Вопрос-ответ

Дата: 
25.04.2007 16:09:01   Количество просмотров

Добрый день!
Очень часто в беседах о вере неверующие люди спрашивают - как же Бог допускает, чтобы люди, дети разбивались на самолетах, погибали в автокатастрофах, от рук насильников и т.д., если без Его воли даже волос с головы не упадет?
Дайте , пожалуйста, объяснение.
Спасибо.

Спрашивает: Андрей

Отвечает:

Христос Воскресе!

Уважаемый Андрей!

Безусловно, любая смерть тяжело переносится родными и близкими, особенно если она носит трагический характер. Как правило, люди задаются вопросом: что является причиной смерти родного человека? Мы часто вопим к Небу, грозя сжатыми «праведным» гневом кулаками: «Куда Бог смотрит? Почему гибнут невинные дети?» Мы задаём Небу наши роковые вопросы, совершенно уверенные в том, что, если бы не молчание Божие, невинные младенцы не погибали бы, и вся тварь не страдала бы и не мучалась бы доныне! Какие бы несчастья ни обрушились на род людской, разве хоть в одном из них род сей «прелюбодейный и грешный» усмотрит свою вину? Нет, у нас, как всегда, виноват только Тот, Кто за нас же принёс Себя в Жертву!

Даже разбойник благоразумный понял, что «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк.23.41), а мы, неразумные потомки его, всё ищем виноватого в своих несчастьях, всё подозреваем Небеса в равнодушии к нашим скорбям, на все лады повторяя один и тот же вопрос: «За что, Господи?»

Господь призывает к Себе всех, но не все к Нему приходят, а если приходят, то все идут по-разному. Сколько людей, столько в Царствие Божие путей... Порой человек омрачен грехом так, что не знает, как ему от греха проснуться. Бывает, стоит погибнуть сыну, и мать с отцом "просыпаются" от греховной жизни. Приходит в церковь, к Богу - каются. Господь забирает человека, зная, кого когда забрать. Человек достигает расцвета своего, он уже не станет лучше - и Господь в этот момент его забирает из жизни. А сколько человеку - сто, пятьдесят или десять - неважно. Богу виднее. Он - Творец. Мы не имеем права указывать Ему.

Относительно недавно в нашей стране произошли события, которые всколыхнули весь мир.

Да, Бог, безусловно, всемогущ. Он Своей волей сотворил мир и человека. Но есть одна область, в которой Божественное всемогущество как бы ограничивается, — это человеческая свободная воля. Человек — существо, наделенное свободой. Пожалуй, это самый драгоценный дар, который ему дал Бог. И все то зло, которое твориться в мире, есть результат деятельности человеческой свободной воли. Терроризм, как зло, проявляется наиболее ярко и очевидно. События в Беслане шокировали мир, но сколько фактов убийства, насилия, жестокостей нам не известны? Оградить людей от всего этого, было бы равносильно лишить человека его свободной воли. Именно поэтому, добро и зло пересекаются, именно поэтому от тех или иных действий злого человеческого произволения страдают невинные дети. Более того, именно они, будучи беззащитными, и являются основными объектами насилия и уничижения. Необходимо вновь напомнить слова апостола Иоанна Богослова: «весь мир лежит во зле» (1Ин. 5,19). От этого зла страдают не только невинные люди, но и Сам Воплотившийся Бог был распят на Кресте. На фоне этих фактов добро кажется хрупким и беззащитным, но это не так. Зло не имеет онтологического бытия. И всякий человек, обладающий злым сердцем, переходя в вечность, ощущает свою ущербность и несостоятельность. Напортив, доброе сердце обретает блаженство и покой.

Как же нам согласовывать смерть невинных людей с Божественным Промыслом? Современный мир рассматривает смерть как абсолютное зло. Христианство видит в смерти лишь переход от одного образа бытия к другому. Христос говорит: «не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать, но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12, 14). То есть главной трагедией человека является не смерть его тела, а духовная смерть его души. С христианской точки зрения плохо не то, что человек умер в 20, а не в 60 лет, ужасно то, что смерть настигла его в том состоянии, когда душа его заражена гнусными страстями и была безразлична к добру, любви, состраданию и милосердию.

Суды Божие непостижимы для нас, смертных и падших, и есть много причин, по которым Господь соизволяет забрать того или иного ребенка к Себе. Это полезно и самому ребенку, и его родителям или родственникам, и прочим взрослым, знавшим его. Если мы верим в благость Бога и знаем, что Он все делает только к лучшему для нас, то никогда не смутимся смертью невинного ребенка.

С младенцами как раз проще всего. Они греха не имеют и отходят в Царствие Небесное, им не за что отвечать. Неожиданно умирают люди в землетрясениях, наводнениях, под случайными обвалами зданий, в сошедшем с колеи поезде или врезавшемся не туда куда нужно самолете (это мы теперь слишком хорошо знаем). Лес рубят – щепки летят. Умирают потому, что представители одной национальности возненавидели людей другой и не склонны просто человека друг в друге видеть. Они знают, что есть враг, которого нужно уничтожать, и им дела нет, кто перед ними – воин, женщина или ребенок. Такой видимой несправедливости в мире очень много. У христианина на этот вопрос есть уже окончательный ответ. Эти случайности нельзя запланировать, но мы, православные, не имеем права говорить, что люди эти греховнее нас, поэтому они так страшно погибают. Мы только можем сказать, что такую же незаслуженную смерть принял за каждого из них Господь Иисус Христос на Кресте. И он незримо присутствует рядом с любым погребаемым под обломками зданий, утопающим в волнах, несправедливо и жестоко убиваемым человеком. Он его никогда не оставит. Нет слезы, которая была бы пролита, и которую Христос потом не отер. Или горя матери, потерявшей ребенка, которого не было бы "засчитано" в Царствии Небесном. Это наш единственный и окончательный ответ.


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →