Новости Казанской епархии

В рамках Рождественских чтений митрополит Феофан возглавил работу секции «Православная культура в современной школе»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии / Синодальный ОРОиК

28 января 2020 года в Белом зале Храма Христа Спасителя прошла секция «Православная культура в современной школе: проблемы и перспективы». Мероприятие организовано в рамках I направления Международных Рождественских чтений-2020 «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации», сообщает сайт Синодального ОРОиК.

Сопредседателями секции стали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. Кураторами выступили руководитель сектора основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации иерей Герман Демидов и заведующий научно-методическим кабинетом Отдела Игорь Метлик. 

Со словом к участникам секции обратился митрополит Феофан. В начале своего выступления архипастырь отметил, что масштаб и высокий уровень представительства на Рождественских чтениях являются признаками духовного возрождения нашей страны.

Также, по мнению Его Высокопреосвященства, «Основы православной культуры не должны замыкаться в рамках чисто образовательной программы». «Именно через культуру мы многое можем сделать. Почему через культуру? Это четвертый класс и у детей развиты не столько логика и аппарат запоминания, сколько образное мышление. Через образы наиболее ярко могут быть усвоены истины Православия», — сказал митрополит.

Ярко и образно описывая преддверие битвы на Куликовом поле и само сражение, можно показать «роль Православной Церкви в деле спасения России, образец взаимодействия светской и духовной власти». Это также ответ людям, которые сегодня стараются вытеснить Церковь из общественного пространства, — заметил владыка Феофан. Ярким примером роли Православия в жизни нашего государства способна стать история Оптиной пустыни, влияния старцев на лучшую часть нашего общества. «Очень важно, чтобы дети через образы приобщались к пониманию красоты Православия, ведь нужно не просто дать сумму знаний, а привить любовь к вере наших отцов», — подчеркнул глава митрополии.

«Вы помните такую известную фразу, что в войне побеждают не генералы, а учителя, которые воспитали достойных граждан, — продолжил архиерей. — От учителя зависит закваска общества, то, каким оно будет формироваться. Духовное состояние нас, учащих, будет передаваться ученикам. Уча детей, очень важно самим учиться и совершенствоваться в духовной жизни».

В завершение своего выступления владыка Феофан поблагодарил педагогов за их самоотверженный труд, «на котором зиждется развитие церковной жизни».

В рамках работы секции с докладами выступили:

  • иерей Герман Демидов, руководитель сектора основ православной культуры Синодального ОРОиК — «Социокультурные условия преподавания православной культуры в регионах РФ: состояние, проблемы, пути решений»;
  • Игорь Метлик, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОиК, заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО — «Нормативно-методическое обеспечение преподавания православной культуры в российской школе и проблемы его совершенствования»;
  • Елена Теплова, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социальногуманитарного образования МПГУ — «Подготовка и деятельность учителя православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, направления решений»;
  • Виктория Туфрина, доцент ПСТГУ, исполнительный директор проекта «Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры» — «Школьные олимпиады по православной культуре».

После первой части участники секции задали свои вопросы и обсудили доклады. 

Во второй части «Теория и практика преподавания православной культуры в школе» выступили:

  • Алла Бородина, президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», член Союза писателей России, кандидат культурологи — «Страницы Великой Отечественной войны на уроках православной культуры»;
  • Ольга Янушкявичене, профессор кафедры социальной педагогики ПСТГУ — «Воспитание внутреннего человека на уроках ОПК»;
  • Елена Бойко, учитель русского языка, литературы, православной культуры МОУ «Татищевский лицей» Саратовской области, руководитель Районного методического объединения учителей ОПК; Анжела Игнатьева, учитель музыки, МХК, православной культуры МОУ СОШ с. Широкое Саратовской области; Елена Потапова, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ с. Большая Фѐдоровка Саратовской области — «Система внеурочной работы по православной культуре в форме метапредметных проектов духовно-нравственной направленности»;
  • Наталья Попова, директор МОУ СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области — «Школа — ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию участников образовательного процесса»;
  • Наталья Бровко, директор МБОУ СОШ № 4 г. Апатиты Мурманской области. Иерей Иоанн Данилец, священник храма новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Апатиты — «Школа — центр духовно-патриотического воспитания»;
  • Светлана Веретенникова, доцент кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета, помощник благочинного Семилукского церковного округа Воронежской епархии по образованию — «Методическое сопровождение деятельности учителей по преподаванию православной культуры в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР»;
  • Виктория Гусакова, преподаватель ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны РФ», методист Центра подготовки церковных специалистов при СПбДА — «Организация взаимодействия воскресной школы со светскими образовательными организациями на основе учебно-методического комплекта «Православная культура России» (5 класс)»;
  • Татьяна Затямина, заведующая кафедрой культуры, искусства и общественных дисциплин ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», профессор — «Православная культура в содержании классного часа духовно-нравственной направленности»;
  • Галина Проскурина, учитель искусства и МХК, ОРКСЭ и ОДНКР МБОУ гимназия «Перспектива» г.о. Самара, председатель городского УМО учителей ОРКСЭ и ОДНКР г. Самары — «Значение урока “Святые заступники Руси” для развития личности ребенка»;
  • Елена Глушкова, руководитель сектора ОПК ОРОиК Екатеринбургской епархии; Марина Архиреева, специалист ИМЦ Кировского района г. Екатеринбурга; Галина Максимчук, специалист Управления образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга — «Взаимодействие светской и церковной систем образования в Свердловской области: модель и содержание». 

В третьей части секции прошел научно-практический педагогический семинар «Школа целостного развития. Православная культура в образовательной деятельности сельской школы». Его провел иерей Владимир Мартышин, директор МОУ Ивановская СОШ с. Ивановское Борисоглебского района Ярославской области, старший преподаватель Ярославского государственного педагогического университета.

На секции присутствовали архипастыри Татарстанской митрополии епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий и епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатий, духовенство Казанской епархии, сотрудники епархиальных отделов образования и катехизации, директора и педагоги образовательных школ и православных гимназий митрополии.

Теги:
Рождественские чтения
митрополит Феофан
религиозное образование

Все публикации