25 января. Память мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших

6059
Фото

Cедмица 34-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226—235).

Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237). Преподобного Мартиниана Белоезерского (1483).

Мученика Мертия (284—305). Мученика Петра Авессаломита (309—310). Преподобного Евпраксии Тавенской (393).

Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».

Мученица Татиана Римская

Святая Татиана родилась в знатной римской семье; её отец — тайный христианин — воспитал дочь в истинной вере и благочестии. Когда началось гонение, её стали принуждать к поклонению идолам различными пытками: мученицу избивали, строгали её тело, выкололи глаза, отдавали на съедение зверям, ввергали в огонь. Но всякий раз святая Татьяна оказывалась невредимой, а её мучители сокрушались невидимыми Ангелами. Безумные нечестивцы все дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию. Они остригли мученице волосы и заключили её в храм Зевса. Но, отворив капище через три дня, мучители обнаружили, что идол повержен в прах, а святая Татиана радостно призывает Имя Господа Иисуса Христа. Правитель, не зная, что ещё сделать с мученицей, изрёк ей смертный приговор, и святая была усечена мечом.

Святитель Савва, архиепископ Сербский

Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, был сыном самодержца Сербии святого Стефана Немани (1168—1196). В 17 лет, встретив русского инока со святой горы Афон, он тайно оставил отчий дом и прибыл в Пантелеимонов монастырь. Стефан, узнав, что его сын на Афоне, хотел воевать с греками, но, вразумлённый святым Саввой, сам принял монашество в Ватопедской обители, а затем подвизался на Афоне до блаженной кончины. В 1219 году Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил святителя Савву в сан архиепископа всей Сербии. При этом святитель испросил у греческого императора право поставлять архиепископа собором сербских архиереев. Святительство Саввы утвердило Сербскую Церковь и положило начало православной государственности: вернувшись в Сербию, он венчал на царство своего брата Стефана Первовенчанного. Когда венгерский король Владислав объявил войну Сербии, святой не только убедил его заключить мир, но и обратил в Православие. Святитель Савва — самый почитаемый святой Сербской Церкви.

Преподобный Мартиниан Белоезерский

Преподобный Мартиниан в 13 лет оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому. Юный послушник ревностно подражал учителю в монашеских подвигах. После смерти наставника он удалился на безлюдный остров на озере Воже и подвизался там несколько лет. В 1435 году по просьбе братии Ферапонтова монастыря он стал игуменом этой обители и привел ее в цветущее состояние. Позже великий князь Василий назначил преподобного Мартиниана игуменом в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Жизнь в монастыре, близком к столице, тяготила пустыннолюбца, и он вернулся в Ферапонтов монастырь. Последние годы жизни он тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм на руках.

Евангелие дня

Нередко от скептиков можно услышать: как вы объясните, что именно происходит, когда вы говорите о встрече с Богом? Что вы переживаете? И какая у этого естественная основа? Но всё ли всегда можно выразить? Или некоторые вещи можно понять, только если их пережить? Ответ на этот вопрос прикровенно держится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 9.

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

В сегодняшнем чтении мы слышим диалог Христа и учеников. Если обратиться к контексту, мы поймём, что в этот момент они спускаются с горы, на которой ученики стали свидетелями преображения их Учителя. Переживая и осмысливая произошедшее, они беседуют со Христом, Который запрещает им говорить о том, что они видели, до момента Его воскресенья из мёртвых. Собственно, именно эти слова «воскреснуть из мёртвых» особенно заинтересовали апостолов. Они были более-менее взрослыми, они знали истории пророков Илии и его ученика Елисея, по молитвам которых отроки возвращались к жизни. Но что значит «воскреснет» применительно к Тому, в Ком они видели Мессию? Может быть, это какой-то образный язык? И вот, не зная, что думать, апостолы спрашивают Христа: «Что значит воскреснет из мёртвых и как же книжники говорят, что перед Мессией должен прийти Илия?»

Перед нами трое самых близких учеников Христа. Эти трое были свидетелями воскресения дочери Иаира, свидетелями буквально только что произошедшего Преображения, именно их Спаситель возьмёт с собой Гефсиманский сад, когда будет молиться до кровавого пота. Казалось бы, они настолько близки, что должны были бы доверять Христу беспрекословно, но этого не происходит. Во-первых, они до сих пор не понимают Его разговоров о грядущей смерти и не понимают что значит «воскреснет»... И это несмотря на то, что Христос уже много раз говорил им о грядущем распятии. Во-вторых, ученики не понимают, как Он может быть Мессией, если по пророчеству перед помазанником должен прийти пророк Илия. Не то чтобы они совершенно не доверяют Учителю, но ссылка на книжников говорит о том, что и те не потеряли для них своего авторитета.

