XX Всемирный русский народный собор, размышлял на эту тему. Чтобы мы могли сохранить нашу историю, наши святыни и нашу идентичность, нам нужно следовать тому историческому выбору, который некогда сделали наши предки.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали такие слова: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отимется от нея». Так вот, Марфа и Мария — это как бы два образа, символизирующие Запад и Россию. Да, западная цивилизация в своей основе тоже была христианской, но из-за многопопечительности, из-за того, что она откололась от полноты Вселенской Православной Церкви, она утратила то драгоценное сокровище, которым некогда обладала. И именно Россия, которая много веков назад избрала для себя единое на потребу, остается оплотом не только христианства, но и общечеловеческих ценностей — веры, верности, семьи, уважения к старшим, любви к Родине. К величайшему сожалению, на Западе сейчас эти ценности уже не актуальны.
Поэтому, братья и сестры, нам не нужно расслабляться. Мы имеем великое заступление в лице Богородицы — Ее Казанский образ охраняет нашу землю, наш град Казань и наш стольный град — Москву. От нас же требуется немного — твердо придерживаться своей веры и свидетельствовать о Христе, причем не столько словами, сколько поступками. Именно наши дела должны говорить о том, что мы являемся последователями Христа. О том, что мы, как и наши предки, избрали для себя единое на потребу, то есть Господа Иисуса Христа, и останемся с Ним навеки. На этом стояла, стоит и будет стоять Русская земля. Братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы.