Уважаемый Александр!
"Сей род изгоняется постом и молитвой" - отвечает нам Священное Писание. А многие сразу просят: "Отчитайте меня, - изгоните беса". А человека, может быть, и отчитывать нельзя. Господь попустил это человеку за грехи, для спасения. Так написано у апостола Павла в Послании к коринфянам: этого человека надо "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен" (1 Кор.5,5). Так вот, если человек во всем покаялся, стал уже православным христианином, живет по заповедям Господним, и бес его мучает, сокрушает, то в этом случае можно изгонять злого духа. Каким путем? Священник должен каждый день совершать Божественную Литургию, каждый день причащаться, один раз в сутки вкушать пищу, пребывать в усиленной молитве, потому что он идет вести борьбу не с простым человеком, а с самим сатаною, злым духом. Прежде чем одержимого отчитывать, все его родственники должны покаяться, повенчаться, обратиться к Богу. Только тогда священник приступает к этому страшному делу. Он кадит вокруг этого человека, и все родственники усиленно молятся, священник водой все окропляет, а потом начинает читать особую молитву. В это время бес начинает в человеке шуметь, кричать, сокрушать его. Человек падает, изо рта пена идет, и здесь, если Господу угодно, бес выйдет из него. Все зависит от того, как человек будет себя вести.
О вселении бесов в человека
Легион имя мне, яко мнози есмы (Мк. 5, 9). Духи не телесны, потому места собою не наполняют и не занимают, подобно телам. Этим объясняется физическая возможность пребывания многих духов в одном человеке. Действительность же вселения бесов подлежит условиям, которых определить не имеем возможности. Можем только сказать, что вселение бесов не всегда бывает видимым, не всегда обнаруживается известными действиями бесноватых. Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо тела, когда они водят их как хотят через страсти, в них действующие; люди думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил. Как же быть? Будь настоящим христианином, и никакая враждебная сила не одолеет тебя.
Свт. Феофан Затворник
Как входит бес в человека
Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа; тот согласился и предал (Лк. 22, 3-4). Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их и не соглашайся на них — сатана походит-походит около да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему этому злу — мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые — что же делать: без этого никого нет на свете; и греха тут никакого нет. Прогони их — и всему конец; опять придут — опять прогони; и так всю жизнь. Когда же примешь мысли и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость — вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь; как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей — ничего бы такого не было.
Свт. Феофан Затворник
О колдунах и поселении диавола в человека
Прп. Иоанн Дамаскин говорит: “Диаволы не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, разве когда будет сие попущено по смотрению Божию, как случилось с праведным Иовом и как написано в Евангелии о свиньях гадаринских. Но при Божьем попущении они сильны, принимают и переменяют какой хотят мечтательный образ”. Поэтому народное поверье, будто колдуны портят людей, то есть поселяют диаволов в каких им угодно людей, — нелепое и совершенно неосновательное. Не следует поэтому приписывать им особенной силы и страшиться их. Диавол поселяется в людей по попущению Божию, стало быть сам по себе никакой посторонний человек или колдун не может иметь в этом бедствии никакого участия или посредства. Поселяется диавол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для диаволов — выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого; об этом говорит Спаситель наш: “Когда дух нечистый выйдет из человека (изгнанный при Крещении нашем), то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И вот он идет. И если, пришедши, находит его не занятым Богом (когда кто лишится Святого Духа за свою нераскаянную греховную жизнь), тогда идет нечистый дух “и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф. 12, 43—45). Таким образом, люди, одержимые злыми духами, должны жаловаться в своих временных и вечных мучениях не на колдунов, а единственно на одних самих себя.
В угодных же Богу людей бесы не могут войти: бес, изгнанный Прп. Парфением из одного человека, просил указать ему другого, в которого бы он вошел, и когда св. Парфений предлагал войти в него, диавол, сказавши: “Как я могу войти в дом Божий”, исчез.
Четьи-Минеи 7 февраля
Предположение о цели попущения Божия поселяться в человеке злому духу
Ни для чего иного Бог попускает диаволу поселиться в человеке, как для того, чтобы человек в нераскаянных грехах своих не погиб на всю вечность, но чтобы, мучимый бесом, он раскаялся и обратился к Богу, то есть диавол делается невольным орудием спасения того человека, которого замыслил погубить. В этом именно диавол сознавался Прп. Пахомию: “Крепость ваша возросла на меня вочеловечением Бога Слова, давшего наступать на всю силу нашу, поэтому я не могу к вам приблизиться, и когда побораю вас, то бываю виновником пользы вашей”.
Четьи-Минеи 15 мая
Чем и кто может изгонять из человека духа злобы
Сам Спаситель сказал, что духа злобы можно изгнать постом и молитвою, а не силою волшебною (колдовскою). Духа злобы могут изгнать не волшебники, а только св. Апостолы, которым Сам Спаситель дал власть на дусех нечистых да изгонят их, а после их такую власть имеют пастыри Церкви как преемники Апостолов (Мф. 10, 1). Они имеют в Св. Церкви благодатные средства к изгнанию нечистых духов, как-то: молитвы и заклинания в пользу верующих, одержимых нечистыми духами, чтение Евангелия, исповедь, пост, водоосвящение, соборование, приобщение Святых Таин, мощи святых, чудотворные иконы и другие богодарованные средства. Страждущие от духов нечистых должны творить усердные молитвы к Господу Богу, Пречистой Деве Богородице и тому святому, имя которого наречено на них. Особенно болящие должны часто исповедоваться и с приготовлением причащаться Святых Таин. Тогда дух злобы не может жить в человеке. В жизнеописаниях святых видим, что самое сильное средство к отогнанию бесов есть, как возможно частое, от чистого сердца и усердия, приобщение Святых Таин Христовых.
Троицкий лист № 361
Над кем бесы имеют власть
Св. мученик Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский император Гордиан, из дочери которого св. мученик изгнал беса, пожелал своими очами увидеть изгнанного беса. Мученик Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Св. мученик Трифон спросил беса: “Кто тебя послал в отроковицу?” Бес отвечал: “Отец, начальник всякой злобы, сидящий в аде”. Мч. Трифон: “Кто тебе дал власть такую?” Бес: “Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Божия; только по попущению Божию наносим легкие искушения; а над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят; угодные же нам дела суть:
идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти люди опутываются грехами, как сетьми; они — друзья наши, и одна их с нами участь ждет”.
Четьи-Минеи 1февраля
С кем борется враг нашего спасения
Мы (бесы) воюем только с теми, которые вооружаются против нас молитвой, а с ленивыми не боремся.
Пролог 21 февраля
Хотя жена моя и получила несколько облегчения от болезни беснования со времени знакомства нашего с о. Серафимом, но все еще по временам страдала от злобного духа, а потому мы еще решились прибегнуть к старцу за помощию. По приезде в Саров, мы нашли о. Серафима в ближней его пустыньке занимающегося трудами. Он встретил нас очень Милостиво и на просьбу нашу помолиться об изгнании беса сказал нам следующую притчу: “Был в стране Палестинской прозорливый старец, который молился за одного бесноватого, но молитва его не была услышана Богом: бес все-таки не оставлял страдальца, поэтому старец вторично обратился к Господу с сугубым прошением за страждущего. При этом он молил Господа открыть ему причину, по которой дух злобы не выходит из сего человека, открыть, молитвы ли его недейственны или какие грехи останавливают в нем беса. Бог услышал молитву сего старца, и ему было открыто, что тот, за кого он молится, имеет на челе своем проказу, препятствующую изгнанию из него злобного духа”. Сказав это, о. Серафим обратился сначала ко мне самому и начал писать пальцем на челе моем проказу грехов жены моей, а потом, обратившись к ней, так же написал на челе ее мои греховные струпы. Тогда мы, взглянувши с ужасом друг на друга, ясно поняли, что старец через свое перстописание обличил собственные грехи наши.