Отвечая ученикам, Христос говорит им о том, что Илия пришёл и поступили с ним, как хотели. Из параллельного места в другом Евангелии мы знаем, что Он имеет в виду Иоанна Крестителя, который пришёл «в духе Илии», то есть так же, как Илия, призывал людей отвратиться от их грехов. При этом интересно, что вопрос о воскресении мёртвых Христос оставляет без ответа. Не потому, что Он не сможет ничего сказать, но потому, что они не смогут Его понять. Глагол «объяснять» означает делать нечто ясным, но в том-то и дело, что ясным опыт воскресения, для того, кто не воскрес, сделать невозможно. И в этом ученикам нужно просто доверять Учителю.

Иногда верующие люди не могут подобрать слов, чтобы объяснить неверующим свой опыт и очень переживают по этому поводу. Однако религиозный опыт и не может быть объяснён во всей полноте, как не может быть объяснён опыт переживания красоты или опыт вдохновения. Этого не нужно стесняться, потому что гораздо важнее объяснений то, как изменится наша жизнь в свете этого опыта.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Слово «подвиг» связано со словом «движение». А движение может быть беспорядочным, как броуновское движение молекул; может быть сконцентрированным, как движение лучей в лазере; может быть и не столь сконцентрированным, но тем не менее целеустремленным. Что же такое подвиг, что же такое подвижник? Открываем словарь Даля, замечательного нашего ученого-филолога, лингвиста, который сам совершил удивительный подвиг, создав толковый словарь, сохраняющий свою актуальность даже доныне, замечательное произведение и с научной, и с общекультурной точек зрения. В словаре Даля очень ясно сказано, что такое подвижник, — это тот, кто прославился великими и славными делами. То есть не всякая жертва и не всякое движение вперед есть подвиг. Подвиг происходит только тогда, когда двигающийся совершает добрые дела, великие и славные дела. Вот такой подвиг совершила святая мученица Татьяна — она отдала свою жизнь за веру, за убеждения; она проявила невероятную силу духа, которая потрясла ее гонителей.

Симеон Исихаст о Православии и стяжании благодати

Православие — это прямое постижение во Святом Духе внутреннего состояния Божественности каждого человека, а не то, что находится лишь в храмах и в Священном Писании. Храмы и священные тексты только указывают истинное направление, а Божественная благодать дает непосредственный опыт этого постижения на основе евангельских истин и традиции Церкви. Чтобы стяжать благодать, необходимо уметь вести духовную жизнь в любых обстоятельствах. Тогда любое обстоятельство становится источником стяжания благодати. Духовная жизнь — это предельная чистота ума, в котором обитает Бог… Тот, кто в совершенстве постиг состояние неисходного пребывания в полноте благодати, — освободился от всех эгоистических мыслей о себе и мире. Он полностью преодолел всякие плотские ограничения и привязанности и устойчиво хранит свой ум в небесной свободе. Тот, кто обрел это состояние духовной свободы, обликом похож на обычного человека, но духом уподобился Христу и стал земным Ангелом.

Три круга церковных богослужений

Богослужебные круги — определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

Все церковные богослужения делятся на 3 круга (цикла): суточный, седмичный (недельный) и годовой.

Богослужения каждого круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Молитвословия

Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 2

Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.

Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 8

Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.

Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому

глас 3

Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Кондак святителю Савве

глас 8

Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника,/ Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, отче Савво Богомудре.

Тропарь мученице Татиане

глас 4

Агнцу Пречистому и Пастырю последуя,/ агнице словесная Татиано,/ мысленных зверей не убоялася еси, / но знамением крестным вооружившися,/ до конца тех низложила еси,/ и вошла еси в Небесную ограду,/ идеже помяни и нас, мученице Христова многомудрая.

Кондак мученицы Татианы

глас 4

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице,/ от кровей твоих преиспещрена/ и, яко красная голубица,/ к Небеси возлетела еси, Татиано,// темже моли присно за чтущия тя.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея «Млекопитательница»

глас 3

Без семене от Божественнаго Духа,/ волею же Отчею зачала еси Сына Божия,/ от Отца без матере прежде век суща,/ нас же ради из Тебе без отца бывша,/ плотию родила еси/ и Младенца млеком питала еси,/ темже не престай молити/ избавитися от бед душам нашим.

Кондак Божией Матери в честь иконы Ея «Млекопитательница»

глас 5

Душ наших чувствия очистивше,/ узрим на иконе таинство преславное,/ Творца Вселенныя и Господа вышних сил,/ во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема,/ и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе/ и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем:/ радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница»

Душ наших чувствия очистивше,/ узрим на иконе таинство преславное,/ Творца Вселенныя и Господа вышних сил,/ во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема,/ и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе/ и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем:/ радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице. Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя­тей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило­стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво­им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми­лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве­дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За­ступницу и верную надежду рода на­шего, во веки веков. Аминь

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?