29 мая. Память преподобного Феодора Освященного, игумена

3993
Фото

Седмица 7-я по Пасхе
Поста нет. 16 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прпеподобного Ефрема Перекомского, Новгородского, чудотворца (1545).

Преподобных Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (III). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блаженной отроковицы Музы (V). Преподобных отцов, в Лавре святого Саввы избиенных (614). Святителя Георгия II, епископа Митиленского (IX). Мученика Вукашина (1943) (Серб.).

Преподобный Феодор Освященный

Преподобный Феодор был ближайшим учеником преподобного Пахомия Великого. Он получил прозвание «Освященный», потому что первым из монашествующих Тавеннисской обители был рукоположен в сан пресвитера. Происходя из богатой египетской семьи, преподобный Феодор в четырнадцать лет тайно ушёл из дома, чтобы подвизаться под руководством преподобного Пахомия. Достигнув обители, он с любовью был принят преподобным Пахомием, который получил уведомление от Бога о приходе юного подвижника. Святой Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно в полном послушании своему наставнику и любви к братии. Видя преуспевание своего ученика, преподобный Пахомий поставил его строителем Тавеннисского монастыря, а после смерти великого аввы Пахомия святой Феодор стал во главе всех фиваидских обителей.

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

Епископ Александр — ученик великого учителя Церкви и писателя Климента Александрийского. Во времена гонений императора Септимия Севера, будучи епископом Флавии Каппадокийской, святитель Александр три года томился в темнице. После освобождения отправился в паломничество в Иерусалим, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии. По небесному откровению, в 212 году епископа Александра избрали соправителем престарелого Патриарха Наркисса. Это крайне редкий случай в практике древней Церкви. Александр 38 лет мудро управлял Иерусалимской Церковью, много потрудившись в христианском просвещении. Он собрал большую библиотеку из книг Священного Писания и творений христианских писателей. Во времена гонений императора Декия на суде твердо исповедал Христа, был брошен в темницу, где и скончался.

Священное Писание

Деян., 45 зач., XXI, 8-14

8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.

9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.

10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, 11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.

12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.

13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.

14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!

Ин., 49 зач., XIV, 27 — XV, 7

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. || Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Глава 15.

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7

Господь Иисус Христос — лоза, дерево виноградное; христиане — ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный — вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, — ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, как во многих странах, где провозглашается свобода вероисповедания, — одновременно происходит закабаление Церкви, потеря ее свободы. Эта свобода предполагает исповедничество. Не может быть свободы Церкви без исповедничества. И когда мы говорим о ее свободе, мы должны понять, что речь идет не только о каких-то властных структурах. Речь идет о центрах влияния, о тех центрах, из которых исходят опасные и губительные для рода человеческого заблуждения. И сохранение свободы перед лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является, с одной стороны, нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны — всегда предполагает путь исповедничества.

Архимандрит Парфений (Мурелатос): «Когда молитесь закройтесь в сердце своем»

Христос говорит в отношении молитвы: «Спешите молиться! Бодрствуйте и молитесь! Ибо не знаете времени и часа, когда Сын Человеческий придет». Вечером, утром или в полночь? В другом месте Господь говорит: «Когда молитесь — закройтесь в сердце своем». Внутри себя. А все остальное должно остаться снаружи. Потому что демон, искушая людей, не дает им возможности молиться. Старается. Мы можем в течение дня делать все, что угодно: ходить, заниматься делами, читать, играть… И он нас оставляет — делайте, что хотите. И как только мы берем в руки четки: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» — будет звонить телефон, в дверь кто-то постучит, в окна кто-то начнет стучать. Кто-то будет в потолок стучать. Разные мысли в голову придут. И бес не дает людям помолиться. По возможности человек должен с самого юного возраста учиться молиться. Потому что молитва — это то звено, которое объединяет человека с Богом.

Свойство Божие — святость

Святость Божья проявляется в том, что Бог Сам в Себе чужд какой-либо греховности, действует исключительно на основании побуждений к добру, одобряет в разумно-свободных творениях то, что в них согласно с Его нравственным законом, и ненавидит беззаконие, зло. В строгом значении слова свят только Господь. Когда мы говорим о святости Божьих святых, мы подразумеваем их нравственное совершенство, нравственную чистоту, особую близость Богу (особую духовно-благодатную связь с Богом). Святые святы по благодатной причастности Тому, Кто свят по естеству.

Добродетель кротости

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим... (Мф.11:28-29).

По словам преподобного Иоанна Лествичника, добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодора Освященного

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Феодоре:/ постом, бдением, молитвою небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Феодора Освященного

глас 2

В дому Божии, яко финикс, процвел еси,/ плоды же добродетелей Господеви принесл пощением изрядным,/ отче преподобне,/ темже и ублажаешися,// яко Безплотных равностоятелен.

Тропарь преподобного Ефрема Перекомского

глас 4

От юности твоей весь Богови поработился еси, блаженне,/ и Того ради любве отечество и род оставил еси,/ в пустыню вселився,/ в нейже жестокое житие показав,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Ефреме преподобне./ Моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Ефрема Перекомского

глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждся,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний./ Тем зовем ти:/ радуйся, Ефреме, светило пресветлое.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский (251 г.)
Жития святых 25 декабря 2016
Священномученик Александр, епископ Иерусалимский (251 г.)

Был одним из учеников св. Климента Александрийского. В начале III в. был поставлен епископом в г. Флавии, в Каппадокии. Когда началось гонение на христиан, святой был заключен в темницу, где томился несколько лет.