268
Спрашивает: Роман
Скажите, пожалуйста, каково идейное содержание таинств - миропомазание и елеосвящение?
Отвечает:

Уважаемый Роман!

Задача, предъявляемая человеку в Таинстве Крещения, была бы для него невыполнима, если бы он не имел в себе постоянного могущественного противовеса, который каждый раз, при всякой борьбе человека с искушающим злом, доводил бы расслабленные грехом силы человека до той степени энергии, которая могла бы противостоять силе искушения, иначе сказать, который ставил бы человека на точке равновесия между добром и злом и предоставлял бы таким образом конечный выбор между ними свободному самоопределению человека. Это именно и подается христианину в Таинстве Миропомазания. Как на Христа Спасителя, по крещении Его во Иордане, сошел в виде голубя Дух Святой и, по предреченным пророчествам, исполнил Его человеческую природу духа премудрости и разума, духа совета и крепости, ведения и благочестия; и страхом Господним (Ис. 11, 2-3), точно так же и на нас вслед за крещением сходит по обетованию Спасителя (Ин. 7, 37-39), тот же Дух Святой, только не в виде голубя, а через крестообразное помазание освященным миром при произнесении слов: "печать дара Духа Святого", и исполняет нас теми же силами, какими исполнил человеческую природу Спасителя. Отныне мы делаемся храмами Святого Духа, отныне Дух Святой живет в нас (1 Кор. 3, 16) и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26), отныне мы становимся носителями Его Божественных сил. Таким образом, через это Таинство со слабыми силами человека соединяются воедино Божественные силы Святого Духа, через что первые делаются вполне достаточными, если только мы употребляем их в дело, для искоренения из существа нашего зла и для возрастания нашего в новой святой добродетельной жизни. Живущая отныне в нас благодать Святого Духа просвещает и вразумляет в истинах веры (Ин. 2, 20, 27), ограждает наше сердце от дурных чувствований, каждый раз вызывая в нем при возникновении их спасительное чувство страха Божия, укрепляет волю в направлении к благочестию и через все это делает нас священством святым, способным приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет. 2,5) и в чувстве сыновства к Богу взывать к Нему: Авва, Отче! (Рим. 8, 15).

Как к Таинству Крещения тесно примыкает Таинство Миропомазания, так к Таинству Покаяния - Елеосвящение. По крайней мере, как Миропомазание всегда предваряется Крещением, так и Елеосвящение - Покаянием. Покаяние предназначено для исцеления недугов души. В этом Таинстве силою благодати Божией грехи навеки изглаждаются из души человека и из книги бытия. Елеосвящение же предназначено главным образом для того, чтобы служить духовным врачевством против недугов телесных. Таким образом, врачевание тела — главная цель этого Таинства, первый непременный благодатный плод его: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне; И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; врачевание же души только присоединяется к Таинству как дальнейший условный плод его: и если он (болящий) соделал грехи, простятся ему (Иак. 5,14-15). Следовательно, Таинство Покаяния исцеляет душу, а Таинство Елеосвящения - тело. Но какие болезни тела исцеляются в Таинстве Елеопомазания? Из вышеприведенных слов апостола видно, что в указанном им случае он разумел болезнь в медицинском смысле слова, как нарушение в организме правильных его функций. Издревле и доселе Святая Церковь, согласно с заповедью апостола, всегда советовала чадам своим в болезнях и такого рода, помимо естественного врачевания, обращаться к врачеванию Таинством Елея. Но из практики Церкви, как отчасти в настоящее время, так особенно в прежние времена видно, что Святая Церковь, допуская в известные времена и в известных случаях совершение этого Таинства над всеми верующими, хотя бы и вполне здоровыми с медицинской точки зрения, видит в Таинстве Елеосвящения не столько врачевание болезней в медицинском смысле, сколько врачевание недугов тела, причиняемых ему грехом, хотя бы эти недуги и не всегда выражались в видимой болезни, требующей медицинской помощи. Вообще, ни прежде, ни теперь Святая Церковь не ограничивает этого Таинства.

Вернуться к списку

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС