Вопрос-ответ

Дата: 
16.04.2007 3:49:15   Количество просмотров

Здравствуйте, скажите пожалуйста, можно ли делать себе татуировку, если её символика состоит из добрых знаков.
И второе: что есть наша душа? Почему дьявол старается заполучить её и как остаться добрым там, где правят грех,безверие и нет любви.
И,если это возможно, напишите ,пожалуйста, молитву для очищения души от зла и искуса.
Да хранит Вас Господь.

Спрашивает: Максим

Отвечает:

Христос Воскресе!

Уважаемый Максим!

Такого рода украшения и изображения своими корнями уходят в язычество, отсюда естественна отрицательная реакция Церкви. Еще в Ветхом Завете говорится о грехе такого рода: е делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен". (Лев.19:26-30)

Теперь посмотрим на этот вопрос с позиции Нового Завета. Тело – это то, что даровано нам Богом: по крайней мере, православный христианин будет исходить именно из этого. Человек великое творение Божие. Используя свое тело как художественный холст, делая в нем никому не нужные дырки и вставляя в них железки, мы не приносим пользы не себе, ни своему здоровью, а вот Богу наносим оскорбление, уродуя образ Божий, по которому создан человек.

Возьмёмся ли мы забивать гвозди в соседский автомобиль? Не думаю. Кроме того, Священное Писание Ветхого Завета запрещает разного рода «надрезы» и тому подобное – всё то, что можно истолковать как шрамирование, пирсинг и клеймление. Что же до косметики (макияжа и окраски волос), то и здесь Писание, устами апостола Павла советует не увлекаться – истинная индивидуальность не в покупных «мульках и фенечках», а в свойствах души.

Как бы отнесся художник, к человеку, который на его готовой картине взял бы, да и пририсовал чего-нибудь интересненькое на его взгляд? Если мы умеем уважать права художника на свои произведения, то нужно научиться уважать и творение Божие. Человек создан для святости и тело его свято.

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии". (1Кор.6:19,20)

Душа – это не «бестелесное тело», душа есть принцип жизни человека. Все человечество взаимосвязано, все человечество это как бы один человек, и Ваш вопрос должен быть рассмотрен именно с этой точки зрения. Душа человека принадлежит в первую очередь Богу, Который есть ее Творец, Жизнодатель, поэтому разрыв с Богом является смертью, постоянным самоуничтожением. Душа принадлежит и самому человеку, потому что она и есть сам человек, сама личность. И так как все человечество взаимосвязано, то действие на душу человека оказывают определенным образом все люди и в большей степени близкие. Когда кто-то пытается продать или проиграть душу другого – это невозможно, он в этом случае он вредит в первую очередь самому себе, и тень его греха падает в бездну заблуждений всего человечества. Подобным образом и добор сделанное кем-то в некоторой мере освящает все человечество. Помните, что человечество – это единый организм. Личностность, индивидуальность при этом не отрицаются, а наоборот утверждаются, только не как эгоцентризм, а как реальное бытие. Как мы уже сказали душа – это принцип жизни человека, поэтому некоторые святые отцы указывали только на тело и душу, дух же как принцип личности для них был не то чтобы отстранен, а неявно присутствовал, как сущностное единство души и тела. Более систематичны и не менее глубокомысленны были отцы, которые говорили о духе, душе и теле, выделяя дух как высшее начало в человеке, начало объединяющее, личностное. Подводя некоторый вывод можно сказать, что непостижимость человека, его душа (+ «дух»)– образ ипостаси Бога Отца, тело – образ Ипостаси Сына, и личность человека (дух человека) – образ Ипостаси Духа Святаго. Когда святые отцы порицали жизнь телесную – это не порицание тела как такового, а порицание зацикливания на телесных нуждах, когда высшее, то что от непостижимого Бога, уходит на второй план. Когда восхваляли отцы жизнь духовную, они не отрицали тела, а наоборот утверждали его возможность быть соединенным с Божией благодатию, утверждали, что Бог должен быть в центре наших интересов. Важно помнить, что человек един и целостен во образ Единосущной Троицы.

Предлагаем Вам подробнее прочитать об этом в книге "Дух, душа и тело", автором которой является архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Замечательная книга по апологетике человека, который всю жизнь служил Богу и защищал веру и Церковь делом, словом и писанием. Этот труд будет и впредь помогать многим и многим в обретении веры, радости о Господе и в преодолении "антирелигиозных предрассудков".

Для того, чтобы очистить свою душу от всякой скверны Вам нужно начать духовную жизнь: ходить чаще в храм, вспомнить все свои грехи и исповедовать их перед священником и затем приобщиться Святых Христовых Тайн.


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →