19 декабря 2015 года в Казанском федеральном университете (КФУ) состоялся круглый стол «Духовно-нравственная культура молодежи и традиционные ценности российского общества». Участие в форуме принял митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Модератор, советник ректора КФУ Юрий Алаев: Я попрошу вас выразить свое отношение к тому, что сейчас происходит в нашем обществе. Какими нравственными ориентирами мы руководствуемся? Насколько совпадают эти ориентиры у представителей старшего поколения и у молодежи, которая составляет большинство в этом зале? Есть ли вообще такие ориентиры, или мы дезориентированы? Если же мы дезориентированы, что нужно сделать, чтобы получили какую-то базу, вернуть нравственные устои, от которых зависит развитие общества во всех сферах?
Митрополит Феофан: Сердечно благодарю ректора, в первую очередь, потому что мы находимся здесь, на его территории, и модератора за предоставленное слово. Я рад приветствовать моего собрата муфтия и всех здесь собравшихся, в первую очередь, студентов. Все мы, седовласые, с умными головами, для того и собрались, чтобы нащупать истину для молодежи, для нашего будущего.
Вопросы, которые Вы поставили, пожалуй, главные ориентиры нравственного порядка. Посмотрите, что происходит, что нам преподносят средства массовой информации. Какой-то разгул зверства. Что же происходит?
К великому сожалению, в последние два десятка лет именно это и случилось — подмена ценностей, подмена смысла жизни как такового. Отсюда такие уродливые явления в религиозной сфере как ИГИЛ.
Что же получается? Внутренняя сущность человека осталась неизменна, но нам кинули клич: «Ты все можешь и средства, которыми будешь достигать этого, не имеют значения, в том числе, нравственного. Стремись к тому, что где-то на вершине золотой телец, богатство»…
Обратите внимание, нередко звучит понятие «золотая молодежь». А в чем же «золото» этой молодежи? Это попойки, грязные тусовки, различные корпоративы, о которых стыдно говорить… И очень много ложных посулов дает телевидение — телевидение как воспитатель. Давайте проанализируем программы телевизионные. Что мы увидим? … Пропаганда насилия становится некоей героикой…
В чем суть религии как таковой? Суть религии — это веками, тысячелетиями выработанные нормы взаимоотношений и между людьми, и между верующими и Богом. Как бы мы ни говорили, любой философ-атеист, все-таки, человечество исторически не помнит себя безрелигиозным. Памятники археологические или архитектурные, письменность, предание — это постоянные свидетельства.
Сломаны эти реперные точки, нередко искусственно. Что происходит, особенно на Западе? Там внехристианская, внерелигиозная жизнь начинается, это провозглашенное направление. А с другой стороны — возрождение потребности в религиозной жизни. И здесь уже получаются столкновения цивилизационного характера — то, что происходит сейчас.
Я многие годы жил и работал на Ближнем Востоке. Работал в Египте, Сирии, Ливане, исколесил всю Африку. Мне припоминается, я в любое время дня и ночи в одеянии православного священника мог идти, не опасаясь за свою жизнь, что какой-то эстремист-террорист на меня нападет. И что получилось за последние десять лет, даже меньше? — Ад. Искусственно навязанные противостояния религиозного, конфессионального характера, [искусственно] подогретые, с посулами иной красивой жизни, свободной и демократической. И тектонические сдвиги получились.
Возьмем арабский мир. Он жил, развивался и сохранялся укорененным в своих традициях. Когда ему искусственно постарались ввести ценности иного характера, то случилось полное смятение. С привнесением внешнего случился некий разлад с исторической данностью, с укорененностью народа в религиозной, исторической, философской, национальной своей культуре.
Человечество стоит сейчас перед очень опасной чертой — и не стоит, а уже столкнулось — с цивилизационным противостоянием. Я не оговорился — цивилизационным, а это очень опасная вещь, потому что никогда Восток не примет нормы жизни западных цивилизаций. [У них] совершенно иной менталитет, иная историческая сущность, иная религиозная составляющая. И вот этот ад, в какой-то степени искусственно создаваемый, кому-то выгоден…
Видя, что происходит там, мы у нас в стране ни в коем случае не должны наступать на те же грабли. Я сижу сейчас рядом с муфтием и вообще встречаюсь с мусульманами. И всегда говорил, говорю и буду говорить: никогда, ни при каких условиях не поставлю знак равенства между верующим мусульманином и террористом и не позволю своим ставить такой знак равенства, потому что это бесчестно. Но, с другой стороны, нет большего врага для мусульман, чем террористы, которые под лозунгом ислама творят беззакония и жестокости.
Почаще хотел бы встречаться с мусульманами — непосредственно, не только здесь, а то в общинах. И я не против, чтобы у нас [православных] были такие же встречи с муфтием. Почему? Потому что мы — две религии, мы имеем основополагающие моменты, которые нам помогают быть вместе. Первое — мы верим в Единого Бога; мы верим в Бога как Творца и Создателя; мы верим в бессмертие души и верим, что будем отвечать за прожитую жизнь. Это очень важный фактор. Эти постулаты важны, они объединяют нас в сегодняшнем лукавом, нередко развращенном мире. Не говорю сейчас о нашей аудитории, о Татарстане, но говорю в целом о геополитическом [нынешнем] состоянии…
Повторю еще раз — у нас реперные точки затерты, особенно в связи с тем, что сто лет религиозная жизнь каленым железом вытравливалась. А на этом месте нередко вырастали лжерелигиозные ценности, таким был тот же атеизм — это квазирелигия. Кто-то сейчас начнет со мной спорить — пожалуйста, публично. […]