Из жития Прп. Серафима Саровского
О порче
Скажу касательно Н. и твоего мнения о порче: она слишком суеверна, а ты вольнодумна, подражаешь мнению нынешних умников: будто совсем нет порчи. Назови и меня суевером, я приму и потерплю, но можно доказать, что она есть как из “Житий Святых”, так и на опыте многих видали. Из Писаний отеческих житий только два примера тебе скажу, хотя их много есть: первое в житии св. Макария Египетского (Великого): одна жена была (скажу просто) испорчена, претворена из человека в лошадь и не могла ни пить, ни есть ничего, а только ржала по-лошадиному (вид ее был лошадиный, сама же она оставалась человеком) и молитвами св. Макария получила исцеление; он же открыл ей и вину, за что было попущено такое наказание. Второе в житии свв. Киприана и Иустины: было старание любителя ее привлечь ее к себе через волхвование, но не успел по чистоте девы, непопустившу Богу. Есть еще два случая в житии св. Василия Великого. Веришь ли сим повествованиям, которым и св. Димитрий Ростовский веровал, потому что писал: “Когда веруешь, то, стало быть, есть порча; но на кого она действует? На того, на кого попустит Бог или за греховное житие, или за гордость, или по искусу; а когда нет ничего такого, то не попускает Господь подействовать вражией силе, что видно и на Иустине”. А Н. слишком суеверна: всего боится и не верует, что если не попустит Господь, то никто не может ничего вредного сотворить, а попустит, то не избежать, и надобно лучше стараться отсекать вины, за которые бывает попущение и предаваться верою в Промысл Божий.
Прп. старец, Макарий Оптинский
Св. Иоанн Златоуст в увещании замечает:
“Никогда не выходи, не произнеся слов: “отрицаюся тебя, сатана”, И кроме этих слов еще перекрести чело свое, пусть тогда встречается злой человек, даже сам сатана — ты останешься невредим”. Этот же Отец Церкви утверждает, что христиане изображали крест на дверях, на домашней посуде всякого рода, на кораблях и даже на животных.
Нередко приходили к о. Симеону бесноватые, которых в народе называют обыкновенно порчеными, вероятно, потому, что они, по внушению возобладавшего над ними врага, утверждают, что их испортил такой-то или такая-то. Понимая, что такою хитростью враг поддерживает свое обладание над больными, скрываясь под кровом питаемой в помыслах больных злобы и самооправдания, Симеон лечение таких больных начинал разоблачением пред ними козней вражиих, указывая на действительную причину болезни — грехи, и приводя опять-таки к сознанию и сокрушению о грехах своих. Если лицо, на которое больные свидетельствуют, находится в живых, то Симеон приказывал немедленно испросить у него прощения, а если порча слагается на усопшего, то примириться с ним, отслужив на его могиле о его упокоении панихиду, а затем принести покаяние пред священником и положить начало доброй жизни. У некоторых из явившихся к нему женщин начальною причиною болезни было притворство, обратившееся потом в навык и поработившее их врагу; у других — суеверие, у иных — естественная болезнь, приписывавшаяся ими по неведению порче.
Прп. Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, так как бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей.
Если увидишь, что демоны трепещут даже тени твоей, не думай, что это бывает вследствие твоей добродетели, но отнеси то к молитвам отца твоего, и тогда демоны еще более будут бояться тебя ради смирения твоего.
Прп. Симеон Новый Богослов
Прп. Илларион Великий сказал исцелившемуся от бесов: “Не скорби, чадо: что я делаю для себя, то делаю и для тебя. Ибо если я приму (деньги), то оскорблю Бога, и к тебе вернется легион бесов”.
Великое зло — волхвовать. А многим из христиан кажется делом безвредным склонять к нему слух, собирать приметы, слушать истолкователей. Чихнул кто на слове — говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда; и все это помехи, и люди весьма заметные впадают в сей вредный порок. Но слушай: отвержен Богом народ, предавшийся сему.
Свт. Василий Великий
Ибо таково ухищрение диавола: робкого устрашать угрозами и муками, а мужественного расслаблять ласками, подарками и обещаниями.
Изгнать беса не так важно, как освободиться от греха.
Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают от того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.
На бесноватых старец Леонид возлагал епитрахиль и читал над ними краткую заклинательную молитву из требника, а сверх того помазывал их елеем от иконы Владимирской или давал им оный пить, и было очень много исцелений... Победа над бесами, конечно, одержана была о. Леонидом после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страстного гнева и раздражения. В самые тяжкие дни его жизни никто не слыхал от него гласа нетерпения и роптания, никто не видал его в унынии. Нельзя было не дивиться его всегдашней веселости.
Мысль твоя, что тебя не любят, есть чисто бесовская. К тому же мы обязаны, чтобы всех любить; но чтобы нас любили, мы не смеем требовать.
Прп. старец Анатолий Оптинский
Не спеши оправдываться, ибо читала ты у Аввы: “С оправдывающим себя диавол сочетается”. А лучше старайся укорять себя — это спасительно.
Прп. старец, Анатолий Оптинский
Без помыслов не проживешь. Все равно, как без навозу хлебушка не вырастишь. Премудрому венец сплетают. А кто ими оплетается, тот пусть кается, восстает и спасается. Хоть и с понуждением, ради ложной стыдливости, открываешь их, но все же открываешь. А все являемое, по Слову Божию, свет есть. И диавол, как осиновый лист на ветре, трепещет, когда кто спешит открыть греховные помыслы.
Пишешь: “Сию мысль я долго в себе скрывала, и ничто так не трудно было говорить, как это”. Да в том-то и искусство и коварство диавольское, что он страшит тем, что нам полезно. “Благо есть исповедатися Господеви. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его”. А враг этим старается возбудить ложный страх, ложный стыд, только скажи — ну и пропала.
Прп. старец, Анатолий Оптинский
Где Бог — там и мир. И противное само себя показывает; где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие, там и диавол. Где диавол — там и все губительное, гордое, враждебное.
Прп. старец Анатолий Оптинский
Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как они войдут в людей?
Прп. старец, Анатолий Оптинский
Утверждают, что их испортил такой-то или такая-то, не понимая того, что такою хитростью враг поддерживает свое над больными обладание, скрываясь под кровом питаемой в помыслах больных злобы и самооправдания.
Страждущий от бесов человек должен внимательно рассмотреть себя, припомнить все грехи, совершенные им от семилетнего возраста, и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи искренне исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу, и положить твердое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин.
О молитве “Иже крестом ограждаеми...”: так достигла старица глубокой старости, и враг уже был бессилен ей вредить. Из-за этих тропарей, однако, он явился ей пред ее умными очами сам и злобно говорил, что выгонит ее опять вон за то, что “опять начинает на него лаять сама и щенят своих заставляет”. Она осенила себя крестом, и враг исчез.
О страхе вражием: Тот страх вражий, который вдыхает в нас боязнь смерти или который внушает страшиться преимущества лиц. А так же приводимый в страх демонами имеет в себе страх вражий. И вообще такой страх кажется мне немощию, порожденною неверием, ибо верующий, что есть у него крепкий Помощник, не страшится никого из усиливающихся возмутить его.
Свт. Василий Великий
Один брат впал в прелесть и стал говорить, что удостаивается видений, а был он внешне строгий подвижник, крайне горд. Увидев это, о. Клеопа и поручил одному брату его “пожурить”. Как и следовало ожидать, гордец вспылил — и к настоятелю. “Не могу больше жить я здесь: меня оскорбляют”, — заявил он старцу. На это так отвечал о. Клеопа: “Как же ты говоришь, что удостоился видений, а не можешь терпеть — это прелесть бесовская! В голову камень класть, поститься, на голой земле спать — это пустое. “Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем”, — сказал Господь, а не чудес или явлений каких обещал”.
Чрезмерность поста — от диавола: помню, что и я пострадал за нечто подобное, постясь до того, что потерялся позыв к пище, и я пребывал два или три дня без пищи, и нисколько не желал ее, если бы другие не побудили меня к ее принятию. Так же по коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть, и я в большей был опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна.
Кознь бесов на молитве: когда демоны увидят, что кто-либо имеет усердие и ревность молиться как должно, то во время молитвы влагают ему мысли о чем-либо будто нужном и отходят, а спустя немного опять возбуждают воспоминание о том, подвигая и ум на взыскание того (если вопрос — на решение, если вещь — на приобретение), и он, не находя искомого (решения вопроса или способа приобретения вещи), досадует и скорбит. Потом, когда встанет на молитву (этот усердный ревнитель молитвы), они напоминают ему, о чем он помышлял и чего доискивался, чтобы ум, подвигшись опять к исканию (не решенного прежде), сделал молитву молящегося бесплодною.
Демон очень завидует человеку молящемуся и... приводит в движение все страсти, как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство, чтобы только помешать.
Незадолго до кончины о. Марк был утешен таинственным видением небесных радостей, уготованных праведным. Это видение утешило его от тех искушений, которые наводил на него враг спасения, внушавший ему, что “несть спасения ему в Бозе его”.
И во сне я служу предметом насмешливых мечтаний врагов бесплотных, ставящих меня в бесчисленные посмеятельные, глупые положения, недоумения, бессмысленные строительства, потери, или устрашая меня войнами, пожарами, громами, молниями, землетрясениями и всякими неприятными мечтаниями, или оскверняя сладострастными видами... Хитер враг выдумки и мечтания во время моего сна! То с папами и кардиналами вводит в любезное общение, непременно любезное, заискивающее с моей и их стороны, то с высшими начальниками.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский
Во время пути Господь скоро и державно избавил меня от тайного искушения по поводу воспоминания о лукавом отношении ко мне (годов 10 тому назад) епископа: я осудил себя искренно и просил Господа изменить мои чувства к нему на приязненные и доброжелательные — что и дал мне Господь. Другое подобное чувство неприязни и подозрения было к монахине Порфирии. И за покаяние Господь переменил мои чувства.
Много схимонах Феодор претерпел нападений от нечистых духов. В одну темную ночь, когда он стоял на молитве, вдруг сильные удары посыпались в окно. Встревожился такою неожиданностию, пустынник вышел с молитвою из келий, думая встретить кого-либо из приставших к берегу, но никого не находил. Неоднократно он слышал, как со скрипом затворялась запертая дверь и кто-то входил в сени, поднимался по лестнице на вышку, ходил там, стучал и возвращался вниз. Сначала пустынник обращал внимание на такие случаи, но, познав бесовскую прелесть, впоследствии без смущения продолжал молитвенное занятие. Однажды, вышедши за дверь, увидел там незнакомого человека, который при словах пустынника “Христос с тобой” — исчез.
Для чего православные освящают свои жилища и колодцы? — Чтением Слова Божия и молитвами православные желают оградить дома свои и водные источники от силы демонской. По учению апостола Павла, духи злобы как бы витают в поднебесном мире (Еф. 6, 12). Они скитаются всюду, замышляя против нас злое. Они могут своими прельщениями смущать домашний наш покой, могут вредно действовать на нас через пищу и питье. Потому мы освящаем их словом Божиим и молитвою, чтобы принимать пищу и питье на пользу “с благодарением” (1Тим. 4, 4-5).
Прп. Нифонт получил от Бога дар изгонять бесов и неоднократно в земной жизни своей подавал исцеление несчастным, одержимым бесами (23 декабря). Посему и молятся ему о прогнании злых духов от людей и животных.
Почему бесы не могут спастись? — Бесы не имеют любви и не спасутся, хотя веруют и трепещут; и надежда людей на получение от Бога прощения грехов не может оправдаться без любви к Богу и ближним. Но любовь не деятельная, сопровождаемая добрыми делами, в которых она главным и существенным образом и выражается, не есть истинная. Только та любовь действительная, только та есть истинная любовь, которая выражается в добрых делах; только тогда мы любим Бога и близких своих, когда исполняем заповеди Господни.