Проповедь Высокопреосвященнейшего Феофана, митрополита Казанского и Татарстанского, за Божественной литургией в день Обретения Казанской иконы Божией Матери в Благовещенском соборе Казанского Кремля
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с великим праздником Обретения Казанской иконы Божией Матери! Для меня это особый день, ибо про Промыслу Божию вступление на знаменитую славную Казанскую кафедру произошло в день памяти Обретения сей святой иконы.
Казанская икона Божией Матери — что за явление, какую роль именно эта святыня сыграла в жизни России? Давайте вспомним исторические моменты, когда обретена была сия святыня, кто, какой святитель впоследствии именно принял эту святыню, еще будучи священником. Конец XVI века, в России назревает смута, смута, которая, кажется, уже могла бы погубить великую державу. Прекратился род Рюриковичей, Романовы еще не взошли на престол, меняются правители, лже-цари, идет междоусобная брань и разборки, то кланяются одним, то другим, и забота об одном — не о народе, не о стране, а о собственных интересах бывшего высшего света тех времен. Но Господь хранил и хранит Россию. Если обезумили те, кто по долгу обязан был хранить Россию, то народ Божий, влекомый силой божественной, через граждан Минина и Пожарского встает на защиту Отечества. А к тому времени уже смиренный Ермоген, которому передала икону девица Матрона — на Патриаршем престоле в Москве. И с иконой, именно с Казанской иконой движется рать народной дружины освободить Москву от незваных гостей. Так и случилось, а затем был построен Казанский собор на Красной площади.
Но что было до того? Именно опять же отсюда, с Казани, вырос будущий Патриарх Ермоген. Кто укреплял его, посаженного в темный подвал, которому не давали пищи, истязали, принуждали принять новую власть и обратиться к народу. Конечно же, и угодники Божии явились, и преподобный Сергий сказал ему, что Господь сменил гнев на милость над народом русским. Но, конечно же, безусловно, все его мысли в эти предсмертные мученические минуты были с Царицей Небесной, с Ее образом, явленным первым в граде Казани. И Царица Небесная защитила народ русский и далее мы знаем из истории, в годины испытаний, при нашествии наполеоновской рати, опять Казанская икона в войсках как Защитница.
Войди в любой храм, народ Божий, и обязательно увидишь образ Казанской Божией Матери, зайди в православный дом, и там будет теплиться лампадка пред образом Казанской иконы Божией Матери. Кажется безбожное время, когда поругана Церковь, рушатся храмы и опять вспоминают о Казанской иконе. По преданию, что некий митрополит Илия с Антиохийской Церкви имел видение, чтобы взяли икону и прошли с ней вокруг столицы. Так и было, и опять спасена Россия.
Но и многое другое — 1905 год, небывалое для России кощунство — похищается икона Божией Матери. Как бы попускается за грядущие грехи, и уже зародившееся зло. А дальше 1905 год — революция, 1917 год — беды и скорби. Но все это прошло, и хотя и список, но этой чудотворной иконы Божией Матери, некогда вывезенный из России, бывавший во многих странах, вновь вернулся сюда, в град Казань, на землю Русскую. Нет, я не оговорился, не говорите мне, что иная земля. Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве. И я не сомневаюсь, что и на тех, кто исповедует иную веру, Матерь Божия и на них простирает свой Покров, ибо видит и знает, что они трудятся здесь, на той земле, где она явилась.
Много водных источников, и они различны по своему содержанию — одни источники воды могут просто утолить жажду, а некоторые — не очень, а есть и такие источники, которые обладают цельбоносными средствами по Промыслу Божию. Так и святые иконы, их великое множество у нас, но есть такие иконы, особо чтимые и особо благодатные, как образ Казанской Божией Матери.
Вот вы знаете, Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Посмотрите, сколько нас здесь, детей Божиих, и разве Мать не будет радоваться вместе с детьми? Конечно, и Она невидимо присутствует с нами сейчас. И мы не должны в этом сомневаться, но что мы должны делать, пришедшие в храм сей, на праздник сей, что мы Ей принесем? К сожалению, одни грехи наши. И здесь одно надо от нас — открыть книгу жизни своей и мысленно покаяться перед Царицей Небесной, дать обещание жить по правде, по совести, по заповедям, — это будет самое дорогое приношение Матери Божией.
Я обращаюсь к вам, мы должны вернуться к вере отцов наших. Посмотрите, наши собратья, бок о бок живущие с нами, — они все в мечети, особенно мужчины, вот недавно был праздник замечательный, святой для мусульман. А где наши мужчины? Вы что, забыли, что вера — это не удел стариков и старух, вера — этот дело сильных. Александр Невский, Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, святитель Ермоген, отдавший жизнь за Россию, Минин и Пожарский, с верою шедшие защищать Россию — это что, слабые люди? Нет. Веру всегда хранили и защищали не только женщины, но в первую очередь мужчины.
Я обращаюсь к тебе, славянин! Вернись к вере своих отцов и благо будет тебе и семье твоей, благо будет Отечеству твоему, которое будет процветать, видя твое нравственное возрождение. Помни, что Бог наш есть не Бог разделения, а Бог мира и согласия. Мы живем бок о бок в просторной квартире России с нашими иноверными братьями, но мы должны жить, каждый исповедуя свою религию, в мире, согласии и взаимоуважении. Это главное, ибо многие хотели бы разделения на религиозной, на национальной почве лишь только для одного — расшатать Россию. И мы, носители разных религий, все равно знаем — нет, не удастся! Мы жили, живем веками и впредь будем жить во взаимопонимании.
Еще раз обращаюсь, сейчас призываю всех вас, чтобы Божественная литургия для нас была молитвой. Оставьте сейчас базары, стройки, бизнес, который у кого-то, может быть есть в головах своих, здесь в храме, оставьте все, оставьте землю, пойдите к Небу молитвенным призыванием и поверьте, наши молитвы непременно будут услышаны Царицей Небесной. Матерь Божия всех нас защитит и сохранит своим Божественным Покровом. Аминь.