Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

 

802
Спрашивает: Наталья
Доброго времени суток! У меня большое беспокойство: я ни разу не причащалась, 5 лет назад я стала крестной, дав обещание причаститься в течении 3-х месяцев - обещания с тех пор не сдержала, периодически меня очень мучает совесть, но чем дальше, тем хуже - мучает больше, идти все труднее. Решила исправить ошибку - что мне делать теперь и что нужно для того чтобы причаститься? Спасибо заранее за ответ!
Отвечает:

Христос Воскресе!

Уважаемая Наталья!

Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его (Еккл. 5,3), — говорит Слово Божие об обетах.

Давать благочестивые обеты — дело похвальное только тогда, когда за обетом следует исполнение, в противном слу­чае это будут одни пустые слова, и даже хуже — это будет ложь пред Богом. Человека, на которого нельзя положить­ся, столько же презирают, сколько уважают того, кто тверд в своем слове; но если это так важно в отношении к людям, то что же должно сказать о том, кто лжет пред Богом?

Стало быть, по нашему легкомыслию и по привычке к обманам, мы забываем в то же время и благодарность к Богу, и дело нашего спасения. Бывают случаи, когда можно не исполнить обета или от­ложить его надолго: если он, например, состоит в том, что­бы сходить на поклонение к святым местам, и если при этом ты человек зависимый и не получал на то увольнения, тогда ты не будешь виноват в неисполнении своего обета. Если ты обещался что-нибудь пожертвовать на богоугодное дело, и все добро твое в то же время погибло от огня или похищено, ты, конечно, не можешь тотчас исполнить данного слова, но это не освобождает тебя на будущее время. Впрочем, такие случаи редки, а большею частью мы не исполняем наших по лени, по нерадению и легкомыслию, по недостат­ку честности и твердости в данном слове. Есть и еще причина неисполнения обетов — недостаток любви к Богу. 

Если мы поймем всю возможность исполнения обетов, то, конечно, не будем давать их легко­мысленно. Лучше вовсе не обещать, если не чувствуешь в себе довольно твердости для исполнения; обещая же, поло­жим себе за правило быть твердыми в данном слове, не по­зволяя лени и суетности отклонить нас от этого и ценя слово свое выше денег; а более всего не будем подчинять дела Бо­жий суетности мира: не оставим нашего благого обета из страха быть осмеянными людьми, забывшими Бога. Вспом­ним лучше дела Господа, укрепляя тем наш слабый дух: Бог обещал Аврааму обетованную землю и Сына, от Которого произойдут народы (Евр. 11, 9—11), — и исполнил; обещал даровать нам Спасителя — и исполнил. Подумайте, что было бы. с нами, если бы Господь, обещая Сына своего на смерть за грехи наши, ограничился одним обещанием? Без пришествия Спасителя, кто бы искупил нас от смерти вечной? А мы еще стыдимся исполнять свои обеты, стыдимся явно исповеды-вать нашего Бога и Спаса, легкомысленно подвергая себя страшному наказанию, которое грозит тем, кто постыдится Иисуса Христа. Кто отречется от Меня пред людьми; отре­кусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мат. 10, 33). («Благог. размышл.», стр. 119—123.)

Конечно же, Вам необходимо покаяться в этом грехе на Таинстве Исповеди.

Исповедь и Причастие требуют к себе особой подготовки и особого отношения.

По существующей традиции в эту подготовку входит трехдневный пост, подразумевающий воздержание от скоромной пищи (разрешается только растительная, если, разумеется, человек не имеет никаких тяжелых заболеваний), обязательное присутствие накануне дня Причастия за вечерним богослужением и исполнение установленного молитвенного правила. Правило это включает в себя три канона - Покаянный Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю - и Последование ко Святому Причащению (все это есть практически в каждом молитвослове). Читать его принято в день перед Причащением, впрочем, если человек не имеет еще достаточного навыка к молитве, то можно для облегчения молитвенного труда разделить его, прочитав каноны в первые два дня, а Последование ко Святому Причащению уже накануне Причастия.

Подходя к Чаше, руки надо сложить крест-на-крест (правую поверх левой). В это время необходимо сознавать, что мы недостойны такой милости Божией (соединения с Его пречистым Телом и Кровию) по своей греховности (все равно все грехи мы перечислить не сможем, хотя и надо стараться сказать священнику на исповеди все, чем огорчили Господа) и подходить к Чаше с благоговением, с чувством вины перед Творцом. Просите, чтобы Вам причаститься не в осуждение; можно, искренне раскаиваясь в своей законопреступной жизни, читать молитву: "Боже, милостив буди мне грешной". После причастия от разговоров вообще лучше удерживаться, а священнику говорить ничего не нужно. Необходимо поцеловать Чашу (низ Чаши, символически изображающий ребро Христа), а затем идти запить принятые Дары (Кровь и Тело).

Что же касается Исповеди, то в таинстве святого покаяния нам дана возможность отложить тяжкое бремя греховное и разорвать вериги греха.

На исповеди человек вслух кается перед Богом за совершенные грехи в надежде на их прощение. Если при этом есть покаяние, т. е. осознание греховности и желание исправиться, то грехи действительно прощаются Самим Господом, по средством разрешительной молитвы священника.

К этому спасительному таинству надо прибегать как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.

Для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к таинству покаяния - говение. Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого благословения духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувствований, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, более обычного прилежать к молитве домашней, досуги посвящать чтению творений святых отцов и житий святых.

Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное - даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех - окаменное не чувствие - исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться сердца и во время самой исповеди - смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.

Условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом действенно - прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми.

Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Разрешены же грехи могут быть только в церковном таинстве покаяния, совершаемом священником.

Исповедь - это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения во грехе.

Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина, но исповедь - это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.

Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния - чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Дай Вам Бог помощи!

Вернуться к списку

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС