17 ноября. Память преподобного Иоанникия Великого

3244
Фото

Седмица 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Иоанникия Великого (846). Священномучеников Никандра, епископа Мирского, и Ермея пресвитера (I).

Преподобного Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Никандра Городноезерского (XVI). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584).

Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1931); преподобномученицы Евгении Лысовой (1935); священномученика Александра Петропавловского пресвитера (1937); священномученика Исмаила Базилевского пресвитера (1941).

Преподобный Иоанникий Великий

Преподобного Иоанникия в миру звали Воила, он был из крестьянской семьи, жившей в Вифинии. Семья святого придерживалась иконоборчества, но сам он после беседы с неким старцем обратился к Православию. В юности он нёс воинскую службу в Константинополе в отряде дворцовой стражи. После того как Воила спас от гибели знатного вельможу, святой решил оставить мир. В 807 году он принял постриг. Кондак святому отмечает обильный дар чудотворения, который был дан ему Богом после многих лет подвига: «врач же крепчай ший явился еси, но яко приял еси благодать исцелений , просящим тя подаждь исцеление». На некоторых иконах святого изображают с хартией в руках, на которой написана молитва, входившая в его ежедневное правило: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Трои це Святая, слава Тебе».

Священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер

Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер (I), ученики святого апостола Тита, были рукоположены им в священный сан. За усердную проповедь они были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию. Лютые, нечеловеческие муки вынесли святые за исповедание Христа. Их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.

Блаженный Симон Юрьевецкий

Блаженный Симон принял на себя подвиг юродства Христа ради. Зимой и летом ходил босой, в одной льняной рубахе. От строгого поста кожа его иссохла и почернела. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Поселившись в городе Юрьевец, он все дни проводил на церковной паперти, где возносил горячие молитвы ко Господу. Однажды Симон зашел в дом к воеводе, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Блаженный тяжело заболел и предал Богу душу. На его похороны собралось множество народа. Воевода раскаялся в своем согрешении и щедро раздавал бедным милостыню, но денег у него не убавлялось. Воевода понял, что такова милость к нему угодника Божия.

Евангелие дня

Одним из важных понятий современной жизни является приватность. Частная жизнь, частная территория, частная собственность — мы не хотим и боимся пускать других в свою личную жизнь. Но что о приватности говорится в Священном Писании? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время Богослужения.

Глава 12.

02Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

03Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

04Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

05но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

06Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

07А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

08Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

09а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

12ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Уже первый стих сегодняшнего чтения может повергнуть современного человека в шок и заставить почувствовать отторжение. Для верующего этот текст авторитетен, а неверующий будет готов с ним спорить. Ладно, если речь идёт о тайне, которую знают двое, о тайне записанной, сфотографированной, снятой на видео, или наконец о той, которая может быть доступна средствам слежения, с этим ещё можно согласиться. Такая тайна действительно может быть раскрыта. Друг может разболтать секрет, носители могут быть взломаны, а через камеры и телефоны при большом желании можно подсматривать и подслушивать. Но даже это только возможно, а не обязательно. Тем более, если речь идёт о тайне, которую знает только один человек. Если он никому не расскажет, если никто не подслушает и не подсмотрит, то никто и не узнает. Конечно, можно предположить, что речь идёт о Последнем Суде, на котором мы, представ перед Богом, не сможем ничего утаить, и все наши дела будут свидетельствовать о нас, как злые, так и добрые. Но речь явно не только и даже не столько об этом. Контекст того, о чём говорит Христос, очевидно подразумевает, что сокровенное станет явным перед людьми, и тайное откроется перед всеми. Но что же Он имел в виду? Сама фраза о том, что всё тайное становится явным, уже давно стала пословицей, и мы практически не помним контекста, в котором она звучит. А ведь у неё есть предыстория, из которой многое становится понятным. В конце 11-й главы мы становимся свидетелями очень напряжённого разговора Спасителя с книжниками, фарисеями и законниками, которые всячески пытаются его поймать на слове и обвинить, в то время как Он обличает их в лицемерии. По Его мнению, они давно выделили в законе две части — культовую и нравственную. Культовая, хотя и была трудна внешне, не предполагала духовной работы и изменения сердца. Её они приняли и всё время демонстрировали другим. В свою очередь нравственная подразумевала любовь к Богу и к ближнему. Они внутренне отвергли её и жили своими интересами, пренебрегая справедливостью и милостью. Впрочем, стремясь к общественному признанию и почитанию, они тщательно скрывали своё двуличие и внешне вполне походили на праведников. Подразумевая это их двуличие, Спаситель и говорит, что всё тайное станет явным. Ты можешь говорить любые речи, можешь носить самые правильные одежды, занимать очень важный статус, но если ты в сердце выбрал себя, а не Бога, если собственные вкусы и предпочтения стали для тебя важнее Его воли, ты не сможешь этого утаить, даже если очень захочешь. Именно поэтому Господь говорит, что хула на Него, как на Сына Человеческого простится, ведь Он пришёл в образе раба и Его можно было не узнать. Но как человеку не узнать Бога, если Он постучался в его сердце? Тут уже точно человек будет вынужден сделать выбор, который в итоге отразится на всей его жизни.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Исполнение внешних церковных предписаний необходимо, потому что они помогают человеку мобилизовать волю, победить свои слабости. Лень идти в храм, но, желая исполнить предписания церковного устава, мы идем в Церковь и стоим во время богослужения, преодолевая, может быть, усталость, некий внутренний дискомфорт. Через это напряжение своих сил мы приближаемся к Господу, потому что стараемся быть ближе к Нему. Точно так же и пост. Будучи как бы внешним предписанием, он преследует одну-единственную цель — изменение внутреннего состояния человека, и, исполняя эти внешние предписания, мы можем многого добиться. Но при всем том, если наша религиозная жизнь не сопровождается совершением добрых дел, если в сердце мы не чувствуем любви и расположения к людям, если мы проявляем черствость и к ближним, и к дальним, значит, мы повторяем грех фарисеев.

Что такое Божественное Откровение?

Божественным откровением, во-первых, называется действие Божье, которым (посредством которого) Он открывает миру, человеку те или иные истины, те или иные требования Своей святой воли; а во-вторых, сами открытые Богом истины, требования.

Различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.

Естественное откровение — то, которое передается и воспринимается людьми естественным образом. Сверхъестественным Откровением Божьим называется то, которое преподаётся (а нередко и воспринимается) сверхъестественным способом.

Естественным образом Бог частично открыт и открывается в делах творения, как Создатель и как Промыслитель (некоторое подобие этому усматривается в том, как открываются в своём творчестве, в своих произведениях, писатель, поэт, музыкант, художник, скульптор, архитектор и т. п.).

Сверхъестественным образом Бог открывается людям в особых случаях. Формы передачи сверхъестественного откровения могут быть различными. В Св. Писании отмечены случаи, когда Бог открывался во сне, посредством голоса, через Ангелов и пр. Полнота откровения, направленного на спасение людей, была дана воплотившимся Богом.

Крайности в подходе к духовничеству

1. Поиск духовника высоких дарований. Иногда говорят: я редко исповедуюсь, никак не могу духовника себе найти. Нередко такого рода оправдание имеет в основе чрезмерную надежду грешника на личные возможности духовника, при недостаточном уповании на Бога. В противовес этой позиции стоит то догматическое положение, что от греха нас очищает не человек, но Господь. Неужели наш духовно-нравственный уровень столь высок, что обычный батюшка нас не устроит? Лучше иметь «обычного» духовника, чем руководить собой самостоятельно. Ведь мы пристрастны, нужен взгляд человека, независимого от наших страстей.

2. Поиск душевного, а не духовного духовника, того, кто обаятелен и снисходителен, приятен в общении. Главный же критерий духовничества — не удовольствие от общения, а духовное продвижение, борьба со страстями и обретение добродетелей.

3. И последняя крайность — попытка обойтись без духовника. Один мудрый человек сказал: «Я не могу поверить, что Бог нам дал разум, а потом запретил им пользоваться». Однако полезно и смирять свой падший ум, ставя высшим авторитетом учение Церкви, рекомендации духовника. Иначе дьявол может нас запутать. Он несколько тысяч лет специализируется в области соблазнения людей, у него значительно больше опыта, чем у нас.

Зачем мне исповедоваться в присутствии священника, если можно это сделать напрямую Богу?

Одно не исключает другого. Исповедание греха состоит из 3-х этапов:

1. как только осознал грех — напрямую Богу;

2. подводя итоги дня — напрямую Богу (на вечернем молитвенном правиле);

3. в Таинстве Исповеди — напрямую Богу при свидетельстве священника (получая разрешение от греха). Сам Бог (Ин.20:23) дал Своим апостолам, а далее, через апостольское преемство, епископам и священникам возможность разрешать христиан от грехов. Поэтому исповедоваться мы можем в любой форме и кому угодно, но получать разрешение от грехов установлено от священников и епископов.

P.S. Практика показывает, что тот, кто задаёт такой вопрос, в реальности Богу напрямую не исповедуется.

Нравственное доказательство бытия Божьего: почему мы обязаны?

Нравственное доказательство бытия Божьего опирается на наш моральный опыт. Мы все — верующие и атеисты — хвалим или порицаем других людей. Но это возможно только в том случае, если мы обращаемся к какому-то обязательному для всех людей нравственному закону. Все люди обязаны поступать определенным образом и заслуживают осуждения, если не поступают.

Но кто налагает эти обязательства? Природа? Природа не является волящим субъектом и поэтому не может налагать обязательств. Общество? Но мы легко можем привести примеры того, как нравственный долг требует выступать против общества (например, нацистского). Кроме того, существуют разные общества с разными требованиями. За кем именно мы должны признать право обязывать всех людей? На каком основании?

Всеобщий нравственный закон, обязательный для всех людей, требует надчеловеческого законодателя, и этот Законодатель — Бог.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанникия Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанникия Великого

глас 8

Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй/ и сущия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший явился еси,/ но яко приял еси благодать исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зовем:// радуйся, отче Иоанникие.

Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах

глас 5

Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.

Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского

глас 8

Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.

Тропарь священномученика Никандра

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никандр/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Тропарь блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого

глас 8

Яко воистинну гласа апостольскаго/ послушатель был еси, блаженне Симоне,/ Христа бо ради изволив имети буйство,/ в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы,/ терпением убо пачеестественным Христа подражав,/ посрамил еси льстиваго всю гордыню,/ тем и в лютых ранах,/ якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси,/ идеже и ныне утешаяся, посещай град твой,/ почитающий любовию святую память твою.

Кондак блаженного Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого

глас 4

Возгоревся рачением Горним,/ жестость вольнаго юродства паче всех сладких мира предпочел еси,/ отонудуже повинуся ти огнь,/ от егоже запаления град твой Юрьевец избавил еси,/ и воды немокренно, яко по суху, прешел еси,/ и хотящия быти предрекл еси,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся и о нас,/ поющих тя, блаженне Симоне, поминай.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Иоанникий Великий (846 г.)
Жития святых 17 ноября 2016
Преподобный Иоанникий Великий (846 г.)

Родился в 752 г. в селении Марикати (Вифиния) и в молодости служил отечеству на поле брани, обладая удивительной силой и мужеством.