Вопрос-ответ

Дата: 
27.03.2007 20:40:43   Количество просмотров

У святых отцов говорится, что, связывая жизнь со Христом, мы должны быть готовы к искушениям, и чем они сильнее, тем более Господь любит нас. Правильно ли понимать, что до воцерковления человек имеет меньше искушений, а после - будет иметь их все больше и больше? Не будет ли для новоначальных естественным сделать такой вывод: “Зачем же и так тяжелую жизнь делать умышленно тяжелее?”

Спрашивает: Марина

Отвечает:

Уважаемая Марина!

В этом рассуждении не все правильно. Христианство, действительно, подвиг. Иисус Христос не обещал апостолам, что если они примут крещение, то у них будет ангел-хранитель, который станет защищать и оберегать их от всего вредного, что жизнь у них будет хорошая и счастливая, а сами они - здоровые и богатые. Ничего такого Он не говорил! А говорил Он так: "в мире скорбны будете", "Царствие Божие силой берется, и трудники получают его", "будете ненавидимы всеми за имя Мое"...

Поэтому, если человек хочет хорошей и счастливой жизни здесь, на земле, ему нужно служить не Богу, а диаволу. Господь не заповедывал нам любить ни этот мир, ни того, что в этом мире. Я имею в виду Господа Иисуса Христа, потому что есть другие - маленькие "боги". Вот они, например, часто обещают успехи в бизнесе, хорошее здоровье, хорошую женитьбу и так далее... В христианстве - не так.

Что значит - искушение? Искушение - это экзамен. Время от времени Господь попускает какому-то искушению для того, чтобы нам самим проверить себя: действительно ли мы христиане, умеем ли мы прощать, умеем ли терпеть, умеем ли любить? Есть такая поговорка: "Без терпения нет спасения". А как узнать, иду я по пути спасения или нет, если Господь не попустит мне что-то потерпеть? Если умею терпеть - значит, иду по пути к спасению. Если раздражаюсь, ропщу на Бога: "За что же мне это, да чем я это заслужил, такой хороший?" - значит, я еще не научился терпению и не нахожусь на пути спасения.

Известно из опыта святых людей, что Господь не попустит искушения больше, чем человек сможет понести. Но дается это по вере человека. Чем выше он продвигается по пути духовной жизни, тем сложнее и тоньше бывают у него искушения. Конечно, Господь человека не искушает намеренно, желая его погубить. Нет, каждый искушается собственной похотью. Для чистого - все чисто. Если в нас, например, живет какая-нибудь болезнь сребролюбия, тщеславия, блуда или уныния, то Он искушает нас именно этим, чтобы мы, преодолевая это искушение, закалялись в нем. Вот то, что болит в душе, нашу страсть мы и должны преодолевать, чтобы вместо этой болезни пришла к нам врачующая нас благодать Святого Духа. Дух Святой очищает нас от всякой скверны!

Кто хочет легкой жизни здесь, на земле, тому не надо идти ко Христу. Зачем? Ведь быть православным - значит, три часа выстаивать на всенощной, потом час - на исповеди, надо исповедываться, поститься почти полгода. Ударили тебя - сдачи не давай, а прости; попросят что-нибудь - дай, а взамен ничего не проси!.. Но если имеешь серьезное желание душу из поганой сделать христианской - тогда да! Конечно, дается это с трудом, потому что грех врос в нас глубоко и его нужно буквально с мясом отрывать, что часто бывает очень болезненно. Разумеется, трудно бывает, трудно и для детей, и для взрослых. Потому что христианство - это великий труд и подвиг. Тех христиан, которые чего-то достигли по милости Божией на этом пути, называют подвижниками. Христианин не может не быть подвижником. Поэтому тот, кто хочет принять Крещение, действительно обрекает себя на подвиг.


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →